Файл: Бычков, В. П. М. К. Гребенча (1897 - 1948). Страницы жизни и творчества.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
исключением, быть может, мелких, не |
принципиаль |
|
ных вопросов) писать совместно. |
|
|
Делали мы это так: кто-либо один |
из нас |
писал |
по данному разделу первоначальный |
вариант |
тек |
ста и отдавал другому, тот, с учетом написанного, писал свой вариант. Затем мы обсуждали первые варианты и, как правило, таким же образом писали вторые варианты. Мы обменивались текстами тричетыре, а иногда и большее число раз. Это была кропотливая и трудоемкая работа. Каждый из нас был основательно занят педагогической работой; я работал также в издательстве, а потому писать книгу нам в основном приходилось по ночам.
Разумеется, что наши математические вкусы и пе дагогические взгляды не во всем были идентичны, поэтому мы часто спорили и даже ссорились. Но это были ссоры в хорошем смысле — «по делу», ни один из нас не хотел сдавать свои позиции «без боя». Однако как бы мы ни спорили, после объективного обсуждения мы всегда вырабатывали общую точку зрения и с общего согласия принимали окончатель ный текст.
Трудность работы усиливалась тем, что мы были недостаточно опытными авторами, в особенности я должен это отнести к себе, так как за крупный, от ветственный труд я взялся впервые. То, что сначала казалось написанным удачно и выразительно, через некоторое время представлялось нескладным и блед ным и вызывало иногда даже чувство отвращения. Подобные же чувства испытывал и Михаил Кузьмич. Зато при обсуждении написанных вариантов мы бес пощадно, иногда довольно ехидно критиковали друг друга и посмеивались друг над другом. Главным об разом эта критика относилась к характеру изложе ния и к стилистическому оформлению текста. Такая откровенность при обмене мнениями помогла нам вы работать единый стиль и характер изложения.
22
При всем нашем старании вышедший первым изданием первый том «Курса математического ана лиза» нас не мог вполне удовлетворить. Нам «с пер вого раза» не удалось устранить многословие и при дать тексту желаемую академическую краткость и выразительность. Во втором издании мы предприня ли основательную переработку текста с целью его решительного сокращения за счет некоторого лишне го материала, а равным образом за счет устранения многословия.
В 1945 году мы приступили к работе над вторым томом «Курса математического анализа». Однако преждевременная скоропостижная смерть Михаила Кузьмича прекратила нашу совместную работу. К этому времени основной текст книги был близок к завершению. Заканчивать работу мне пришлось одно му. Но я старался сохранить выработанный нами совместно характер изложения, который был принят нами во втором издании первого тома.
Первый том был издан на русском языке |
пятью, |
а второй том — тремя изданиями. Кроме того, |
«Курс |
математического анализа» был переведен на украин ский, латышский, чешский, венгерский, китайский языки.
Интересы Михаила Кузьмича не ограничивались математикой; он любил искусство и в особенности музыку. Периодически он и его друзья — любители музыки — собирались и устраивали музыкальные ве чера.
Говоря о Михаиле Кузьмиче нельзя не сказать о той поистине трогательной заботе, которую он про являл по отношению к своим ученикам. Эта забота продолжалась и после окончания ими института или аспирантуры; Михаил Кузьмич старался для каждого подыскать свойственную его интересам, складу ха рактера її способностям работу. Молодежь видела в
23
нем не только учителя, но и старшего друга, кото рый никогда не откажет в помощи и добром слове. Ученики Михаила Кузьмича обращались к нему за советом в трудные минуты, когда приходилось при нимать важное решение, от которого зависит, как в дальнейшем сложится жизнь. Михаил Кузьмич всегда вникал в сущность дела и откровенно высказывал свое мнение. Он любил молодежь, любил пошутить и посмеяться, охотно принимал участие в вечерах и встречах, которые устраивали его ученики.
Михаил Кузьмич обладал феноменальной работо способностью: он возглавлял кафедру высшей мате матики в Горном институте, кафедру алгебры и ме тодики математики в Московском городском педаго гическом институте, руководил аспирантами, прини мал участие в работе Министерства высшего обра зования СССР и Министерства просвещения РСФСР, он был председателем Учебно-методического совета Министерства просвещения РСФСР; читал лекции при Московском институте усовершенствования учи телей; писал книги; и что бы он ни делал, он делал это с любовью, с душой; он любил всегда быть в «водовороте событий». Должен откровенно сознать ся, что я высказывал свое недовольствпе Михаилу Кузьмичу, когда видел, что он слишком обременяет себя многочисленными заботами и в особенности в то время, когда от нас требовалось соблюдение из дательских сроков.
Столь разнообразная и активная деятельность Михаила Кузьмича подорвала его силы. Последние месяцы жизни он говорил: «На меня напала какая-то немощь». У него катастрофически повысилось кровя ное давление. Несмотря на предупреждение врачей, он, не сказав об этом никому из своих родных и друзей, продолжал прежнюю, ставшую уже непосиль ной широкую и активную деятельность. Это и при
24
вело к трагическому концу. Михаил Кузьмич скоро постижно скончался в ночь на 21 июня 1948 года на пятьдесят первом году жизни».
Теплы и трогательны воспоминания бывшей сту дентки М. К. Гребенчи Тамары Николаевны Поляко вой, преподавателя математического факультета Мос ковского государственного педагогического института имени В. И. Ленина.
«Михаил Кузьмич Гребенча читал у нас лекции
по математическому |
анализу и |
высшей |
алгебре,— |
пишет она в своем |
письме.—» Эти |
лекции |
оставили |
светлое, радостное, неизгладимое впечатление.
В отличие от других экзаменаторов, Михаил Кузь мич предлагал готовиться к ответу и отвечать по билету и на дополнительные вопросы, задачи, теоре мы, не даваемые в курсе лекций, у доски. Строгость и доброжелательность Михаила Кузьмича и вся об становка на экзаменах создавали какое-то припод нятое настроение у студентов.
Михаил Кузьмич отличался от других профессо ров и доцентов тем, что бывал на многих уроках, даваемых студентами во время педагогической прак тики, и не навязчиво, без мелких придирок анали зировал уроки студентов.
Михаил Кузьмич в течение многих лет руководил математическим кружком для студентов. К сожале нию, со смертью Михаила Кузьмича заглохли, пере стали существовать математические и методические семинары для учителей средней школы. Михаил Кузьмич был создателем и руководителем этих семи наров. Семинары проводились на математическом факультете Московского городского педагогического института имени В. П. Потемкина по воскресеньям, через неделю. Многие наши выпускники, несмотря на большую занятость и недостаток свободного вре мени, стремились участвовать в этих семинарах. Та-
25
ким образом поддерживалась живая, нужная связь математического факультета с учителями, директора ми, завучами школ, нашими бывшими студентами.
На математическом семинаре читали доклады мно гие видные математики. На методическом семинаре после докладов часто разгорались жаркие споры. Кроме того, каждый участник семинара знал, что он с любым наболевшим вопросом, и по работе, и лич ного характера, может обратиться к Михаилу Кузь мичу и получить мудрый, добрый совет. Мы ждали эти семинары как праздника.
Во время Великой Отечественной войны Михаил Кузьмич был директором Горного института, заведо вал кафедрой при Московском городском педагоги ческом институте, работал в Учебно-методическом со вете Министерства просвещения РСФСР. И все же Михаил Кузьмич находил время для проведения ма тематических вечеров в госпиталях и лазаретах. Ми хаил Кузьмич со студентами был в лазарете в Ле фортово, где лежали тяжело раненные солдаты, мно гие без рук, ног, иногда обеих. Михаил Кузьмич мог так организовать эти математические вечера, что ра неные просили еще и еще раз прпйти к ним.
И еще не могу не вспомнить о том, о чем мы уз нали после смерти Михаила Кузьмича от старше го бухгалтера института Веры Викторовны Шмыткиной (теперь и ее нет в живых). Михаил Кузьмич из своей зарплаты выплачивал стипендии нескольким студентам, которые хорошо, успешно занимались, но не получали стипендии и собирались покинуть ин ститут (тогда для получения стипендии требовалось не менее 75% оценок «отлично» и 25% — «хорошо»).
Михаил Кузьмич Гребенча—это явление неповтори мое, это особый период в жизни факультета. На ма тематическом факультете было немало крупных, из вестных ученых, педагогов, но никто из них не имел
26
такого сильного, ни с чем не сравнимого влияния на умы и сердца студентов. Посеянные Михаилом Кузь мичом семена добра и любви к педагогической про фессии дают и всегда будут давать хорошие богатые всходы».
Вячеслав Тимофеевич Базылев, профессор, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой геометрии Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской рассказывает:
«Профессор Гребенча был одним из организаторов физико-математического факультета Московского го родского педагогического института имени В. П. По темкина. Этот институт был открыт в 1933 году с целью подготовки квалифицированных учителей для средних школ Москвы.
Михаилу Кузьмичу удалось с первых же лет су ществования факультета обеспечить высокий науч ный уровень преподавания, пригласив к чтению лек ций таких видных профессоров, как И. И. Жегалкпн,
Б. |
Н. Делоне, |
Н. В. Смирнов, |
Н. А. Глаголев, |
|
С. |
П. |
Фиников, |
С. Г. Михлин, |
Д. И. Перепелкин, |
Н. |
Ф, |
Четверухин. |
|
|
Я учился в городском педагогическом институте с 1937 по 1941 год. Нашему потоку Михаил Кузьмич читал курс высшей алгебры, теории чисел и теоре тической арифметики. У нас — студентов лекции Ми хаила Кузьмича вызывали всегда большой интерес. Этими лекциями Михаил Кузьмич не просто сооб щал нам определенный объем знаний. На первое мес то выступал сам процесс рассуждений, приоткрыва лась завеса над «лабораторией математики». И не редко у слушателей создавалось впечатление, что вот эту теорему Михаил Кузьмич впервые доказал сегод ня на лекции, вот здесь, у доски.
Много лет спустя мы поняли, что такая методика чтения требует от лектора не только большой эрудп-
27
цпи, но її очень тщательной подготовки к каждой лекции.
Сдать экзамены Михаилу Кузьмичу было делом далеко не простым. Экзаменовались одновременно че тыре-пять человек у доски (кроме основной доски, в аудитории были еще и переносные доски). Экзаме национный билет содержал вопросы курса, изложен ные в лекциях. После ответа на эти вопросы Михаил Кузьмич предлагал доказать теорему, которой в лек циях не было и о которой студент обычно ничего не знал заранее. Успех экзамена зависел от того, как студент будет рассуждать, доказывая эту теорему. Здесь можно было получить оценку четыре или пять. Если же с доказательством ничего не получалось, но на вопросы билета были даны исчерпывающие ответы, ставилась оценка три. Если студент слабо отвечал на вопросы билета, то Михаил Кузьмич ни какой новой теоремы доказывать не предлагал п ста вил оценку неудовлетворительно.
Проскочить «на авось» на экзамене у Михаила Кузьмича было невозможно. Он отнюдь не скупился на неудовлетворительные оценки, но я не знаю слу чая, чтобы это вызывало обиды со стороны студен тов. Всем было ясно, что двойку студент получил по заслугам.
Профессор М. К. Гребенча был отцом и душой факультета. Всех студентов факультета он знал в лицо h по фамилиям. Он знал, как живут студенты, кто пз них нуждается в материальной помощи.
Как обычно, остро нуждающиеся студенты получа ли материальную помощь от общественных организа ций факультета и института. В те годы эти органи зации располагали очень скромными суммами. И вот оказывается, что в ряде случаев средства на такую помощь через общественные организации давал Ми-
28
хайл Кузьмич из своей зарплаты. Этот факт стал из
вестен |
лишь после смерти Михаила Кузьмича. |
И в |
нашей памяти Михаил Кузьмич встает не |
просто как блестящий и мудрый воспитатель препо давателей математики, но и как человек высокого такта. «Каждому ппть-есть надо»,— нередко говорил Михаил Кузьмич. И вот обнаружен студент, которому «пить-есть» не на что. Студенту надо помочь, но сде лать это надо так, чтобы не поставить нуждающего ся в неудобное положение. И Михаил Кузьмич умел так сделать. К Михаилу Кузьмичу можно было обра титься по любому вопросу и в трудную минуту он всегда был готов оказать поддержку.
После смерти Михаила Кузьмича прошло четверть века, но и теперь в воспоминаниях каждого из его многочисленных учеников непременно встретишь вос клицание: «Да, вот это был человек!».
Интересны воспоминания доктора физико-матема тических наук, профессора Московского государствен ного педагогического института имени В. И. Ленина Василия Ильича Нечаева:
«Я учился с 1937 по 1941 год в Московском город ском педагогическом институте. Там работали: умный и деликатный Николай Васильевич Смирнов, чей вклад в развитие теории вероятностей общеизвестен, а проблемы, им поставленные, и сегодня служат те мами докторских диссертаций; олимпиец Сергей Пав лович Фиников, создавший весьма заметное направ ление в дифференциальной геометрии; просто клас сик Нил Александрович Глаголев, известный своими работами по основаниям геометрии; эрудит Соломон Григорьевич Михлин — ныне один из крупнейших специалистов по интегральным уравнениям; овеян
ный легендами |
Борис Николаевич |
Делоне — ныне |
|
заведующий отделом |
геометрии в |
Математическом |
|
институте им. В. |
А. |
Стеклова Академии наук СССР; |
29