Файл: С. Ю. Воробьев Бюджетирование и управление денежными потоками в коммерческих организациях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
|
100
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
предприятие: история развития предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности; собственники, руководящий персонал, работники предприятия; текущая деятельность; финансовое состояние; кредиты;
проект: общая информация о проекте; инвестиционный план проекта; анализ рынка, конкурентоспособность; описание производственного процесса; финансовый план; экологическая оценка;
финансирование: графики получения и погашения кредитных средств; залог и поручительство; оборудование и работы, которые будут финансироваться за счет кредитных средств; SWOT – анализ; риски и мероприятия по их снижению;
приложения.
Международная
аудиторско-консультационная
компания
PwC
(PricewaterhouseCoopers) разработала методику составления бизнес-планов
14
с целью предоставления практических рекомендаций собственникам и руководителям предприятий малого и среднего бизнеса по разработке и редактированию бизнес-планов. По мнению консультантов PwC, роль этого документа критически важна при долгосрочном планировании деятельности и привлечении финансирования. Структура бизнес-плана согласно методике PwC представлена ниже:
резюме;
компания;
миссия, видение, стратегия;
продукты и услуги;
рынок и клиенты;
конкуренты;
маркетинг;
снабжение и производство;
руководство и организация;
возможности и риски;
финансовый план;
план внедрения;
приложения.
Министерство экономического развития РФ (МЭР) представило рекомендуемую форму бизнес-плана15 в целях проведения экспертной оценки проектов и компаний, намеревающимися получить статус резидента особой экономической зоны. Структура бизнес-плана для оформления заявок согласно данной методике следующая:
14
Business Plan: Make Your Ideas Become Reality. PricewaterhouseCoopers, 2009.
15
Приказ №75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения)
соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности,
критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-
планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-
внедренческим особым экономическим зонам» от 23 марта 2006 г.
|
101
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
резюме бизнес-плана;
общие сведения о заявителе;
анализ положения дел в отрасли и описание организации-претендента;
описание продукции (работ, услуг);
маркетинг и сбыт продукции (работ, услуг);
логистика производства;
производственный план;
организационный план;
финансовый план;
оценка эффективности проекта и рисков его реализации;
приложения.
Сравнение структуры разделов бизнес-плана в различных методиках показывает, что, по сути, они достаточно схожи. Наименования разделов могут различаться, однако содержание в целом определяется интересами пользователей и поэтому в основном совпадает. Сравнение содержания бизнес- планов представлено на схеме:
Выбор структуры и последовательности разделов бизнес-плана зависит от целей его составления и групп ключевых пользователей. Некоторые разделы, такие как, резюме, анализ рисков, финансовый план, являются обязательными в любой редакции. Другие части, например, описание компании или процессов снабжения и производства, являются опциональными и заполняются в определенных случаях. Сравнение структуры бизнес-плана в различных ситуациях его составления представлено в таблице:
|
102
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
IFA
C
UN
IDO
Е
Б
Р
Р
P
wC
М
инэко ном
- р
а звит ия
Р
о ссии
Резюме
Компания
Миссия, видение, стратегия
Продукты и услуги
Рынок и клиенты
Конкуренты
Маркетинг
Снабжение и производство
Руководство и организация
Возможности и риски
Финансовый план
План внедрения
Содержание разделов бизнес-плана
Рассмотрим содержание разделов бизнес-плана на примере наиболее подробной методики консультационной компании PwC
16
Раздел «Резюме» (executive summary) является концентрацией ключевых апектов бизнес-плана. Резюме должно привлекать внимание пользователя к проекту или бизнесу в целом. Для этого резюме следует ориентировать на критерии принятия решений и информационные нужды целевой аудитории бизнес-плана.
Содержанием резюме является краткое описание организации или проекта, продуктов и услуг, рынка, а также команды руководителей. Главный акцент стоит сделать на конкурентном преимуществе бизнеса – факторах, которые делают организацию успешной на рынке. Также указываются ключевые сильные стороны и возможности компании. Представляются выборочные финансовые показатели прошлой деятельности, прогнозные значения прибыли, потребность в финансовых ресурсах. Общий объем резюме не должен превышать 3-4 страниц.
Пример основных элементов резюме бизнес-плана представлен на схеме.
16
Business Plan: Make Your Ideas Become Reality. PricewaterhouseCoopers, 2009.
|
103
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
Раздел «Компания» представляет описание организации, ее отрасли и видов продукции. Важно указать причины начала деятельности компании или проекта, текущие достижения и будущие направления развития. Информация о деятельности организации и ключевых факторах успеха покажет пользователю бизнес-плана, почему стоит ожидать успешного развития организации в будущем.
Содержанием раздела является бизнес-модель, юридическая структура, структура собственности, ключевые этапы развития (успехи и ошибки). Если бизнес-план составляется для новой организации, необходимо описать прошлые достижения команды её основателей. Другими элементами раздела являются взаимоотношения организации с сотрудниками, клиентами. Примерами инструментов, применяемых для структурирования содержания этого раздела, могут быть SWOT-анализ, анализ пяти сил Портера и др.
|
104
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
Источниками данных для заполнения этого раздела могут служить отчеты, пресс-релизы, публикации конкурентов, партнерские контакты, выдержки из устава предприятия, организационная, географическая структура холдинга, протоколы совещаний, финансовые отчеты предыдущих лет, данные управленческого учета, отраслевая аналитика.
Раздел «Миссия, видение, стратегия» дает ответы на вопросы: для чего ведется деятельность, какие цели ставятся перед организацией, как планируется их достигать? Стартовой точкой бизнеса является нерешенная рыночная проблема и неудовлетворенная рыночная потребность. Миссия организации описывает эту проблему и подход к ее решению. Параллельно миссии формируется видение организации, которое представляет собой четко сформулированный целевой ориентир – где организация видит себя в будущем.
Важно показать пользователям бизнес-плана, что видение является не просто идеей, что оно основано на реалистичных предположениях, понимании природы бизнеса, его причинно-следственных связях. Стратегия описывает, как будет выполнена миссия и как будут достигнуты ориентиры видения.
Раздел «Продукты и услуги» составляется с акцентом на уникальность продукта или услуги (качество, цена, ноу-хау, дополнительные опции и т.д.) Если технология производства продукта сложна, не следует перегружать раздел техническими деталями, их необходимо разместить в приложении. Критерием качественного содержания этого раздела будет его ясность для неспециалиста в данной отрасли.
Пользователи бизнес-плана также нуждаются в информации о научных исследованиях и разработке новых продуктов, затратах на расширение продуктовой линейки. Важно указать наличие патентов и торговых знаков, защищающих права на продукцию компании. В заключение следует описать планируемые действия компании в ответ на изменение рыночных условий и трендов. Содержание раздела может быть разбито на подразделы:
физическое описание – описание физических свойств/основных технических характеристик продукта с иллюстрациями, схемами и чертежами;
преимущества для потребителя – способы использования продукта клиентами, уникальные особенности, функциональность, дизайн и т.д.;
текущая стадия жизненного цикла – текущее состояние разработки или производства продукта, готовности к выходу на рынок.
Раздел «Рынок и клиенты» характеризует привлекательность выбранного компанией рынка, раскрывает релевантные рыночные сегменты на основе информации о рыночном потенциале, объеме рынка, цикличности и прогнозных темпах роста. Пользователь бизнес-плана должен понять, насколько велика текущая и целевая доля рынка, принадлежащая компании, а также механизм ее завоевания (за счет общего роста рынка или вытеснения конкурентов). Также важно проанализировать степень ценовой эластичности потребительского спроса, подверженность бизнеса изменениям моды и другим рыночным тенденциям.
|
105
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
Раздел «Конкуренты» содержит сравнение организации с ее прямыми и косвенными конкурентами, что позволяет до определенной степени понять, насколько значимы сильные и слабые стороны конкурентоспособности фирмы.
Поэтому в разделе помещается информация о ключевых конкурентах: их описание, история, стратегия, модель бизнеса, сильные и слабые стороны в сравнении с другими участниками рынка, проблемы и возможности, критические факторы успеха, подходы к решению проблем.
Раздел «Маркетинг» включает детальное описание концепции и стратегии маркетинга в организации. Пользователь бизнес-плана должен понимать механизм входа компании на рынок, развития и проникновения на другие рынки.
Содержание раздела состоит из описания ценовой политики, каналов сбыта и дистрибуции, политики в области рекламы, продвижения, PR. В результате изучения данного раздела у пользователя должно сложиться впечатление, что компания находится в центре рыночных тенденций, успешно удовлетворяет потребности клиентов и при этом зарабатывает достаточную прибыль.
Данный раздел может быть разбит на подразделы:
рынок и его возможности – спрос на продукты или услуги, описанные выше. Важно! Должен определить как сам рынок, так и существующие на нем возможности, то есть рынок в целом, первичный и вторичный целевые сегменты рынка, их характер, значение и степень устойчивости.
маркетинговая политика – объясняет, как в рамках данного бизнеса будут применяться имеющиеся маркетинговые инструменты. Описание политики должно охватывать механизмы распространения, рекламы, продвижения, ценообразования, стимулирования продаж, а также анализ местных условий. Уровень активности отдела маркетинга будет зависеть от стадии развития и потенциала компании. Часто план маркетинга включает несколько этапов, важно указать сроки проведения маркетинговых мероприятий в течение периода действия бизнес-плана.
исследование рынка – следует подкрепить выводы и утверждения раздела данными формального исследования рынка, что поможет пользователю бизнес-плана лучше понять ситуацию на рынке.
прогнозы продаж – часть финансового плана, однако полезно привести в данном разделе прогнозные показатели продаж: рост объемов, долю рынка, продажи с разбивкой по периодам, по продуктам или услугам, по клиентам.
вспомогательные материалы – материалы, способные внушить доверие к сделанным в разделе заявлениям, а именно, исследования отрасли, отзывы клиентов, брошюры, статьи, относящиеся к продукту или услуге.
Раздел «Снабжение и производство» позволяет пользователю бизнес- плана оценить модель деятельности, структуру затрат и прибыльность бизнеса.
Раздел содержит описание ресурсов, используемых для изготовления готовой продукции, характеристику ключевых бизнес-партнеров, структуру деятельности
|
106
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org в соотношении закупаемых компонентов и компонентов, производимых самостоятельно, перспективы повышения эффективности, качества, внедрения технологических инноваций.
Описание механизма производства следует дополнить указанием «узких мест» и дефицитных ресурсов бизнеса, сильных и слабых сторон производственной технологии. Полезно привести краткую справку о фактически сделанных инвестициях (если таковые были) и механизме финансового контроля капитальных вложений. Раздел завершается описанием будущих планов развития систем производства и снабжения компании.
Раздел «Руководство и организация» включает важную информацию о сотрудниках компании, которые принимают ключевые решения и распоряжаются финансовыми ресурсами. В этом разделе описывается организационная структура компании, перечисляются опыт, квалификация, прошлые отраслевые успехи её руководства. На основе этих данных пользователи бизнес-плана должны иметь возможность оценить степень эффективности инструментов, используемых для принятия управленческих решений в организации, стиль работы менеджмента с подчиненными, наличие контроля исполнения решений.
Стоит отметить, что только ясная декларация командного стиля работы поможет уверить пользователей в реалистичности достижения видения организации.
Раздел «Возможности и риски» является важной частью бизнес-плана, поскольку демонстрирует понимание менеджментом наличия возможностей для развития, а также ключевых рисков, их вероятности и потенциальных последствий. Для перечисленных в разделе возможностей уместно указать, как их планируется с выгодой использовать в интересах организации. Риски должны быть перечислены, измерена степень их вероятности и влияния, представлены действия по минимизации критических рисков, альтернативные сценарии действий руководства в случае неблагоприятного развития событий.
Раздел «Финансовый план» бизнес-плана строится на основе данных и заключений вышеописанных разделов, он суммирует информацию в цифровом виде. Традиционно в раздел включаются три отчета: отчет о прибылях и убытках, отчет о финансовом положении (баланс) и отчет о движении денежных средств.
Анализ данного раздела показывает пользователю документа, насколько ясно и трезво авторы бизнес-плана оценивают финансовые последствия своих действий. Для этого в разделе должны быть представлены финансовые отчеты за предыдущие три года, а также прогнозные отчеты на три-пять лет вперед.
Очевидно, что прогнозная информация не является абсолютно точной, но она позволяет читателю оценить тенденции финансовой результативности и устойчивости.
Важно смоделировать и представить несколько сценариев развития ситуации, включая оптимистическую и пессимистическую версии. Кроме того, должны быть описаны предположения, сделанные при моделировании, а также их обоснование. Подробности расчетов и перечень исходных данных лучше перенести в приложение к бизнес-плану.