Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 514
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
5.2.2. Двигатель мотивации подкрепления
Второй двигатель – это подкрепление, оценка. Это могут быть деньги, вознаграждение, материальное или нематериальное поощрение – все, что помогает человеку ощутить важность своей деятельности.
Работаете ли вы дворником или занимаете пост топ‑менеджера крупной корпорации – вы обмениваете свое время и навыки на деньги. Это универсальная схема: вы получаете подкрепление, и оно стимулирует вас работать дальше.
Человек может обеспечить себе постоянную процессную мотивацию, но мотивацию подкрепления – нет. За редкими исключениями зарплата и премии не выдаются каждый день. Вы возразите, что есть некоторые виды работ, предполагающих ежедневные выплаты. На первый взгляд, это привилегия. Однако на деле – лишь показатель уровня развития мотивационных механизмов у людей, которые в этом роде деятельности заняты. Не каждый способен выдержать интервал до следующего подкрепления и не потерять при этом мотивацию.
Мотивация подкрепления создает импульс, который позволяет нам двигаться некоторое время автономно, как на аккумуляторе. Случается и так, что мы начинаем движение и вовсе без подкрепления, в надежде, что оно ожидает нас в будущем: так, новый сотрудник в компании рассчитывает получить первый аванс лишь в конце месяца. С помощью мотивации подкрепления мы преодолеваем временные разрывы – в том числе когда перестает работать мотивация процессная. Неважно, нравится ли человеку его работа, – главное, чтобы ему нравился материальный результат.
Есть люди, которым удается визуализировать свои цели. Остальным необходимо этому искусству учиться, поскольку иначе управлять мотивацией подкрепления невозможно.
Итак, смотрите, что у нас получается. Процессная мотивация – величина непостоянная: с одним учителем ребенку повезет, с другим – нет. В школе в качестве мотивации подкрепления обычно используют оценки, но они чаще демотивируют, чем вызывают прилив энтузиазма. Похвала от родителей и педагогов – вещь очень нерегулярная. Так стоит ли удивляться, что наш самолет никуда не летит, а лишь трепыхается с трудом?
5.2.3. Двигатель мотивации достижения
Третий вид мотивации – самый эффективный. Это мотивация достижения целей, вершина горы, на которую мы можем взобраться. У большинства людей этот вид мотивации либо находится в зародышевом состоянии, либо отсутствует вовсе. Почему?
Навыки управления своими реакциями, решениями и поступками формируются в детстве и отрочестве. Родители, учителя, тренеры или другие наставники должны запустить этот механизм вовремя. Сам собой он не заработает: ребенок вырастет, но мотивации достижения в его жизни не будет.
Давайте определим, насколько у вас развита мотивация достижения.
Ответьте на несколько вопросов:
1. Был ли у вас план, по которому вы прожили предыдущие 10 лет, или события складывались спонтанно?
2. Планируете ли вы свой отпуск? Если да, то насколько заранее?
3. Во время отпуска вы действуете спонтанно или заранее составляете список мест, которые надо посетить, узнаете их адреса, режим работы и стоимость билетов?
4. Пользуетесь ли вы ежедневником, планировщиком, постановщиком задач? На какое время вперед у вас все расписано: пара дней, неделя, две недели, месяц, полгода, год?
5. Предусматривает ли ваш режим дня время для решения незапланированных задач?
6. Выписываете ли вы важные мысли?
7. Есть ли у вас список книг для прочтения?
8. Есть ли у вас четкий план по своему обучению и развитию? На какой период он рассчитан: до ближайших курсов или тренинга или на год и более вперед? Учитываете ли вы его, когда планируете работу и отпуск?
9. Есть ли у вас план развития своей карьеры на 5 лет? На 10?
10. Понимаете ли вы, что большое здание всегда состоит из маленьких элементов, а океан – из капель? Из каких мельчайших элементов состоит ваш день?
11. Ответьте навскидку без калькулятора: если вы каждый рабочий день будете покупать стакан кофе за 275 рублей, то сколько вы потратите на это за год? Варианты ответа: 10 000 рублей, 25 000 рублей, 50 000 рублей, 70 000 рублей, 90 000 рублей. Проверьте свой выбор калькулятором.
12. Сколько времени в году вы занимаетесь своим здоровьем?
13. Когда вы последний раз были у стоматолога (рекомендуемая частота – раз в полгода)?
14. Когда последний раз сдавали общий анализ крови (рекомендуемая частота – раз в полгода)?
15. Есть ли у вас полис добровольного медицинского страхования?
16. Считаете ли вы, что к старости можно и нужно подготовиться?
17. Напишите список из 20 достижений, которыми вы гордитесь и которые требовали более недели на работу и подготовку.
18. В данный момент вы осваиваете какой‑либо новый навык?
19. Есть ли у вас хобби? Если да, то оцените, насколько вы «выросли» в нем за последний год. Оцените этот рост в процентах.
20. Сколько книг по теме своего хобби прочитали? Сколько курсов и тренингов прошли? Сколько часов видео просмотрели?
21. Ведете ли вы личную домашнюю бухгалтерию?
22. Откладываете ли вы деньги на долгосрочные цели?
Отвечая на эти вопросы, вы решаете сразу две задачи: узнаете нечто новое о себе и заодно проверяете, насколько велики шансы вашего ребенка перенять у вас навыки мотивации достижения.
Как развивается мотивация достижения целей? В начальной школе у нас была очень простая и важная работа: нам задавали домашнее задание, мы его делали, а на следующий день получали оценку или иное плюс‑подкрепление (утят, звездочки и т. п.). Оценка в данном случае выполняла роль стартового двигателя – того, который должен запустить основной. В подзарядке в виде положительной мотивации мы нуждались ежедневно.
В средней и старшей школе мы уже меньше обращали внимание на текущие оценки и все больше – на четвертные и годовые. Таким образом мы постепенно переходили к квартальному, а потом и к годовому планированию жизни. В идеале так и должно быть. Недаром в вузах практически отсутствуют промежуточные оценки – вся система высшего образования выстроена на том, чтобы по максимуму развивать третий двигатель мотивации.
Пройти этот путь удается не всем. Большинство взрослых имеют детально прописанные планы лишь до следующих выходных. Загляните в свой ежедневник: если вы точно знаете, чем будете заниматься в ближайшие пару дней, но дальше все покрыто туманом неизвестности, значит, материал этой главы актуален для вас не меньше, чем для вашего ребенка.
УПРАЖНЕНИЕ
Чтобы достигать целей, надо уметь планировать. Представьте, что вы хотите научить своего ребенка чему‑то особенному – например, жонглировать. Составьте подробный план, учитывая все возможные нюансы и личные особенности ребенка. Запишите его. Не бойтесь ошибиться: в любом случае вы получите опыт, который пригодится нам в дальнейшей работе.
Теперь давайте посмотрим, как взаимодействуют в реальной жизни все три мотивационных двигателя.
Допустим, в школе вашему ребенку повезло: педагог был талантлив и смог заразить учеников любовью к своему предмету. Некоторые дети с удовольствием работали на уроках, но домашку делать отказывались. Другие делали и домашку, но говорили при этом, что им нравится не столько предмет, сколько преподаватель. В любом случае очевидно, что процессная мотивация была выстроена очень хорошо.
Но мы с вами недаром отмечали, что на одной процессной мотивации далеко не уедешь. Если талантливый преподаватель вдруг уволится или будет настолько загружен работой, что не сможет каждый раз готовить развлекательный контент для учеников, механизм тут же перестанет работать. Дети потеряют интерес к предмету, и их оценки ухудшатся.
Возможен и другой вариант. Ребенок, воодушевленный процессной мотивацией от преподавателя, его харизмой и очарованием, выберет этот предмет в качестве базового для высшего образования. И пойдет учиться специальности, к которой у него на самом деле нет ни любви, ни таланта. Но самое главное – в вузе уже не будет любимого учителя. Столкнувшись с суровой реальностью, придется выбирать: или кое‑как доучиваться, или менять профессию.
Но если на крыльях процессной мотивации ребенок несколько раз достиг большой цели, картина меняется. Будь это участие в олимпиаде или простая пятерка в году – не так уж важно. Любая взятая вершина выводит его на новый уровень. Подключается мотивация подкрепления. Человек осознает свой успех, запоминает его, и это дает ему силы двигаться дальше.
Со временем цели становятся все масштабнее и уверенность в себе растет, так что в дальнейшем человек не боится штурмовать даже самые высокие вершины. Однако путь наверх начинается с увлеченности процессом и постепенного повышения планки.
Мотивационные инструменты не даются нам с рождения – это приобретенные навыки. В редких случаях ребенок осваивает их самостоятельно. Иногда свою роль играют школа или друзья. Однако чаще это все же прерогатива родителей, которые должны помнить, что без их осознанного участия ребенок не научится ни получать удовольствие от какого‑либо вида деятельности, ни планировать свою жизнь.
Третий, самый сложный для запуска, но самый мощный двигатель – это мотивация достижения целей. Благодаря ему можно стать космонавтом, президентом, топ‑менеджером, великим ученым – словом, кем угодно.
Процессная мотивация нас «греет»: пока она есть, нам хорошо и весело идти вперед. Мотивация подкрепления работает импульсно и позволяет преодолевать некоторые участки без процессной дозаправки. Но по‑настоящему тянет нас вперед мотивация достижения целей. Если в первом примере мы не могли далеко отойти от воображаемого костра, то с мотивацией достижения целей мы вольны полностью сменить климат и перебраться туда, где в костре вообще нет нужды.
Мотивацию достижения можно сравнить с полноприводным автомобилем. Большинство автомобилей имеют только один привод: одна пара колес у них ведет, а другая – просто катится. Традиционно машины с задним приводом считаются более мощными, а автомобили с передним – более управляемыми. Но есть автомобили с полным приводом. Мощность двигателя в них можно распределять самостоятельно
, подключая либо передние, либо задние колеса. Именно они отличаются самой высокой проходимостью, потому и стоят дороже остальных.
Раньше у Advance был курс под названием «Учись учиться», предназначенный для учеников 1–2‑х классов. Однако вскоре мы поняли, что дети этого возраста нуждаются в таком объеме процессной мотивации, что про достижение целей говорить не приходится. В итоге пришлось кардинально переработать развивающий курс для первоклассников, а программу «Учись учиться» переориентировать на более старших школьников. Этот опыт показал, что развитие – это хорошо, однако все должно происходить своевременно. В том числе и освоение мотивационных инструментов.
Мотивация достижения целей работает в случаях, когда человек не получает никаких плюс‑подкреплений в течение длительных промежутков времени. Пример тому – ученые, которые десятилетиями работают без финансирования, признания и поддержки, прежде чем совершить какое‑либо открытие. В любых обстоятельствах конечная цель для них важнее. И хотя цель эта нематериальна, они направляют на нее все свое внимание.
Напомню, что мотив – это конкретный объект, к которому мы движемся. Любую цель необходимо визуализировать, проговаривая мельчайшие детали. В противном случае мы проедем правильный поворот или вовсе уедем не туда, а значит – зря потратим драгоценный ресурс мотивации.
Помимо огромной мощи, у мотивации достижения есть серьезное ограничение. Ее можно разогнать до невероятных скоростей только в том случае, если цель, которую вы видите впереди, действительно ваша. С глобальными, но чужими целями эта мотивация не работает.
Рассмотрим пример. У нас есть ученик 10‑го класса – допустим, его зовут Иван. Родители Ивана – врачи, бабушки и дедушки – тоже. Предполагается, что врачом должен стать и сам Иван, хотя никаких конкретных разговоров по этому поводу в семье не было. Но оценки по химии и биологии у Ивана отличные, так что имеются все предпосылки для поступления в лучший медицинский вуз города. Что происходит дальше? Если профессия врача не была выбрана Иваном осознанно, а ее навязали ему «по умолчанию», он имеет повышенные шансы бросить учебу или, поработав пару лет по специальности, сменить сферу деятельности.
Родителей в этой ситуации должно волновать не то, как заставить Ивана продолжить семейную традицию, а способы сделать его счастливым. Ребенок – не автомобильный прицеп, который хоть и едет по дороге, но не выбирает при этом ни скорость, ни направление. Он имеет право выбирать себе дело по душе, а любые манипуляции на этот счет дают лишь временный эффект.