Файл: Рабочая программа по организации непосредственной образовательной деятельности подготовительной группы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Основные компоненты психологической готовности к школе
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентная. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.
Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).
Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.
3.Особенности организации образовательного процесса
Организационные:
Образовательный процесс в МАДОУ предусматривает решение программных образовательных задач в следующих формах организации деятельности:
I. Совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
II. Свободная самостоятельная деятельность детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется как в ходе непрерывной образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов.
Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Она строится на:
-субъект - субъектный (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
-диалогическом (а не монологическом) общение взрослого с детьми;
-продуктивном взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками;
-партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
В первом блоке содержание организуется комплексно-тематический, во втором – в соответствии с традиционными видами детской деятельности.
Вся работа по реализации Программы строится при тесном взаимодействии с семьями детей.
Образовательный процесс в МАДОУ строится на использовании современных личностно-ориентированных технологий, направленных на партнерство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребенка.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной среды. Самостоятельная деятельность:
-обеспечивает каждому ребенку возможность выбора деятельности по интересам;
-позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
-содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
-позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Национально-культурные:
Содержание дошкольного образования в МАДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького няганца.
Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций семей воспитанников МАДОУ. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса.
На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы в процессе образования ребенка были задействованы все компоненты – чтобы ребенок знал и понимал чужую культуру, умел взаимодействовать с представителями других национальностей, ценил многообразие мира.
В системе развивающего обучения все более важную роль играет культурная среда. Многочисленные материальные объекты культурного окружения – видимый, обоняемый, звучащий мир, сотворенный гением и трудом человека, – являются идеальным пространством, в котором индивидуальное развитие ребенка находит и реальные стимулы, и безграничные возможности самореализации.
Комплексное и непосредственное деятельное освоение культурного наследия – это сложное переплетение зрительной информации с эмоциями; логического и рационального с памятью и воображением; фантазии со здравым смыслом; проблем общих для всех с выбором индивидуальных путей их разрешения; версий, гипотез, предположений с аргументированным их обоснованием; значимости собственного опыта с ценностью опыта других. Именно поэтому реальная культурная среда – то пространство, в котором ребенок получает возможность максимально реализовать свой природный личностный потенциал.
Климатические:
Климатические условия Западносибирского региона имеют свои особенности: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха. Исходя из этого, в образовательный процесс МАДОУ включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости.
В режим дня каждой возрастной группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для расслабления позвоночника и коррекции осанки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
В соответствии с действующим СанПиН проводятся три физкультурных занятия в неделю. Из них: одно занятие организуется в зале, одно – в бассейне, одно – на свежем воздухе (при благоприятных погодных условиях) во время прогулки в виде подвижных или спортивных игр.
В программе представлена непосредственно образовательная деятельность (НОД) которая проводится в первую половину дня по 30 минут с 10 минутными перерывами между ними. Распределение непосредственной образовательной деятельности по интеллектуальной нагрузке на неделю производится с учётом дня недели (самые продуктивные дни – вторник, среда). Максимально допустимый объем образовательной нагрузки – 14 занятий, продолжительностью 30 минут. Учет реализации непосредственной образовательной деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком ДОУ, учебным планом ДОУ осуществляется воспитателями группы и фиксируется в Журнале учета реализации непосредственной образовательной деятельности.
Учебные занятия проводятся с 16 сентября по 29 мая. В течение учебного года предусмотрены:
- осенние каникулы с 26.10.2020 г. по 04.11.2020 г. (9 календарных дней)
- зимние каникулы с 26.12.2020 г. по 08.01.2021 г. (14 календарных дней)
-весенние каникулы с 22.03.2021 г. по 29.03.2021 г. (8 календарных дней)
В дни каникул проводятся физкультурно-оздоровительные, музыкально – спортивные мероприятия (подвижные игры, спортивные праздники, досуги). В летний период увеличивается продолжительность прогулок.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Математическое развитие», где изучаются математические знаки, ориентировка в пространстве, на листе бумаги, во времени, геометрические фигуры этот раздел интегрируется с развитием речи, а именно с развитием математического словаря, грамматического строя речи, диалога.
- «Развитие речи», где используется художественная литература
, очень хорошо отмечается межпредметная связь с ознакомлением с окружающим, с экологией.
- «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
4.Планируемые результаты освоения Программы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.