Файл: Проведение идентификации товара с целью выявления его фальсификации на примере шоколадных изделий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Практикуется также замена дрожжей на химические разрыхлители, усиливающие выделение углекислого газа, что сокращает процесс брожения теста; повышенное содержание воды; недостаточное количество масла, яиц, сахара и др. компонентов, предусмотренных рецептурой; замена сливочного масла маргарином; маргарина – растительным маслом. В кондитерском производстве в шоколадную глазурь могут вводить вместо какао-масла растительный жир.

Отличить такие виды фальсификации можно, зная идентификационные отличия одного вида изделий от других, одного сорта от другого. Следует отметить, что использование пищевых добавок, предусмотренных рецептурой, нельзя относить к фальсификации. Качественной фальсификацией считается применение разрешенных и запрещенных добавок, не предусмотренных рецептурой. Часто для увеличения массы шоколадной глазури кондитерских изделий используется повышенное содержание сахара и воды. Поскольку в шоколадной глазури, представляющей собой жировую среду, вода нерастворима, то в нее предварительно вводят различные поверхностно-активные вещества – лецитин, фосфатидные и другие концентраты, что позволяет увеличить содержание воды в глазури с 1% до 6 -9%. При такой, фальсификации шоколадная глазурь имеет показатели искусственного шоколада.  Введением чужеродных добавок – пшеничной муки-крупчатки или высшего сорта, манной крупы, соли, мела, строительного гипса; повышенной влажностью – осуществляется качественная фальсификация сахара7.

Одним из наиболее широко распространённых способов качественной фальсификации является пересортица, представляющая собой действия, направленные на обман потребителя путем замены товаров высших сортов низшими. Пересортица может быть вызвана объективными и субъективными причинами. К фальсификации относится лишь пересортица, обусловленная субъективными причинами, что характерно для сырьевых и технологических принципов деления товаров на сорта.

Количественная фальсификация товаров – обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

Информационная фальсификация – обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, на маркировке и рекламе
8.

Одной из разновидностей информационной фальсификации товара является фальсификация с помощью упаковки, чаще всего производственной. Упаковка – составная часть товара, определяющая его внешний вид и обеспечивающая защиту товара от потерь, от загрязнения. Привлекательная по внешнему оформлению упаковка придает также неповторимый имидж товару, служит для идентификации товара потребителем, в результате чего создаются потребительские предпочтения.

Фальсификации подвергаются не только маркировка и упаковка, но и товарно-сопроводительные документы, причем наиболее часто подделываются накладные, сертификаты и удостоверения о качестве. Встречаются случаи, когда подделываются товарные и фирменные знаки предприятий-изготовителей, имеющих заслуженно высокую репутацию благодаря отличному качеству продукции.

Стоимостная фальсификация – обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших. Можно отметить следующие проявления стоимостной фальсификации:

- реализация фальсифицированных товаров по ценам, аналогичным или лидирующим для натурального продукта;

- реализация фальсифицированных товаров по пониженным ценам по сравнению с натуральным аналогом;

- реализация фальсифицированных товаров по ценам, превышающим цены на натуральные аналоги. Этот вид фальсификации самый распространенный, так как совмещается со всеми другими видами ее. Более того, именно стоимостная фальсификация является главной целью обмана потребителей, так как позволяет получить незаконную прибыль.
1.2 Методы обнаружения и последствия фальсификации.
Для того чтобы определить является ли исследуемый объект фальсифицированным, необходимо решить диагностическую задачу, в частности, ответить на вопрос: соответствует (не соответствует) идентифицируемый объект обязательным требованиям, предъявляемым к объекту. Если не соответствует, то в чем причина этого отклонения?

Для того чтобы решить эту задачу, необходимо иметь, как минимум, в стандарте описание и значение показателей характеристик продукции, методики и средства испытания продукции. Не каждый стандарт имеет описание существенных свойств продукции в качестве обязательных. В связи с тем, что законом «техническом регулировании» регламентируется деятельность по обязательной сертификации продукции на безопасность, в качестве обязательного свойства выступает безопасность продукции. Однако продукция может быть безопасной, но фальсифицированной.



Методы обнаружения фальсификации





Расчётный метод

Органолептический метод

Регистрационный метод



Измерительный метод

Экспертный метод

Рисунок 2. Методы обнаружения фальсификации
В условиях рынка товарный знак, информационные и другие нематериальные свойства товаров сами стали товаром, поэтому материализация товарного знака в виде нанесения этого знака на товар без разрешения рассматривается как его фальсификация9.

При проведении мероприятий по выявлению фальсификации товаров используют следующие группы методов:

- органолептические;

- регистрационные;

- расчетные;

- измерительные;

- экспертные.

Органолептический метод основан на определении показателей с помощью органов чувств человека: зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Показатели выражаются в баллах. Метод прост, доступен, но недостаточно объективен. Широко используется в практике торговли.

Регистрационный метод основан на наблюдении и подсчете числа определенных предметов, событий, случаев, затрат, явлений.

Расчетный метод основывается на определении показателей качества расчетным путем, т.е. с помощью математических формул с использованием других показателей, полученных иными методами.

Измерительный метод является наиболее объективным, дающим наиболее точные результаты. Показатели определяются с помощью технических средств измерения.


Экспертный метод основан на определении показателей путем обобщения мнений группы квалифицированных специалистов-экспертов в количестве 7-12 человек. Показатели обычно выражаются в баллах10.

Поскольку фальсификация продовольственных товаров делается с корыстной целью и, как правило, всегда направлена на получение незаконных доходов, то для разных субъектов рыночных отношений (покупателя и производителя) последствия изготовления, реализации и потребления фальсификатов имеют разные последствия. Однако все они связаны с определенными риском и потерями.

Конечно, потребители подвергаются наибольшему риску и несут от фальсификации самые большие потери. При этом риски потребителя можно подразделить на следующие группы:

- экономические последствия.

- причинение физиологического вреда организму.

- моральный вред человеку.

Значительные потери вследствие фальсификации несет не только индивидуальный потребитель, но и общество в целом. При широком распространении ассортиментной и качественной фальсификации, в результате которой на рынке появляются в значительном количестве опасные для человека продукты, возникают11:

- риск утраты здоровья многими членами общества.

- снижается продолжительность жизни в обществе.

- увеличивается смертность от болезней и пищевых отравлений (например, канцерогенными веществами и др.).

- ухудшается структура питания за счет повышения удельного веса низкокачественных и малоценных продуктов, что в конечном счете влияет на ухудшение качества жизни общества в целом.

- происходит моральная деградация.

- снижается уровень доверия других государств и народов

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что фальсификация - проблема мирового масштаба. Подделка товаров столь же стара, как и сама торговля.

Среди видов фальсификации товаров выделяют: ассортиментную, качественную, количественную, стоимостную и информационную фальсификацию.

2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФАЛЬСИФИКАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

2.1 Образцы и методы исследования.
Для идентификации были взяты два образца продовольственных товаров – шоколадные изделия «Сникерс» и «Спринт».



Рисунок 3.
Шоколадные изделия «Сникерс» и «Спринт»

Очевидно, что шоколадное изделие «Спринт» является фальсификацией известного шоколадного изделия «Сникерс». На это указывает и дизайн, и состав данного продукта.

Шоколадное изделие «Сникерс» известен каждому человеку на нашей планете. 

В этом батончике идеально сочетаются нежная карамель, шоколад, нуга и жареный арахис (калоризатор). «Сникерс» очень удобен и компактен, его можно взять с собой в любую поездку и перекусить им в дороге, на работе, во время учебы, в любое время и в любом месте, когда вы голодны.

Составляющие данного батончика в совокупности несут повышенный энергетический заряд, поднимают настроение, придают запас бодрости.

Однако, не стоит злоупотреблять данным продуктом из-за высокого содержания в нём сахара и жиров (в нем очень много энергетической ценности, 507 ккал на 100 грамм). Продукт противопоказан диабетикам, людям, страдающим лишним весом, тем, у кого диатез и аллергия.

Для того что бы оценить качество фальсификационного товара, шоколадное изделие «Спринт», мы сравним органолептические свойства двух шоколадных изделий и проанализируем информацию на их маркировке.

Вес у батончиков одинаковый: 50 г. Упаковка батончика «Спринт» очень напоминает обертку «Сникерс», но все же не много отличается. Сорбитол, благодаря которому влага в продукте может удерживать достаточно долгое время. Наверное, единственно отличие состава «Сникерс» и «Спринт» в том, что у спринта мы не обнаруживаем нугу, что, конечно, очень печально. Из-за её отсутствия батончик сам по себе какой-то жесткий.

В качестве преимуществ шоколадного изделия «Спринт» перед «Сникерсом» можно выделить только: цену (почти в 2 раза дешевле), относительно приятный вкус. Состав у обоих содержит пальмовое масло и растительные жиры. Это их большой минус. При это в обоих присутствуют орехи.
2.2 Оценка содержания маркировки образцов
Оценка содержания маркировки исследуемых образцов шоколадных изделий проводилась в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «пищевая продукция в части ее маркировки»

Образец 1 – батончик с арахисом, нугой и карамелью, глазированная молочным шоколадом (рис. 4).

Состав: Карамель: арахис, глюкозный сироп (кукурузный, пшеничный), сахар, масло пальмовое рафинированное дезодорированное, сухое обезжиренное молоко, соль, ароматизатор (ванилин); молочный шоколад (общий сухой остаток какао – не менее 27%, сухой молочный остаток – не менее 21%): сахар, какао масло, какао тертое, лактоза, сухое цельное молоко, сухая молочная сыворотка, молочный жир, эмульгатор (соевый лецитин), ароматизатор (ванилин); нуга: глюкозный сироп (кукурузный, пшеничный), сахар, арахис, масло пальмовое рафинированное дезодорированное, соль, сухой яичный белок. Может содержать незначительное количество фундука, миндаля, кешью. Трансизомеров ненасыщенных жирных кислот в шоколаде – не более 1%.