Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 536

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.4. Соревновательная мотивация



Соревновательная мотивация – это группа соревновательных мотивов, мотивов достижения, основанная на стремлении «догнать и перегнать». Как мы говорили ранее, это естественное стремление не только конкретного человека, но и группы людей, и даже целых стран.

Соревновательная мотивация очень важна еще и потому, что является основой полового поведения. Тот, кто избегает соревнований, проигрывает в самом прямом биологическом смысле, а именно – не оставляет потомства.


Проблема в том, что ни школьники, ни их родители не готовы конкурировать. Культура нашего общества направлена на уход от явной конкуренции, поскольку любые сравнения, особенно в интеллектуальной сфере, для многих людей являются травматичными.

Мы регулярно проводим в Advance внутренние соревнования для сотрудников по дисциплинам интеллектуального спорта, памяти, вниманию, устному счету и чтению, и только после нескольких циклов наши коллеги перестали переживать о том, какое место заняли, и начали фокусироваться на динамике своего развития. На начальных этапах просьбы полностью исключить ту или иную фамилию из итогового протокола регулярно были не только от занявших последнее и предпоследнее места, но и от входивших в десятку лучших.
Давайте вернемся к метафоре с автомобилем. В нашем случае соревновательная мотивация означает некое правило, согласно которому за любые первые места дается дополнительный бензин. Но тут есть один нюанс. Речь идет действительно о любых первых местах. Это может быть первое место на финише или первое место от конца. Первое место за опрокидывание своего автомобиля или за то, что мешал другим участникам гонки больше всех. При этом мы устанавливаем одни правила, а в ходе соревнования естественным образом возникают другие. В реальности все это становится причиной девиантного и протестного поведения.

Соревновательной мотивацией в процессе обучения либо пренебрегают, либо, наоборот, используют ее избыточно. Золотую середину найти очень сложно. Давайте попробуем вместе разобраться, почему так происходит.

5.4.1. Плюсы соревновательной мотивации


Соревновательная мотивация полезна и эффективна, если:

• поддерживает желание двигаться к цели;


• позволяет двигаться к цели, пусть и «зигзагами»;

• имеет осознанную цель соревнования;

• основное соревнование происходит с собой, а не с другими;

• достижение цели создает чувство радости или меняет самоосознание человека, вызывает гордость за себя и свои достижения.

Соревновательная мотивация поддерживает желание двигаться к цели

Если ребенку не хватает совсем немного, чтобы сдвинуться с мертвой точки или добраться до цели, соревновательная мотивация может стать для него дополнительным двигателем.
Кейс

Сын одного моего знакомого учился в 7‑м классе. Особых устремлений у него не было. Оценки в школе были средние – в основном тройки и четверки, и его это вполне устраивало. Все, за что брался этот мальчик, вскоре теряло для него свою привлекательность. Так продолжалось до тех пор, пока учитель физкультуры не позвал его на соревнования по легкой атлетике.

Команда для эстафеты уже была сформирована, но один из участников заболел, и заменить его было некем. До соревнований оставалось около трех недель, то есть достаточно, чтобы хоть немного подготовиться, но при этом не успеть остыть. В итоге команда заняла 5‑е место в районе – результат объективно невысокий, но с нашим героем произошла интересная трансформация.

Ему понравилось соревноваться. Он не выиграл, но захотел выиграть в следующий раз. У него появилось собственное желание, которое потребовало от него дисциплины и целеустремленности. Чтобы хватало времени на тренировки, пришлось подтянуть и учебу – в результате тройки практически исчезли.
Соревновательная мотивация не ограничивается одним лишь спортом. Но где бы она ни проявилась, позаботьтесь о том, чтобы ее сохранить.

Соревновательная мотивация полезна, если позволяет двигаться к цели, пусть и «зигзагами»

В жизни и учебе нам нечасто приходится соревноваться напрямую. Цель, к которой мы стремимся, может находиться далеко от области спорта. Однако это не имеет никакого значения. Ведь важны не столько сами достижения, сколько те качества, которые появляются в ходе работы над собой. Источником соревновательной мотивации может служить, например, олимпиада по химии. Знания, которые обретет ребенок во время подготовки, могут устареть, но полученные навыки, и в том числе умение соревноваться честно, останутся с ним и во взрослой жизни.



Соревновательная мотивация добавляет автомобилю топлива. Большая его часть сразу тратится по назначению, но остаток может оказаться той самой малостью, которой не хватало для достижения других целей.

Соревновательная мотивация полезна и эффективна, если есть осознанная цель соревнования

Чтобы механизм соревновательной мотивации заработал, необходимо выполнить два условия:

1. Ребенок сознательно вступает в соревнование. В идеале он принимает это решение самостоятельно.

2. Ребенок понимает, зачем он это делает. Без ответа на этот ключевой вопрос любое соревнование не будет иметь никакого смысла.

Соревновательная мотивация полезна, если основное соревнование происходит с собой, а не с другими

Как управлять соревновательной мотивацией? Научить ребенка соперничать с самим собой. Пусть другие участники соревнования служат лишь стимулом для собственного развития: если вершину уже кто‑то покорил, значит, она достижима.

Ни поражение, ни победа не имеют большого значения по сравнению с динамикой личных результатов.

Разумеется, соревнование с самим собой требует от ребенка высокого уровня осознанности. И все же овладеть этим навыком необходимо, ведь во взрослой жизни он будет постоянно сталкиваться с конкуренцией.

Другая сторона той же медали – зацикленность на собственных достижениях и неумение работать в команде. В наш век сотрудничества и коллаборации это серьезный недостаток. Даже в индивидуальных видах спорта существует командный зачет. Давайте помнить об этом и искать золотую середину.

Достижение цели должно вызывать чувство радости

Достигая поставленной цели, человек имеет право испытывать заслуженную радость. Чествование победителей необходимо, поскольку оно дает возможность пережить радость сполна. Тот, кто осознал свой успех, будет и в дальнейшем рассматривать себя как победителя. И наоборот, если человек видит в себе неудачника, вероятность того, что он станет предпринимать хоть какие‑то попытки изменить свою жизнь, практически равна нулю.

В восьмой части этой книги мы будем подробно рассматривать так называемую пирамиду Дилтса20.

Это модель логических уровней, действенный инструмент, который хорошо подходит для поиска решений в проблемных ситуациях. Но пока ограничимся лишь тем, что введем новый термин – самоописание. Человеку необходимо постоянно отвечать на вопрос «Кто я?», идентифицировать себя. Людей, изначально обладающих мышлением победителя, в мире ничтожно мало – не более 2–3 %. Однако самоописание поддается корректировке. Чем осознаннее мы будем относиться к каждому своему успеху, тем быстрее поверим в собственные силы. А значит, будем бороться и пробовать даже там, где шансов на успех совсем немного.


5.4.2. Минусы соревновательной мотивации


Соревновательная мотивация вредна, если:

• направлена на достижение деструктивной цели;

• цель соревнования потеряна, оно из средства развития само стало целью;

• соревнование угрожает физическому или психическому здоровью;

• соревнование идет под лозунгом «Победа любой ценой»;

• объект соперничества далек от эталона;

• происходит вырождение соревновательной мотивации;

• имеет место рационализация избегания соревнований;

• победа не приносит радости или других положительных эмоций.

Соревновательная мотивация направлена на достижение деструктивной цели

Приведу конкретный пример. Родители одного старшеклассника решили использовать соревновательную мотивацию, чтобы повысить его успеваемость. Они предложили сыну вступить в соревнование с самим собой и улучшить оценки прошлой четверти. Нет сомнений в том, что родители действовали из лучших побуждений. Однако результат они получили обратный: фокус внимания подростка переместился, и вместо знаний его стали интересовать только оценки. Они действительно улучшились, но лишь благодаря виртуозному списыванию. Учебный материал при этом был не усвоен, и в конце года парня ждал грандиозный провал.

Ни поражение, ни победа не имеют большого значения по сравнению с динамикой личных результатов.

Чтобы соревнование принесло пользу, надо выбирать живую цель – ту, что будет выгодна ребенку в долгосрочной перспективе.

Цель соревнования потеряна, оно из средства развития само стало целью

Ребенок начал заниматься в спортивной секции. Пускай это будет секция легкой атлетики, да простят нас читатели, которые любят этот вид спорта. Полезна ли легкая атлетика детям? Конечно, поскольку соответствует физиологическим потребностям детского организма – бегать, прыгать и метать.

Два раза в неделю родители исправно возят ребенка к хорошему тренеру, ребенок увлечен и работает с большим энтузиазмом. Потом наступает время соревнований, и он занимает на них условное восьмое место. Тут бы родителям с ним поговорить: рассказать о собственных неудачах, помочь пережить эмоции. Но вместо этого они досадуют: почему только восьмое? Может быть, родители сами в свое время мечтали о победах, но оказались за пределами пьедестала. И теперь за счет ребенка они пытаются реализовать свои неудовлетворенные амбиции. Что происходит дальше? Нагрузка возрастает: ребенок ездит на тренировки уже не два раза, а три. А потом четыре. На следующих местечковых соревнованиях он занимает место в тройке. Как вы думаете, это останавливает родителей? Нет. Зачастую в этот момент они решают сменить тренера на более успешного, который может помочь получить мастера спорта. Или начинают готовить ребенка к поступлению в спортшколу.


Хорошо, если родителям все же удается стряхнуть с себя груз спортивной увлеченности: «Стоп, мы же не видим нашего сына великим спортсменом, надо остановиться!» Это очень важно – помнить, что если вы отдали ребенка в секцию ради оздоровления и становления характера, то это и была главная цель. А спорт – всего лишь средство для ее достижения.

В ситуации, когда соревнование подменяет собой истинную цель, мы теряем образ будущего, который еще совсем недавно использовали в качестве мотивации. Ребенок в растерянности: ему говорили, что он должен стать врачом или лингвистом, а тут такая избыточная важность легкой атлетики. Это как если бы мы ехали из Петербурга в Москву по шоссе, а потом свернули на проселочную дорогу, да еще принялись срочно делать тюнинг автомобиля под новые условия. Разве поможет нам это быстрее и комфортнее добраться до пункта назначения?

Итак, спорт – это хорошее подспорье в деле освоения соревновательной мотивации. Но только до тех пор, пока остается средством, а не целью. Даже олимпийские принципы гласят: спорт – не смысл жизни, а лишь способ сделать ее здоровой, активной и насыщенной.

Соревнование угрожает физическому или психическому здоровью

Любое соревнование подразумевает затрату ресурсов. Предположим, ребенок готовится к олимпиаде по физике. Он сильно нервничает и плохо спит. Гормоны стресса, которые при этом выделяются, помогут ему в краткосрочной перспективе, но буквально через неделю такого режима начнется выгорание. У ребенка будет накапливаться хроническая усталость, и это приведет к проблемам со здоровьем. Ни одна соревновательная цель не является окончательной. Перед нами не стоит задача добежать до финиша и умереть с возгласом «Победа!» на устах. Необходимо сохранять силы и ресурсы организма, чтобы продолжать радоваться жизни и после того, как соревнование закончится.

Соревнование идет под лозунгом «Победа любой ценой»

Это очень агрессивная установка. Цена, которую приходится платить за победу, нередко оказывается несоразмерно высокой. Даже если при этом от вас не требуется переступать через моральные принципы. Например, один мой товарищ рассказывал, как готовился к полумарафону. Дистанция в 21 км не представляла для него никакой сложности – он спокойно пробегал это расстояние два раза в неделю. Однажды во время тренировки у него заболело колено. Мой товарищ вполне мог остановиться, но тут включилась спортивная гордыня. Он решил во что бы то ни стало добежать дистанцию до конца, хотя это была всего лишь тренировка. В итоге – травма мениска и полгода в бандажах. К счастью, обошлось без операции. Мой друг не был профессиональным спортсменом, и его жизнь и карьера не зависели от участия в марафоне. Привычка добиваться победы любой ценой сыграла с ним плохую шутку.