Файл: 8модуль основы бухгалтерского учета, его место в системе управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40
В бухгалтерском учете при помощи оценки отражаются объекты в обобщающем стоимостном измерителе, единицей которого является рубль.
Оценка – это один из способов отражения объектов бухгалтерского учета.
Калькулирование – это процесс исчисления себестоимости приобре- тенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Чаще всего термин «калькулирование» применяется к исчислению себестоимости выпущенной готовой продукции или оказанных услуг.
Слайд 34
Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текуще- го учета экономически однородных объектов бухгалтерского учета. На сче- тах отражается каждый вид активов, пассивов, доходов и расходов, а также определяется финансовый результат. Бухгалтерские счета являются важней- шим элементом бухгалтерской информационной системы.
Счет имеет две стороны: левая – де́бет, правая – кре́дит.
Записи на счетах бухгалтерского учета производятся на основании пер- вичных документов. Счета, применяемые в бухгалтерском учете российских организаций, представлены в Плане счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций, утверждаемом Министерством финансов России.
Хозяйственные операции отражаются на счетах методом двойной запи- си: по де́бету одного счета и кре́диту другого счета. Двойная запись позволя- ет осуществлять контроль за правильностью отражения хозяйственных опе- раций в бухгалтерском учете. Она позволяет понять внутреннюю связь явле- ний, экономический смысл, содержание каждой операции. Двойное отраже- ние хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обуслов- ленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств.

41
Бухгалтерский баланс группирует и обобщает информацию об активах организации по составу и размещению, а также по источникам его формиро- вания в денежной оценке на определенную дату. Бухгалтерский баланс явля- ется основной формой бухгалтерской финансовой отчетности, которая дает характеристику размеру активов и финансовому состоянию организации.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имуще- ственном и финансовом положении организации и результатах ее хозяй- ственной деятельности. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Слайд 35
Тема 1.4. Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность
Баланс в бухгалтерском учете представлен как способ обобщения и группировки имущества и источников его образования на отчетную дату в денежном выражении в тысячах и миллионах рублей.
В переводе с латинского языка баланс означает равновесие. Сам тер- мин «баланс» происходит от латинского bilanx – «имеющий две весовые ча- ши», символ равновесия.
Данные бухгалтерского баланса используются для анализа финансово- го положения организации и имеют большое практическое значение. Его данные также используются для контроля правильности отражения в учете хозяйственных операций.
К балансу предъявляются определенные требования.
Требование правдивости означает, что достоверный баланс должен быть документально обоснован. Все хозяйственные процессы, происходящие в организации, должны быть отражены в соответствующих документах, вы- ступающих впоследствии как информационные источники баланса.
Требование единства баланса достигается в том случае, когда его по- строение основано на единых правилах оценки и учета.


42
Требование преемственности предполагает, что возможно сравнивать балансы разных организаций за различные временные периоды и устанавли- вать взаимосвязь между предыдущими и последующими балансами.
Требование нейтральности заключается в предоставлении равнознач- ной информации различным пользователям. Информация обязана быть ми- нимально эффективна вне зависимости от того, кому предоставляется.
Требование ясности – производное от требования правдивости. Так как правдивый баланс имеет документальное обоснование, а также подтвержда- ется записями и расчетами, которые получены в соответствии с требования- ми законодательства, то всегда существует возможность проверки.
Слайд 36
Бухгалтерский баланс рассматривается как двусторонняя таблица.
Левая часть таблицы – это актив, здесь происходит группировка иму- щества по составу и размещению.
Правая часть – пассив. Здесь происходит группировка имущества по источникам образования.
Баланс может быть последовательным, или вертикальным, то есть пас- сив расположен после актива.
Концепцией бухгалтерского учета является принцип двойственности, на котором и основывается строение баланса. Уравнение двойственности можно записать так:
Активы = [равны] Капитал + [плюс] Обязательства.
Дадим характеристику активам. Активы – это имущество, которое кон- тролирует организация, которое она получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и использование которого должно при- нести экономические выгоды в будущем.
Теперь рассмотрим, что такое капитал. Он представляет собой ту его часть, которая принадлежит владельцу, то есть собственный капитал.

43
Собственный капитал состоит из средств, полученных от учредителей, добавочного капитала, резервного капитала, а также нераспределенной при- были, которая определяется по результатам финансово-хозяйственной дея- тельности организации.
Обязательстваформируются из привлеченных средств. Такими при- влеченными средствами служат кредиты и займы, а также кредиторская за- долженность. Обязательства возникают на основе заключенных договоров и правовых норм.
Форма бухгалтерского баланса представляет собой таблицу, разделен- ную на две части – актив и пассив баланса. Итоговые суммы актива и пассива баланса должны быть равны между собой.
Бухгалтерский баланс предназначен для того, чтобы отразить финансо- вое положение хозяйствующего субъекта на определенный момент времени.
Слайд 37
Бухгалтерский баланс схематично представлен в виде двусторонней таблицы. Каждая строка таблицы представляет собой балансовый счет, кото- рый имеет характерное только для него наименование и его стоимость на момент составления баланса. Активы в балансе являются его основными со- ставляющими и расположены в левой части таблицы, пассивы – обязатель- ства и собственный капитал располагаются в правой части таблицы. В эко- номической литературе дается следующие определения этих понятий.
Активы представляют собой хозяйственные средства, которые могут принести экономические выгоды в будущем и контроль над которыми орга- низация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной дея- тельности.
Обязательства – это та часть задолженности организации, которая воз- никла вследствие осуществления хозяйственной деятельности, и расчеты по данным обязательствам могут привести к оттоку средств.


44
Капитал формируется из взносов собственников и нераспределенной прибыли, накопленной за весь период финансово-хозяйственной деятельно- сти организации.
Как было отмечено выше, итог актива баланса всегда равен итогу пас- сива баланса.
Итоговую сумму актива и пассива баланса принято называть «валютой баланса».
Слайд 38
Существует несколько видов баланса, на каждом из них мы остановим- ся более подробно. Первый вид баланса – это вступительный баланс. По- другому его называют начальным балансом. Он составляется в начале дея- тельности каждой организации. Актив отражает состав имущества организа- ции, который был получен при его создании. Пассив – источники образова- ния данных активов.
Следующий вид балансов – это текущие балансы. Они составляются с определенной периодичностью в течение всего срока существования хозяй- ствующего субъекта.
Если организация прекратила свое существование как юридическое лицо, то для характеристики ее имущественного состояния составляется лик- видационный баланс.
По окончании отчетного периода перед составлением годового отчет- ного баланса составляется предварительный баланс. Данный баланс состав- ляется с учетом ожидаемых изменений в составе имущества организации и обязательств. Разделительные и объединительные балансы составляются в тот период, когда происходит разделение или объединение хозяйствующих субъектов.

45
Слайд 39
Существуют также так называемые инвентарные балансы, которые со- ставляются по данным инвентаризации имущества, инвентаризации источни- ков образования этого имущества и инвентаризации дебиторской и креди- торской задолженности.
По данным текущего бухгалтерского учета формируются так называе- мые книжные балансы.
Еще один вид балансов, который формируется по итогам производ- ственно-хозяйственной деятельности организации и составляется по данным текущего бухгалтерского учета, – это генеральные балансы. Они наиболее достоверно отражают результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Бухгалтерские балансы содержат разный объем информации. Исходя из этого, они делятся на единичные и консолидированные. Консолидирован- ные балансы, или сводные бухгалтерские балансы, формируют информацию о хозяйственной деятельности группы организаций. Единичные балансы от- ражают информацию по одной организации.
Бухгалтерские балансы подразделяются на самостоятельные и отдель- ные по объекту отражения. Отдельные бухгалтерские балансы составляют филиалы и представительства. Самостоятельный бухгалтерский баланс фор- мируют организации, являющиеся юридическими лицами.
По очистке статей различают бухгалтерские балансы брутто и нетто.
Баланс-нетто – это так называемый очищенный баланс. Из него исключаются регулирующие статьи. Он показывает реальную стоимость имущества орга- низации. Баланс-нетто – сальдовый баланс, он является действующей формой отчетности.
По форме представления информации различают сальдовый и оборот- ный балансы. Сальдовый баланс показывает имущество и обязательства в денежной оценке на определенную дату. Дата может быть любой, в зависи- мости от поставленных целей и задач. Он составляется бухгалтерией пред- приятия путем подсчета остатков по счетам. Оборотный баланс содержит


46 данные о движении имущества и источников образования имущества, а так- же остатки средств на начало и конец отчетного периода. По своему строе- нию он отличается от сальдового баланса.
Слайд 40
Исходным моментом начала деятельности любой организации является составление вступительного баланса по данным инвентарной описи имуще- ства.
Рассмотрим пример.
Основные виды имущества отражаются в активе баланса, их общая ве- личина двести сорок шесть тысяч рублей. В данном случае к имуществу от- носятся:
– основные средства – сто сорок шесть тысяч рублей;
– запасы – пятьдесят тысяч рублей;
– в кассе – двадцать тысяч рублей;
– на расчетном счете – тридцать тысяч рублей.
Затем в пассивной части приводятся источники имущества, и простав- ляется итог – двести сорок шесть тысяч рублей. Уставный капитал, который включает в себя взносы учредителей и акционеров, в данном случае состав- ляет сто семьдесят шесть тысяч рублей. Кредит, полученный в банке, – сорок тысяч рублей, задолженность по оплате труда – тридцать тысяч рублей.
Складывая все суммы, мы получим двести сорок шесть тысяч рублей.
У нас получилось, что итог актива равняется итогу пассива. Данный итог называют валютой баланса.
Таким образом, вступительный баланс будет иметь тот вид, который мы видим на слайде.
В последующем в конце каждого месяца составляется новый баланс – текущий, что означает завершение отчетного периода.
Показатели, за счет которых обеспечивается равенство актива и пасси- ва, называются балансирующими. В нашем балансе таким показателем явля-

47 ется уставный капитал. Балансирующим показателем заключительного ба- ланса является прибыль или убыток, как наиболее обобщающий показатель результата деятельности организации. В нашем примере этого показателя нет, так как организация только начала свою деятельность. Если итог актива обозначить буквой А, итог пассива – буквой П, то получим уравнение следу- ющего вида: А = П.
Актив и пассив дают характеристику как всей совокупности отражае- мых в балансе средств предприятия, так и каждой группы или каждого вида этих средств в отдельности.
Слайд 41
Хозяйственные операции, которые осуществляются организацией за отчетный период, вызывают изменения в балансе. Эти операции в зависимо- сти от характера их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса подразделяются на четыре типа.
На слайде рассмотрен первый тип данной операции, где А – актив, П – пассив, Х – сумма хозяйственной операции.
Первый тип – это изменения только в активе баланса, когда одна его статья уменьшается, а другая увеличивается на сумму операции. Валюта ба- ланса не меняется. Этот тип изменения называется активным. К операциям этого типа изменений относятся все операции по использованию материаль- ных ценностей в процессе производства: по выпуску готовой продукции из производства, погашению дебиторской задолженности, получению денежных средств в кассу наличными с расчетного счета, выдаче денег из кассы под от- чет и другие.
Рассмотрим пример. Поступили деньги в кассу на командировочные расходы в сумме пять тысяч рублей. В результате этой операции статья акти- ва «Касса» увеличивается на пять тысяч рублей, а другая его статья «Расчет- ный счет» уменьшается на эту же сумму. Все изменения происходят в активе


48 баланса, так как деньги в кассе и на расчетном счете относятся к имуществу.
Валюта баланса то есть итог баланса при этом остается без изменения.
Рассмотрим данный тип хозяйственной операции в более развернутом виде. Отразим в балансе следующую операцию. Поступили деньги в кассу с расчетного счета для выплаты заработной платы рабочим и служащим в сумме сорок тысяч рублей. Данная хозяйственная операция затронула две статьи актива. В данном случае произошла перегруппировка средств в активе баланса. Средства по статье «Расчетные счета» уменьшились, а по статье
«Касса» увеличились на одну и ту же сумму. Общий итог баланса остался неизменным.
К этому типу можно отнести также операции по поступлению денеж- ных средств на расчетный счет из кассы или от дебиторов, выдаче денег из кассы подотчетным лицам, возврату неизрасходованных сумм подотчетным лицом в кассу, отпуску материалов со склада в производство, поступлению из производства готовой продукции на склад, отгрузке готовой продукции со склада покупателям и другие.
Таким образом, хозяйственные операции первого типа вызывают изме- нения только в активе баланса, общий итог, или валюта баланса, не меняется.
Слайд 42
Операции второго типа изменяют обязательства, то есть затрагивают только пассив баланса. Поэтому этот тип изменений называется пассивным.
Валюта баланса при этом не меняется.
Рассмотрим пример. Из начисленной заработной платы рабочего удер- живается для уплаты налога на доходы с физических лиц сумма 500 руб.
Данная операция затрагивает статьи пассива «Расчеты с персоналом по опла- те труда», так как отражается задолженность по начисленной заработной плате, и «Расчеты по налогам и сборам». Они характеризуют изменение со- става и размещения источников формирования имущества, находящихся в пятом разделе баланса «Краткосрочные обязательства». Выполнение этой

49 операции означает уменьшение задолженности предприятия перед работни- ками по выплате заработной платы и увеличение задолженности по платежам в бюджет. То есть в результате операции произошло уменьшение сумм внут- ри пассива баланса, а в целом валюта баланса не изменилась.
Отразим в балансе следующую операцию: погашена задолженность по- ставщику за счет полученного кредита банка в сумме двадцать тысяч рублей.
Обе статьи, по которым отражена операция, – пассивные. Одна статья увеличилась, возник долг перед банком по краткосрочному кредиту, по дру- гой статье уменьшилась задолженность поставщику на ту же сумму. Общий итог баланса остался прежним.
Ко второму типу относятся также операции по удержанию налогов из заработной платы рабочих и служащих, по направлению части прибыли в ре- зервный капитал, по списанию части доходов будущих периодов на прибыль отчетного периода.
Таким образом, хозяйственные операции второго типа ведут к измене- ниям только в пассиве баланса. Общий итог баланса не меняется.
Слайд 43
Третий тип – это одновременные изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения его статей. Валюта баланса при этом увеличивается на сумму хозяйственной операции. Поэтому третий тип изменения называется активно-пассивным в сторону увеличения.
Рассмотрим пример по третьему типу хозяйственной операции. Посту- пили материалы от поставщиков на сумму двадцать тысяч рублей. В резуль- тате операции статья актива «Материалы» увеличивается, также растет ста- тья пассива «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Валюта баланса также увеличивается на двадцать тысяч рублей.
К данному типу относятся начисление амортизации по основным сред- ствам и нематериальным активам, начисление заработной платы, получение