Файл: Курсовая работа по модулю Научные исследования в профессиональной деятельности направления 44. 03. 02.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Предпосылки макросоциального нрава- кризисные появления в социально-экономической сфере.

2.Предпосылки микрообщественные- как правило, био нрава, обусловленные генетической , психологической или же физиологической патологией, и психического нрава, связанные с внутрисемейными отношениями. На передовую семью оказывает воздействие ряд моментов, которые во многом содействуют ослаблению межличностных отношений, появлению размолвок и инцидентов меж супружеской четой, понижают воспитательный потенциал семьи, дестабилизируют целый домашний уклад жизни. Между ними-миграция населения –урбанизация-нравственно-психологическая неподготовленность вступающих в венчание-общественная незрелость-финансовая психическая самостоятельность дам.Наиболее беспокоит воздействие домашнего неблагополучия на положение и образование ребенка. К отклонению в поведении малыша приводят предпосылки био нрава, а еще социально-экономические, социально-психические и психолого-педагогические. Предпосылки био нрава-присутствие в семье на психическом уровне или же на физическом уровне болезненного опекуна, негативную наследственность у детей, стойкие отличия в самочувствие малыша.

Социально-экономические причины наиболее низкий уровень жизни большинства российских семей, более низкая социальная защищенность детей.-Нерешенные жилищные проблемы, отдаленность школ детей с трудной судьбой, влияние социальных групп в микросоциуме. Социально-психологические причины отчуждения между родителями и детьми, переутомление родителей. Психолого-педагогические причины непоследовательное противоречивое воспитание.

Любое семейство уникально и всякий из данных моментов имеет возможность поиграть злобную шутку. Этим образом, появление как социально-неблагополучное семейство стало очень распространенным. Какие б моменты ни становили семью в негативную историю, это всякий раз отрицательно воздействует на развитие малыша. Вследствие этого принципиально поддержать семьи, оказавшиеся в данной трудной истории. Для регулировки работы знатоков в данной области были разработаны бумаги, нацеленные на профилактику представленной трудности и предложение поддержке семьям, оказавшиеся в сложной актуальной истории. Как уже рассказывалось, для такого поддержка этим семьям была действенной и , ключевое, эффективной, нужно аристократия особенности всякой семьи. В надлежащем параграфе мы обоснуем понятие «Семейное неблагополучие».


Сущность понятий «неблагополучие», «семейное неблагополучие», «неблагополучная семья»

В данном параграфе проанализированы работы ученых исследователей семейного неблагополучия: Т.И.Шульги, Ю.В.Корчагиной, М.А.Галазуговой, С.Ю.Галиевой.

В современном обществе слово «гандикап», к сожалению, слишком часто употребляется в самых разных ситуациях. Люди с самого начала используют его. Давайте посмотрим на словарное определение этого термина. Недостаток- это антоним слов счастье и процветание. Толковый словарь русского языка дает два значения слову «блажь». Первое значение –доброжелательность и благополучие. Второе- процветание, то , что дает счастье и удовлетворяет желания [36]. Другими словами, можно сделать вывод, отсутствие этих условий (доброта, благополучие, исполнение желаний) можно назвать неблагополучием. Неблагополучие – это несчастливая или неприятная ситуация . Фразы «семейная дисфункция» признана синонимом слова дисфункциональная семья. Для того, чтобы понять характеристики неблагополучных семей, дается их краткое описание.

Характеристики благополучной семьи по Т.И. Шульге: это семья, в которой выполняются все функции. Такая семья должна состоять из родителей и детей (не менее трех). Все кто входит в благополучную семью связаны между собой эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «я» человека. Семейные связи дают человеку сохранить свое благополучие, овладевать семейными ролями, быть стресс устойчивым, верить в свое будущее, чувствовать свою правоту [39]. Что касается таких неблагополучной семьи, в научных исследованиях нет общего определения что такое семейное неблагополучие. Каждый автор дает свое определение этому словосочетанию. В психологической, социологической, педагогической литературе существует очень много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке [39]. Корчагина Ю.В. дает следующее определение. Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок находится в дискомфорте, стрессе, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению [25]. Согласно М. А. Галагузовой, неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности такой неблагополучной семьи намного снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно [35]. Какими бывают неблагополучные семьи? Корчагина Ю. В. по этому поводу пишет, что группа неблагополучных семей очень неоднородна. Ниже приведен пример классификации, в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи. Так, например, проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие). Кризисные семьи-это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (например,
изменение структуры семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть члена семьи, потеря работы, жилья, документов и средств к существованию). Признаками такой асоциальной семьи являются такие проблемы, как алкоголизм или отсутствие заботы о детях. Однако отношения между родителями и детьми не нарушены полностью(например, дети пытаются скрыть пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, присматривают за младшими детьми и продолжают учиться в школе). Аморальная семья-это семья, которая целиком утратила семейные ценности, характеризуется алкоголизмом, наркоманией и жестоким обращением с детьми, не участвует в воспитании и образовании ребенка и не обеспечивает необходимую безопасную среду обитания. Дети из таких семей, не учатся, становятся жертвами насилия и уходят из дома. Крайняя степень семейного неблагополучия наблюдается в антисоциальных семьях. Для таких семей характерно противоправное и антиобщественное поведение, несоблюдение морально-этических норм по отношению к наименее защищенным членам семьи, нарушение экономических прав соседей.. Это семьи, которые ведут паразитический образ жизни, за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции [25]. Целуйко В.М. с учетом доминирующих фактором, оказывающих негативное влияние на развитие личности выделяет две больших группы таких семей. Первая группа - это семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные). Вторая группа - семьи со скрытой формой неблагополучия: семьи, ориентированные на успех ребенка, псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи, семьи известных людей, семьи состоятельных людей и др. Также ей выделена особая группа это пограничные семьи-семьи с недееспособными членами, семьи с детьми инвалидами и хронически больными детьми, семьи с нарушением структуры семейных ролей [37]. 22 Еще одну классификацию предлагает С. Ю. Галиева, она с точки зрения содержания и сущностных особенностей неблагополучия выделяет: Семья группы риска - семья, жизнедеятельность которой при существующих условиях может привести к неисполнению или ненадлежащего исполнения родителем родительских обязанностей по воспитанию обучению и (или) содержанию ребенка. К семьям социально-педагогического риска относятся :деструктивные семьи, характеризующиеся индивидуальной семейной автономией и сепарацией, отсутствием взаимности в эмоциональных контактах и конфликтами между супругами или родителями и детьми; неполные семьи, где один из родителей отсутствует; жесткие псевдосолидарные семьи, где один из членов семьи без оговорочно доминирует и жестко регулирует семейную жизнь; разрушенные семьи, где один из родителей живет отдельно, но поддерживает контакт с предыдущей семьей. Существуют дезинтегрирующие семьи, где один из родителей живет отдельно, но поддерживает контакт с предыдущим членом семьи. Нефункциональные семьи. Это конфликтные семьи, в которых семейные интересы, намерения и желания находятся в противоречии, что часто приводит к сильным и продолжительным эмоциональным состояниям; кризисные семьи, в которых конфликт семейных интересов и желаний особенно силен и затрагивает важные сферы сплоченности семьи; проблемные семьи, характеризующиеся особо трудными обстоятельствами и ведущие к распаду брака.
Несоциальные семьи-это семьи, в которых происходят стойкие социальные и психологические изменения, представляющие угрозу для жизни и воспитания детей в них(15).

Семьи, у которых все  перечисленные  характеристики , как правило, имеют невысокий воспитательный потенциал. В работах В.В. Коробковой, Л.А. Метляковой, С.Ю. Галиевой, М.Б. Шеиной определение воспитательного потенциала семьи представлено как совокупа  настоящих и вероятных вероятностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих преднамеренно удовлетворять необходимости членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации [23]. В исследовании С.Ю. Галиевой дается сущностная и содержательная черта семей, оказавшихся в социально-опасном положении и в стадии домашнего неблагополучия. Рассматриваемые нами семьи имеют все шансы владеть надлежащими уровнями воспитательного потенциала семьи: кризисный – характеризуется вблизи домашних деструкций, определяющих, до этого всего, морально-нравственный климат семьи (периодическое использование спиртных напитков, слабо сформированы нравственные ценности); неприемлемо-деморализованный охарактеризовывает домашнюю систему, пренебрегающую собственными ведущими многофункциональными прямыми обязанностями и имеющую нарушенную структуру, до этого всего, в брачных и детско-родительских отношениях; недопустимо - деградирующий степень характеризуется последней степенью деградации и разобщенностью домашней системы: опекуны или же члены семьи состоят на учете у нарколога, отбывают (отбывали) санкция в пространствах лишения свободы, нравственные значения одевают устойчивый антисоциальный характер; распавшийся - в подобный семье закреплены стойкие необратимые процессы распада домашней системы (запойные, применяющие сексапильное силовое давление и др.) [15]. Исходя из вышесказанного, возможно устроить вывод о том, собственно что в категорию неблагополучных имеет возможность попасть каждая семейство, не справившаяся с возложенными на нее прямыми обязанностями но бы в одной из сфер жизнедеятельности. Как раз в следствие этого, в базу нашего изучения мы кладем определение М.А. Галагузовой. Неблагополучная семейство - это семья  с невысоким  статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или же нескольких в одно и тоже время.