Файл: С. Ю. Воробьев Бюджетирование и управление денежными потоками в коммерческих организациях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
|
116
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
По ставке оплаты труда хирургов
= 47
× 15000 руб. - 754 000
49 000
Н
По производительности хирургов
=
(22 × 2 часа - 47 часов) ×
1500
0 руб.
45 000
Н
Постоянных накладных затрат
= 480 000 - 460 000
20 000
Б
Фактические затраты
= 754 000 + 460 000
1 214 000
Таким образом, клиника допустила перерасход затрат в январе по сравнению с бюджетом на 134 тыс.руб. по причинам:
проведения двух сверхплановых операций (60 т.р.);
более высокой почасовой ставки оплаты труда хирургов (49 т.р.);
сверхнормативной длительности операций (45 т.р.);
при этом достигнута экономия накладных затрат (20 т.р.).
Ответ к заданию 3:
Предварительный контроль
– сравнение прогнозируемых фактических результатов с бюджетом, инициирование действий по предотвращению нежелательных событий. Предварительный бюджетный контроль осуществляется до фактической реализации события, что позволяет предупредить негативный исход и заранее предпринять действия по оптимизации ситуации.
Модели 1 и 2 – модели предварительного контроля, так как включают прогнозирование будущих исходов и сравнение с желаемыми исходами, позволяя дивизионам совершить упреждающее регулирующее действие.
Модель 3 – модель выявляющего контроля, так как предоставляет информацию о произошедших событиях, которые нельзя предотвратить.
Ответы к тестам:
1. b
Принципы эффективного бюджетирования включают: объективность, участие исполнителей в бюджетировании, равновесие, обоснованность, поддержку исполнителей, соблюдение бюджетных договоренностей.
Своевременность (соблюдение сроков этапов бюджетирования) относится к требованиям бюджетной системы.
2. d
При постановке бюджетирования бухгалтерская (финансовая) служба компании должна предпринять следующие шаги: выбрать метод бюджетирования; сформировать финансовую структуру компании; определить последовательность составления бюджетов (бюджетную
|
117
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org модель); выбрать один из подходов к участию исполнителей в бюджетировании; создать бюджетный комитет; разработать и утвердить регламентирующие документы системы бюджетирования; разработать процедуры контроля и анализа исполнения бюджета. Организатором бюджетирования является бухгалтерская служба.
3. d
Бюджет на нулевой основе– альтернативный метод бюджетирования, когда каждый бюджет составляется без опоры на фактические данные предыдущего периода («с нуля»), причем каждый плановый показатель должен быть обоснован другими аргументами, нежели сложившейся практикой бизнеса и прошлыми результатами.
4. a
Бюджетная модель представляет собой логическую последовательность составления бюджетов в организации. Составление бюджетов начинается с ключевого бюджета. Ключевой бюджет – бюджет фактора, ограничивающего деятельность организации. Ограничивающий фактор является главным лимитированным ресурсом, препятствующим развитию организации.
5. c
Раздел «План внедрения» представляет будущие цели организации и действия по их достижению в виде дат на временной шкале. Важно указать ключевые этапы развития и их финальные даты.
|
118
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
|
119
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 24
Тема 3. Управление денежными потоками
Краткое содержание темы
Денежный оборот в организации. Роль и задачи казначейства в управлении денежными потоками.
Система расчетов в организации. Формы безналичных расчетов и расчетных документов. Правила осуществления наличных расчетов.
Традиционные и современные методы финансирования деятельности.
Оптимизация денежных потоков и платежей. Модель Баумоля. Модель
Миллера-Орра.
Прогнозирование денежных потоков.
Планирование движения денежных средств. Формирование платежного календаря.
Контроль движения денежных средств.
Составление отчета о движении денежных средств. Прямой метод.
Косвенный метод.
Результаты изучения темы
Рассматриваемые в теме трудовые действия бухгалтера:
разработка финансовой политики экономического субъекта, определение и осуществление мер по обеспечению ее финансовой устойчивости;
руководство работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития экономического субъекта;
организация управления денежными потоками в экономическом субъекте;
координация и контроль выполнения работ в процессе управления денежными потоками в экономическом субъекте;
составление финансовых планов, бюджетов и смет экономического субъекта;
составление отчетов об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и осуществление контроля за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов.
По итогам изучения темы бухгалтер должен:
знать: o основы финансового менеджмента, методические документы по управлению денежными потоками; o внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта;
|
120
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org o передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере управления денежными потоками.
уметь: o разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта; o разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе регламентирующие порядок проведения работ в системе управления денежными потоками; o формировать структуру бюджетов денежных средств; o планировать объемы, последовательность и сроки выполнения работ по составлению бюджетов денежных средств, контролировать их соблюдение; o координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе выполнения работ по управлению денежными потоками; o применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей управления денежными потоками; o составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивать составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта; o определять общую потребность экономического субъекта в финансовых ресурсах; o прогнозировать структуру источников финансирования; o осуществлять проверку качества составления бюджетов денежных средств; o владеть методами финансовых вычислений; o обеспечивать доведение плановых показателей до непосредственных исполнителей.
3.1. Денежный оборот в организации
Денежные средства являются наиболее ликвидным активом организации, доступным для финансирования бизнеса, погашения обязательств или других целей. Компания накапливает и использует денежные средства по трем мотивам:
транзакции – использование денежных средств в сделках и операциях текущего, инвестиционного и финансового характера (например, погашение кредита, оплата приобретения сырья, выплата заработной платы и т.д.);
безопасность
– хранение остатка денежных средств для непредвиденных ситуаций, случаев, не предусмотренных бюджетом движения денежных средств;
|
121
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
спекуляции – получение прибыли от операций с денежными средствами на финансовом рынке (например, купля-продажа ценных бумаг, валюты, размещение депозитов).
Денежный оборот организации включает денежные оттоки и притоки по различным операциям, которые классифицируются по следующим видам деятельности:
операционная – основная деятельность предприятия по получению дохода, а также виды деятельности, которые не являются ни инвестиционной, ни финансовой деятельностью;
инвестиционная – приобретение и продажа долгосрочных активов и финансовых инвестиций, не включенных в денежные эквиваленты. Эта деятельность связана с вложением собственных средств в другие компании (в виде займов, покупки акций, лизинга), с целью получения дохода в виде процентов и дивидендов;
финансовая – деятельность, результатом которой является изменение в размере и составе собственного капитала и полученных займов предприятия. Эта деятельность связана с привлечением ресурсов
(в виде краткосрочных и долгосрочных кредитов, выпуска облигаций, эмиссии акций, лизинга), что приводит к дополнительным расходам в виде процентов и дивидендов.
Полный перечень элементов денежного потока по видам деятельности согласно стандарту МСФО IAS 7 приведен в следующей таблице:
Операционная
Инвестиционная
Финансовая
Денежные поступления от продажи товаров и предоставления услуг
Денежные поступления в виде роялти, гонораров, комиссионных и прочая выручка
Денежные выплаты поставщикам за товары и услуги
Денежные выплаты работникам и от имени работников
Денежные выплаты для приобретения основных средств, нематериальных и других долгосрочных активов
Денежные поступления от продажи основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов
Денежные выплаты для приобретения долевых или долговых инструментов других предприятий и долей участия в совместном предпринимательстве (кроме платежей за инструменты, рассматриваемые как эквиваленты денежных средств или предназначенные для коммерческих или торговых целей)
Денежные поступления от продажи долевых или долговых инструментов других предприятий и долей участия в совместном предпринимательстве
Денежные поступления от эмиссии акций или других долевых инструментов
Денежные выплаты собственникам для приобретения или погашения акций предприятия
Денежные поступления от выпуска долговых обязательств, займов, векселей, облигаций, закладных и других краткосрочных и долгосрочных заимствований
|
122
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
Денежные выплаты или возвраты налога на прибыль, если они не могут быть непосредственно соотнесены с финансовой или инвестиционной деятельностью
Денежные поступления и выплаты по договорам, заключенным в коммерческих или торговых целях
Авансы и займы, предоставленные другим лицам (кроме авансов и займов, предоставляемых финансовыми институтами)
Денежные поступления от возврата авансов и займов, предоставленных другим лицам
Денежные выплаты или поступления по фьючерсным или форвардным контрактам, опционам и договорам
«своп», кроме случаев, когда контракты заключены в коммерческих или торговых целях, или выплаты или поступления классифицируются как финансовая деятельность
Денежные выплаты по заемным средствам
Денежные выплаты арендатора для уменьшения непогашенной задолженности по финансовой аренде
Денежные поступления и выплаты страховой компании по страховым премиям, требованиям, аннуитетам и прочим страховым вознаграждениям
Соотношение денежных притоков и оттоков по всем видам деятельности влияет на потребность организации в денежных средствах, а также на остаток денег на её счетах. Управление денежными потоками предполагает систему действий по:
выявлению источников получения денежных средств;
удовлетворению потребностей в денежных средствах для всех видов деятельности;
определению путей использования свободных денежных ресурсов.
Задачи организации денежного оборота в организации выполняет специальное подразделение финансовой службы – казначейство. Рассмотрим его задачи и функции подробнее.
Роль казначейства в управлении денежными потоками
Казначейство является одним из подразделений финансовой службы организации. Целью его деятельности является обеспечение ликвидности организации, то есть достаточных денежных средств для бесперебойной деятельности и роста ее бизнеса.
Задачами казначейства являются:
управление денежными потоками и валютными операциями;
привлечение финансовых ресурсов из внешних источников;
взаимодействие с банками, биржами, органами регулирования финансового рынка;
|
123
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
краткосрочное инвестирование в ценные бумаги и другие финансовые активы;
управление рисками, страхование, хеджирование.
Зачастую в рамках финансовой службы отсутствует самостоятельное казначейское подразделение, а его функции выполняются другими специалистами финансовой службы. Есть несколько аргументов в пользу создания казначейского подразделения:
размер бизнеса и международный характер деятельности организации, которые увеличивают количество и сложность финансовых операций;
интернационализация рынков заимствований, валюты, ценных бумаг, что усложняет операции по привлечению финансирования, обмену валют и инвестированию временно свободных средств;
новые технологии финансирования, предоставляющие организации дополнительные возможности привлечения ресурсов (например, краудфандинг), расширения бизнеса и экономии на плате за капитал.
По этим причинам крупные организации в обязательном порядке создают в рамках финансовой службы самостоятельное казначейское подразделение.
Основные функции казначейства показаны на схеме:
Функции
казначейства
Организация расчётов
Привлечение финансовых ресурсов
Оптимизация денежных потоков и платежей
Прогнозирование денежных потоков
Планирование денежных потоков
Контроль движения денежных средств
Составление отчетов о движении денежных средств
Помимо перечисленных на схеме, функции казначейства также могут включать:
организацию валютных операций;
разработку и реализацию дивидендной политики;
управление финансовыми рисками;
управление инвестициями на финансовом рынке.