Файл: Курсовая работа по модулю Научные исследования в профессиональной деятельности направления 44. 03. 02.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации программы профилактики семейного неблагополучия на основе технологии индивидуального маршрута семьи в условиях специального образовательного учреждения .

2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента

С целью выявленияиндивидуальностей п домашнегонеблагополучия и выстраиванияследующей профилактической работыс семьями, намибыл проведен опыт.В опыте былизадействованы ученики учебнойгруппы количеством 13человек, в опытеобрели роль 13питомцев ,опекуны -13 человеки преподаватели -20человек. Для соблюденияпринципа конфиденциальности, всякойсемье испытуемых былприсвоен порядковый номер.На констатирующем рубежеизучения нами былипроведены надлежащие способы:анкетирование, разговор, надзор,выборочный опрос. Былипроведены надлежащие диагностическиеспособы: матрица определенияобобщенного показателя благополучиямалыша, матрица определенияобобщенного показателя домашнегоблагополучия малыша. Матрицапомогает обнаружить ребят,имеющих отношение кгруппе риска дляпринятия профилактических мери определения персональнойработы с ними.Предоставленный способ былзаполнен на всякогопитомца общественным воспитателемэкспериментальной группы.Отвечающему предлагалось расценитьуровень выраженности предстоящиххарактеристик по пятибалльнойшкале. Были получены
итоги: сообразно ответамобщественного воспитателя, 3семьи получили невысокиебаллы-группа увеличенного риска,8 семей ㅤ –средние, 2 семье-высочайшие.

.Рассмотрим подробнее каждыйпункт.

1. Состав семьи:3 человека воспитываютсяв семье, гдеесть мать, бабушкаи дедушка, 2человека отцом иматерью, 6 воспитываюттолько мать илиотец, 1 –бабушка, 1 -сестра.

2. Школьная успеваемость:согласно ответам социальногопедагога, 2 учениковимеют хорошую школьнуюуспеваемость, 10- удовлетворительнуюи 1 -неудовлетворительную.

3. Здоровье ребенка:3 человека практическиздоровы, 5 частоболеют, но впределах нормального развитияи 5 имеютхронические болезни.

4. Санитарно-жилищные условиясемьи: 12 семейимеют благоустроенную отдельнуюквартиру, 1 съемнуюкомнату в общежитии(бараке) без удобств.

5. Доход семьи:у 5- денегхватает, но дляпокупки товаров длительногопользования берут вдолг или кредит,у 3 -покупка одежды вызываеттрудности, 4 семьиживут от зарплатыдо зарплаты ив одной семьеденег не хватает.

6. Уровень социального благополучияв семье: согласноответам социального педагога,в 2 семьяхцарит атмосфера взаимнойподдержки, доброжелательно илюбви; 5 семейведут здоровый образжизни, без особойэмоциональной окраски: безссор и безбольшой привязанности, живут
"по привычке"; в6 семьях частыссоры, скандалы, одиниз родителей склоненк выпивкам. 59

7. Поведение ребенкав школе: 5воспитанников имеют хорошееповедение, 8 –удовлетворительное, но 5из них состоятна учете вОДН (инспекции поделам несовершеннолетних).

8. Внешкольное общение ребенка:1 воспитанник строитсвое общение основепостоянных совместных занятийв кружках, секциях,на основе общихпозитивных интересов; 7- несистемное досуговоеобщение по интересам,разовые встречи длясовместного проведения свободноговремени; 2 организовалисвое внешкольное общениекак общение наоснове пустого времяпрепровождения,отсутствие позитивных целей;2 - асоциальныегруппы с ориентациейна выпивку, мелкоехулиганство, драки, токсичныевещества; 1 воспитанникпроводит все времяодин дома.

9. Жизненныецели ребенка: 2воспитанника имеют четкоопредленные конструктивные планына будущее, 4имеют позитивные ориентациив формулировании жизненныхцелей, но представлениео путях исредствах их достижениярасплывчаты, неопределенны; у6 отсутствие определенныхцелей планов набудущее или наличиенереальных планов, социальнаянезрелость, инфантилизм, надеждана "авось", у1 ориентации нацели носят, скорее,негативную окраску, примитивны,бездуховны, референтная группа –сверстники с асоциальной
направленностью интересов.

10. Эмоциональные отношения родителейс детьми: у3 в отношенияхпрослеживается постоянная поддержка,разумная требовательность кдетям, демократизм отношений,атмосфера доверия; у1 - слепаялюбовь и гиперопека со стороныматери, но конфликтныеотношения с отцом;для родителей 7воспитанников первична собственнаяжизнь, но отношенияк детям доброжелательное,заинтересованное; в 1семье отношение равнодушное,1 характеризуется напряженно-конфликтнымиотношениями. Таким образом,по результатам даннойдиагностики можно судитьо том, чтов целом родителинормально справляются свозложенными на нихфункциями, однако имеютсянедостатки, которые можноисправить. Особо 60нас интересуют пункты6-10, поэтому семьи,набравшие по даннымпунктам минимальное количествобаллов, должны бытьвзяты на особыйконтроль.

Тест «Взаимодействие родителя с ребенком»

И.М.Марковская (вариант для родителей подростков)

Данная диагностика нацелена на изучение детско-родительских отношений. Опросник хорош тем, что он может определить мнение не одной стороны (родителей), но и способен показать, что об этом всем думает ребенок. Так как экспериментальная группа состоит из подростков, нами был взят вариант для родителей подростков, где предлагалось оценить степень согласия с шестьюдесятью высказываниями по пятибалльной шкале. Получившиеся результаты соотносятся с 10 шкалами, описание которых представлено . Нами были приняты следующие обозначения: 12 баллов и менее – низкие значения,

13-20 баллов – средние результаты,


21 и более баллов – высокие результаты.

Рассмотрим результаты по каждой шкале подробнее: 1.Нетребовательность - требовательность: 42 % родителей набрали средние значения по данной шкале (15 -18 баллов). 58 % - низкие (от 10 до 12 баллов). Это позволяет сделать вывод о том, что родители считают, что не проявляют чрезмерной требовательности по отношению к своим детям. 2.Мягкость – строгость - средние значение показали результаты 16 % родителей ( 13 баллов), 84 % показали низкие результаты (8-11 баллов). Это говорит о том, что родители видят себя мягкими по отношению к детям. 3.Автономность - контроль- 100 % респондентов получили средние значения по данной шкале. Это может означать, что родители видят свой стиль воспитания в разумном чередовании предоставлении автономии и контроля. 61 4.Эмоциональная дистанция - близость – 42 % испытуемых набрали высокие значения по данной шкале (22-23 балла), 58 % - средние. Это позволяет судить о том, что родители видят свои отношения с детьми близкими, нежели дистанцированными. 5.Отвержение - принятие - 100 % процентов набрали средние баллы. Это говорит о том, что родители занимают среднюю позицию между принятием и отвержением своего ребенка. 6.Отсутствие сотрудничества - сотрудничество- 68 % родителей набрали средние баллы, 32 % - высокие (22-25). Это может означать, что большинство родителей склонны к чередованию сотрудничества и его отсутствия, но стремятся к достижению такового. В то время как несколько родителей всегда стараются сотрудничать со своим ребенком. 7. Несогласие - согласие – 84 % получили средние результаты по данной шкале (14-18), 16 % - продемонстрировали низкие результаты (12). Это может говорить о том, что большинство родителей высказывают свое согласие или несогласие в зависимости от ситуации. 8. Непоследовательность - последовательность - 68 % набрали средние баллы (13-18 баллов), 16 % (21 балл) - высокие, 16 % (12 баллов) - низкие. Это позволяет сделать вывод о том, что только небольшая часть говорит о том, что их требования носят последовательный характер, некоторые сознаются в непоследовательности, большинство же действуют в зависимости от ситуации. 9. Авторитетность родителя- 84 % респондентов набрали средние баллы по результатам данной шкале, 16- высокие. Это говорит о том, что, по мнению родителей, их авторитетность носит средний, непостоянный характер. 10.Удовлетворенность отношениями с ребенком - 42 % набрали средние баллы (18-20 баллов), 42 %- высокие (20-21 балл), 16 % -низкие (12 баллов). Это говорит о том, что большинство родителей либо в средней степени, либо полностью удовлетворены отношениями со своими детьми. 62 Мы рассмотрели то, как видит свою позицию родитель. Интересно узнать также то, каким видит родителя подросток. Попытаемся сравнить эти две позиции при анализе следующей диагностики. Для большей наглядности диаграммы на все шкалы представлены в сравнении с результатами контрольного эксперимента в параграфе 2.3 «Результаты формирующего эксперимента».