Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 515

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5.2.4. Взаимодействие систем мотивации (разных двигателей)


Представьте себе табуретку с одной ножкой – будет ли она устойчива? А с двумя ножками? Устойчивость появляется с третьей ножки.

Наши три мотивационных двигателя могут работать слаженно, но иногда они мешают друг другу. Смотрите, как это происходит.

Человек, который хочет чего‑то достичь, начинает с постановки маленьких целей. Если цель маленькая, значит, отходить далеко в сторону ему не придется. Условно говоря, он только что грелся у костра процессной мотивации, сделал один шаг в неизвестность, достиг какой‑то цели и вернулся обратно, не успев замерзнуть.

В следующий раз он отходит все дальше и делает это все чаще, получая таким образом опыт выживания в менее комфортных условиях. Со временем человек научится шить себе одежду или станет выбирать для прогулки более теплое время – одним словом, будет постепенно адаптироваться к среде, в которой нет процессной мотивации. В тот день, когда он будет готов к серьезному путешествию, случится первый внутренний конфликт.

Процессная мотивация потянет его назад – в зону комфорта, где все так привычно и безопасно. Но мотивация достижения при этом будет требовать идти дальше, туда, где интересно. В этот момент очень важно задать себе вопрос: какая из двух мотиваций приближает меня к цели, а какая – отдаляет от нее? Только осознав, что тяга к комфорту сдерживает развитие, можно волевым усилием выйти на правильный путь.

Первая тренировка в спортзале всегда отзывается болью в мышцах и усталостью – чтобы не испытывать их больше, мы должны отказаться от следующих попыток. Но спорт нам необходим, и потому мы возвращаемся в зал снова, пока не увидим первые результаты. Пусть даже единственным результатом является тот факт, что тренировки теперь даются нам легче.

Люди часто говорят о лени, об отсутствии мотивации и т. д. Что при этом происходит? Чаще всего у таких людей сильно развита процессная мотивация, а мотивация достижения находится в зачаточном состоянии. Разумеется, процессная мотивация побеждает, и нам остается только вернуться в свою зону комфорта. Если мы не хотим всю жизнь вести себя как шестиклассник, который делает домашку через день, да и то лишь на завтра, а не на неделю вперед, то мотивацию достижений придется тренировать. Начинаем с маленьких целей и маленьких желаний, реализовываем их постепенно. Ни в коем случае не завышаем планку: процесс усложнения должен быть очень плавным. Только так заработает второй двигатель – мотивация достижения целей.

Научная вставка

«Википедия» говорит, что лень – это недостаток трудолюбия. Трудолюбие является одним из социальных навыков, которые человек приобретает в результате обучения. Но лень работает сама по себе. Получается, что лень – это базовое состояние человека, норма, а трудолюбие – отклонение от этой нормы и потенциал.

В своей работе мы рассматриваем лень как результат несинхронизированных действий разных полушарий головного мозга. Допустим, ребенок сидит над домашкой по математике, но думает не о ней, а о том, что будет делать потом. Что происходит в этот момент? Левое полушарие, отвечающее за логику и цифры, формирует конкретную задачу – выполнить задание по математике. Правое полушарие, которому природа поручила работать с образами, в то же самое время выдает картины всевозможных грядущих развлечений. Получается, что каждое полушарие функционирует правильно, но результат от этого нулевой: работа не сделана, а ребенок погружен в мечтания. Довольно часто ситуацию можно исправить с помощью простых упражнений пальчиковой гимнастики или приемов мнемотехники17. Они синхронизируют работу полушарий и быстро выводят человека из состояния лени в эффективное ресурсное состояние.

Научная вставка

Лень – это еще и программа сохранения энергии, заложенная природой. Известную поговорку о том, что лень является двигателем прогресса, можно признать справедливой: прогресс позволяет достигать большего результата при меньших ресурсных затратах.
В заключение хочу обратить ваше внимание на то, как работают все три вида мотивации в разном возрасте.

Процессная мотивация дана человеку с рождения, хотя на протяжении жизни ее интенсивность и устойчивость могут меняться. Мотивация подкрепления и мотивация достижения целей подключаются позже.
Мотивация подкрепления работает уже с двухлетнего возраста, однако чем младше ребенок, тем быстрее должно происходить плюс‑подкрепление. Откладывать подкрепления по времени можно, только имея дело с 10–12‑летними детьми.


В рамках нашего курса «Учись учиться» есть раздел, посвященный освоению навыков по самостоятельной работе с учебниками. Число игровых элементов в этом разделе снижено: для учеников 3–4‑х классов оно минимально, а для пяти‑ и шестиклассников практически сведено к нулю. Это сделано намеренно, чтобы не отвлекать ребенка процессной мотивацией, а сосредоточиться только на работе с навыками достижения целей.


Призывать учеников младших классов хорошо учиться, чтобы не «стать дворником», бессмысленно: отделы головного мозга, способные переварить такую информацию, в этом возрасте еще не сформированы.

Наглядным доказательством тому служит так называемый зефирный тест.
Научная вставка

Зефирный тест – это не про дегустацию зефира. С его помощью можно проследить реакцию нашего мозга на ситуацию «хорошо сейчас или еще лучше, но потом». Мы предлагаем ребенку съесть один зефир прямо сейчас или килограмм – завтра. Важный момент: для того чтобы получить зефир, не требуется никаких дополнительных усилий – достаточно просто протянуть руку. С точки зрения логики выгоднее выбрать килограмм, но завтра. Однако такое понятие, как отложенная выгода, детям до 12 лет еще не знакомо. Причем чем младше ребенок, тем меньше у него шансов. Однако, что еще более удивительно, абсолютное большинство 18–20‑летних молодых людей зефирный тест тоже проваливают. Навык использования других двигателей мотивации, кроме удовольствия «здесь и сейчас», у современных подростков развит очень слабо.

Еще одно важное замечание: если решитесь провести зефирный тест на своем ребенке, супруге или бабушке, позаботьтесь о наличии зефира в необходимом количестве. Договор надо выполнять, чтобы избежать негативных последствий.
В своем развитии ребенок проходит те же стадии, что и человеческое общество. Например, в джунглях Амазонки в Бразилии есть племя пирахан численностью чуть более 400 человек. В их языке не существует будущего времени, и, как следствие, им не знакомы такие понятия, как «сохранить» и «накопить». Добытая еда тут же съедается, лишняя – выбрасывается. Сама идея, что некоторые продукты можно отложить на потом, им непонятна. Интересно, что отсутствует не только время, но и любые способы измерения – например, числительные. Для обозначения количества людям племени пирахан достаточно трех слов, которые можно перевести как «мало», «чуть‑чуть» и «много». Антропологи, жившие вместе с племенем, так и не смогли научить пираханцев даже счету на пальцах. Я рассказываю эту историю, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько важно развивать у детей навыки работы с абстрактными понятиями вообще и с достижением целей в частности.

Итак, мы доказали, что понимание отложенной выгоды – это сложное свойство человеческого мозга. Оно не дается с рождения, а является приобретенным навыком. Из этого следует вывод: применять мотивацию достижений к маленьким детям нельзя. Все разговоры о «дворниках» сработают лишь как очередное минус‑подкрепление и не принесут никакого результата. Ребенок воспримет их как брюзжание и занудство и никак не соотнесет со своим настоящим и будущим. Он может среагировать на ваше недовольство, но эффект этот будет кратковременным: как только его действие ослабеет, соответствующая деятельность ребенка закончится.


Вопросы для самопроверки:

1. Как влияет на вас процессная мотивация? В чем она проявляется?

2. Как влияет процессная мотивация на вашего ребенка? В чем она проявляется?

3. Как влияет на вас мотивация подкрепления? В чем она проявляется?

4. Как влияет мотивация подкрепления на вашего ребенка? В чем она проявляется?

5. Как влияет на вас мотивация достижения? В чем она проявляется?

6. Как влияет мотивация достижения на вашего ребенка? В чем она проявляется?

7. Какая из мотиваций для вас является главенствующей и почему? А для вашего ребенка?


5.3. Геймификация и мотивация



5.3.1. Роль игры в обучении и мотивации


Существует несколько определений геймификации, принципиально отличающихся друг от друга. Некоторые исследователи называют так включение в процесс обучения игровых элементов, другие – ситуацию, когда все обучение и есть одна сплошная игра с единым сценарием. Нередко при оценке конкретного курса обучения возникают разногласия: одни считают его недостаточно геймифицированным, а другие – чересчур. С нашей точки зрения, иногда обучение действительно может быть избыточно геймифицировано.

Геймификация – обязательный процесс в жизни человеческого общества. Дети играют, имитируя поведение взрослых: девочки – в куклы, мальчики – в войну. И пусть сегодня все роли могут выглядеть иначе – мир усложняется, и это нормально. В любом случае, играя, ребенок выбирает себе определенную роль и коммуницирует, будучи носителем этой роли.

Использовать геймификацию в сфере образования стали недавно. Раньше в этом не было необходимости: если горох, розги и ремень считаются нормой, зачем придумывать что‑то еще? Серьезные исследования о влиянии на психику ребенка минус‑подкреплений стали проводить лишь в ХХ веке – до этого педагогам и родителям было и так все понятно.

Сегодня геймификация часто используется как способ удержания нетренированного детского внимания в образовательном процессе. Почему игровые формы обучения оказывают такое влияние на мотивацию? В первую очередь потому, что это гармонично укладывается в онтогенез18 и филогенез19 человеческого развития. А если быть уж совсем точными, то не только человеческого, но и многих позвоночных. Игровое поведение замечено у приматов и хищников, копытных и ластоногих, китообразных и грызунов. Игра является органичной, а до определенного возраста – едва ли не единственно возможной формой обучения.

Возвращаясь к нашей метафоре про автомобиль, мы можем сказать, что игра, во‑первых, позволяет экономить топливо мотивации, а во‑вторых, благодаря процессной мотивации дозаправлять машину прямо по ходу движения. Более того, геймификация – это работа не только с автомобилем, но и с местностью, по которой он едет. Учиться водить на специальной площадке гораздо проще и безопаснее, чем на оживленной улице.