Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 537

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С какого номера начались затруднения?

Есть ли в вашем списке однокоренные слова или фразы, составленные практически из одинаковых слов?

Если первая часть задания далась вам легче, вы в абсолютном меньшинстве. В жизни нас чаще ругали, чем хвалили, потому к выражению одобрения мы подходим менее творчески. Уверен, что вторую часть упражнения вы выполнили гораздо быстрее.

2. Проверьте на практике, как работают механизмы поощрения и отрицания.

Позвоните другу и скажите, что вам нужно все его терпение, ум и 10 минут свободного времени. Попросите его придумать, как можно использовать в быту кокосовые орехи. Ваша задача – давать негативную оценку каждому его предложению. Говорите, что идея глупая, плохая, не годится, вариант совсем никудышный. Подготовьтесь к эксперименту, подберите побольше разнообразных минус‑подкреплений. Теперь посчитайте, сколько вариантов ответа создал мозг вашего друга. Даже очень уравновешенные люди не выдадут больше 15 версий, если каждая из них будет встречена негативно.

Этот опыт можно проделать и на себе. Называйте свои варианты вслух и затем, также вслух, отвечайте: «Дурная башка», «Придумал плохую идею», «Идиотский вариант». Примерно к 5–10‑му ответу в голове у вас будет полная каша. Даже понимая суть происходящего, вы впадете в ступор, все ваши мыслительные процессы затормозятся. Паузы между вариантами начнут увеличиваться, как будто задача усложнилась, а потом вы и вовсе исчерпаете себя.

Но это не конец эксперимента, двигаемся дальше. Вторая фаза – использование плюс‑подкреплений.

Скажите своему другу следующее: «Спасибо, в совокупности эти идеи весьма хороши». Отметьте 3–4 особо удачных варианта, которые станут и вовсе гениальными, если их доработать и улучшить. Попросите его придумать что‑то еще – например, максимальное количество способов использования в быту расчески. На этот раз, что бы он ни предлагал, встречайте это положительной оценкой. Говорите, что это отличная идея, как раз то, что нужно, просто золото, восторг, чудо. Можно хвалить не только идеи, но и его самого.

Вы убедитесь, что на этот раз вариантов будет значительно больше. Поначалу они будут возникать медленно, поскольку ваш друг все еще находится под прессингом первой части эксперимента, но затем скорость генерации идей увеличится. Настроение вашего собеседника тоже изменится в лучшую сторону.


Завершая разговор, спросите его, что он чувствовал, когда вы использовали положительную и отрицательную формы обратной связи.

Важно: ни в коем случае подобным образом не проверяйте этот механизм на ребенке! Его психика не готова к таким стрессам.

Чтобы избежать громоздких объяснений, вернемся к нашей метафоре с машиной. Если мотивация – это бензин, то минус‑подкрепления похожи на агрессивную присадку к топливу. На какое‑то время она делает его более эффективным, но при этом непропорционально увеличивает расход, что вредит и двигателю, и всему автомобилю в целом. Но хуже всего то, что машина теряет управляемость и может двигаться только в одну сторону, совершая только одно примитивное действие. Точно так же минус‑подкрепления могут дать кратковременный эффект, но затем практически всегда приводят к снижению мотивации и продуктивности. Почему так происходит?

Известный американский психоаналитик Карен Хорни7 провела ряд исследований и выдвинула теорию о том, что психика человека реагирует на стрессовую ситуацию по принципу «бей, беги, притворись мертвым». Действия эти следуют в хронологическом порядке: если не получилось атаковать, то надо пытаться убежать, а в случае неудачи – притвориться мертвым. Социальные нормы современного общества запрещают нам атаковать или резко разрывать отношения – получается, что ни «бить», ни «бежать» мы не можем. Остается «притвориться мертвым» – то есть свести к минимуму всю нервную активность, чтобы ничто не выдавало признаков жизни. В результате получаем ступор: мозг словно набит ватой, он просто отказывается работать и выдавать решения.

Ту же проблему можно рассматривать с точки зрения физиологии стресса. В начальных фазах негативное подкрепление стимулирует нервную систему, но в дальнейшем приводит к ее угнетению и торможению мыслительных процессов. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье8 утверждал, что он положительно влияет на адаптацию организма. Однако речь шла о непродолжительном воздействии. Мы же с вами только что убедились, что ругать умеем гораздо лучше, чем хвалить, а значит, как в бытовом, так и в профессиональном общении пребываем в состоянии хронического стресса.



Позволим себе использовать схему воздействия стресса на человеческую психику, изложенную в работе Ю. В. Щербатых9 «Психология стресса и методы коррекции»:

• Стресс оказывает комплексное угнетающее воздействие на все психические процессы: ухудшает работу мышления и памяти, ослабляет внимание.

• Воздействие стрессом похоже на замкнутый круг: чем он сильнее, тем ниже продуктивность и тем более болезненно человек переживает неудачи. Очевидно, что на «длинной дистанции» негативные подкрепления противопоказаны. Их использование ведет к заметному снижению эффективности работы головного мозга и нервной системы в целом.

Представьте, что вы заняты решением сложной задачи. Внезапно прямо перед вами на столе появляется агрессивно настроенная ядовитая змея. Она встает вертикально, расправляет капюшон, высовывает язык, гремит хвостом. Вы отчетливо слышите, как чешуя скребет по поверхности стола. Насколько велика вероятность того, что в этой ситуации вы продолжите выполнять начатую работу?

Негативные подкрепления выражаются не только словами – иногда и мимики бывает достаточно. Допустим, ребенок нарисовал нечто маловразумительное и пришел с этим к родителям. Те говорят, что рисунок прекрасен, но радости их лица не выражают. Возможно, их расстроил вовсе не рисунок, а новости с работы или больной зуб. Ребенок не знает деталей, но мотивация к рисованию у него пропадает. Получается, что мы несем ответственность не только за свои слова, но и за тон, которым они сказаны, мимику и настроение.

Этот же принцип применяется во время мозговых штурмов в крупных компаниях. На первых этапах, когда идет генерация идей, правила запрещают высказывать какие‑либо оценочные суждения и обсуждать предложения коллег. Интересно, что хвалить чьи‑то идеи тоже нельзя: плюс‑подкрепление для одного человека нередко воспринимается остальными как скрытая критика в их адрес. Мимика в сплоченных командах также считается недопустимой. Вспомните об этом, когда будете работать с группой дошкольников: хваля одного, обязательно найдите, за что можно похвалить всех остальных.

Все сказанное справедливо и в отношении самомотивации. Например, я пишу эти строки, отключив режим проверки орфографии. Пока мой мозг интенсивно работает, я не хочу тормозить его, обращая внимание на мелкие ошибки. Если я буду постоянно перечитывать текст, скорость его написания снизится примерно в четыре (!) раза. Подумать только: моя производительность пострадает не от удара палкой и не от высказанной кем‑то критики. Компьютер, который лучше меня знает, как пишется определенное слово,
подчеркнет его волнистой линией, и этот простой безличный жест снизит мою эффективность!

Самое незначительное проявление недовольства в мимике снижает эффективность работы окружающих – об этом должны помнить и большие начальники, и родители. Вы тоже должны иметь это в виду, когда беретесь за решение какой‑либо задачи в негативной атмосфере: если вас будут постоянно критиковать, не ждите от себя выдающихся результатов.

Росс Кэмпбелл10 в книге «Как любить своего ребенка» ввел наглядный образ под названием «эмоциональный котел». Если в этом котле с помощью негативной обратной связи наделать много дырок, то потом, сколько ни наливай туда позитива, он надолго не задержится.

Напоследок хочу обратить ваше внимание на еще один вид минус‑подкреплений – неуважение к результату. Это не самый очевидный вариант, но не менее разрушительный. Например, ребенок учится собирать конструктор, строит башенку из кубиков или лепит куличики в песочнице. Дайте ему насладиться результатами своего труда и самому решить, что делать дальше. Не разрушайте сразу построенное, если не хотите преподнести ему урок: все, что ты создал, не имеет никакой ценности.

Итак, резюмируем: негативная мотивация работает только для примитивных видов деятельности. Ничего по‑настоящему великого человек на ее основе сделать не сможет. Самое опасное свойство негативной мотивации заключается в ее способности накапливаться и формировать тем самым неосознанные деструктивные установки. Любые партнерские отношения в случае с негативной мотивацией невозможны.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит отличие мотивации от дрессуры?

2. Чем опасна и вредна отрицательная мотивация?

3. Вспомните: как часто вас ругали и хвалили? Часто ли вы ругаете и хвалите вашего ребенка?


4.3. Злоупотребление негативной мотивацией, или Как «допинать» ребенка до счастья



Врага надо знать в лицо.

Поговорка

Кейс

Однажды я рассказывал своим ученикам‑старшеклассникам о самолете мотивации (мы с вами поговорим об этом позднее). И одна девочка неожиданно спросила: «А как быть с чувством стыда?» Видя мое удивление, она объяснила, что для нее самая эффективная мотивация – это чувство стыда и страх этот стыд испытать. «Это главная сила, которая заставляет меня хоть что‑то делать», – сказала она. Поставим эту историю на паузу. Я потом расскажу вам, чем она закончилась.
Мы с вами уже знаем, что от негативной мотивации больше вреда, чем пользы. Причем это касается не только глобальных и стратегических вопросов, но и будничного «праведного подзатыльника».

Проект под названием «родить и воспитать ребенка» долгосрочен по определению. Для его осуществления требуется как минимум 18 лет. Это очень длинная дистанция, где смотреть надо не только под ноги, но и далеко вперед. И отложить в сторону любые опасные средства, даже если они дают кратковременный эффект.

В этой главе мы изучим следующие негативные аспекты:

Все они являются источником отрицательной мотивации. И главный среди них – страх. С него и начнем.

4.3.1. Страх


Страх – это базовая эмоция человека. Но бояться мы можем лишь того, с чем хоть однажды столкнулись. Неважно, был ли это реальный опыт или воображаемый. Если ребенок боится боли, то это говорит о том, что в его жизни уже была боль. Управлять им, используя этот страх, – значит постоянно травмировать.
Ответьте честно на следующие вопросы:

Подчиняется ли вам ребенок беспрекословно? Если да, то почему? Потому ли, что в свои годы он уже понял вашу исключительную мудрость?

Был ли период, когда ребенок не был таким послушным?

Вы можете вспомнить конкретную ситуацию, после которой его поведение резко изменилось? Как вы считаете, на чем основано послушание ребенка?
Многие верят, что страх – это мотиватор: боится – значит, уважает. Спешу вас разочаровать: это неправда.

Во‑первых, страх работает только до тех пор, пока он актуален. Например, мальчиков часто пугают армией, стимулируя учиться лучше. Но как только призывной возраст заканчивается