Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 548

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объект соперничества далек от эталона

Иногда спортивная мотивация на фоне личного соперничества может остановить человека в развитии. Например, в семье двое детей‑погодков. Младший слабее старшего и очень хочет хоть в чем‑то обойти брата. В школе ему это сделать не удается, поэтому он выбирает спорт. Поскольку оба ходят в одну и ту же секцию, шансы у него есть. Проблема заключается в том, что личный запас мотивации младшего этим и ограничивается – развиваться выше взятой планки ему неинтересно. Ребенок не видит смысла соревноваться с другими: ведь это чужие люди, и ему нет до них никакого дела.

Происходит вырождение соревновательной мотивации

Вырождение соревновательной мотивации – опасная тенденция. Ребенок вдруг начинает сравнивать себя с другими людьми. В зависимости от того, свойственна ли ему гордыня или, наоборот, комплекс неполноценности, он выбирает себе соответствующие объекты для сравнения. Это может быть встреченный на улице бездомный, или другой социально неблагополучный человек, или даже «великий средний». На таком фоне легко казаться успешным, не прилагая особых усилий. Другой вариант – персонажи, недостижимые в принципе: «Шварценеггером или Василием Алексеевым21 мне все равно не стать, тогда зачем стараться?»

В обоих случаях бывает уместно задать ребенку вопрос: какую практическую пользу он получает от таких сравнений? Что толку сравнивать себя с человеком, опустившимся на самое дно, или с тем, кто добрался до вершины? Польза выражается в действии. Допустим, он посмотрел на другого и сделал лучше. Само по себе сравнение никак не меняет мир, но может стать хорошей мотивацией для того, чтобы поставить себе цель и достичь ее.

Имеет место рационализация избегания соревнований

Некоторые дети категорически отказываются соревноваться. Они вообще не любят, когда их оценивают. На первый взгляд, в таком раскладе нет ничего плохого: ребенок тренируется для себя и не испытывает недостатка внутренней мотивации. Однако проблема в том, что внешней мотивации у него вообще нет, он боится любых сравнений. Это тревожный знак. Вам стоит обсудить ситуацию с тренером и, возможно, прибегнуть к помощи детского психолога.


Достижение победы не дает радости или других положительных эмоций, переживание которых важно для человека

Это заключительный пункт в нашем списке. Давайте поговорим подробнее об опасностях, которые таит в себе спорт высоких достижений.

В профессиональном спорте нет места чувствам. Перед соревнованиями тренер советует воспитанникам «засунуть свои эмоции куда подальше» и показать тот максимум, на который они способны. Прятать эмоции тоже надо учиться, и во время тренировок этому уделяется особое внимание. Но наша эмоциональная сфера не умеет «прятать» одни эмоции и высвобождать другие. В результате человек и рад бы проявить свои чувства в обычной жизни, но уже не может.

Знаю, что сейчас на нас ополчатся некоторые родители и тренеры, воспитывающие мастеров спорта к 12–14 годам, но все же скажу: вопрос травмирования эмоциональной сферы ребенка остается острым. Более того, никто всерьез не занимался его изучением. Существует множество психологических исследований, посвященных тому, как снять у спортсменов тревожность перед соревнованиями. Но нигде не сказано, как сделать их счастливыми, оценить уровень удовлетворенности собственными достижениями.

Когда у победителя спрашивают, что он чувствует, ответ, как правило, один и тот же: «Я еще не осознал, пока ничего не чувствую». К сожалению, вот это «пока ничего не чувствую» так с ним и останется, а осознание победы, равно как и радость от нее, так и не придет. Но если ребенок стал чемпионом и не испытывает при этом особой радости, то будет ли он способен к ней в момент завершения школы, успешной сдачи ЕГЭ, поступления в вуз, создания семьи и рождения детей? Или он навсегда останется в состоянии «я еще не осознал, пока ничего не чувствую»?

У того, кто хоть раз поднимался на пьедестал, есть огромное конкурентное преимущество в виде развитой соревновательной мотивации и связанных с ней механизмов. Но зачем конкурировать, если победа не приносит радости?

Вместо того чтобы учить детей вытеснять эмоции, спортивным психологам стоило бы, наоборот, помочь им максимально качественно проживать их в текущем моменте. Только отказавшись от вытеснения и табуирования, ребенок сможет ощутить весь спектр эмоциональных состояний.

Вопросы для самопроверки:

1. Как влияет на вас соревновательная мотивация? А на вашего ребенка?



2. Какой положительный эффект оказала на вас соревновательная мотивация? А на вашего ребенка?

3. Всегда ли вы осознавали, зачем соревнуетесь? Осознает ли ваш ребенок, зачем он соревнуется? Как вы это понимаете?

4. Понимаете ли вы важность соревнования с самим собой? Понимает ли это ваш ребенок?

5. Какой отрицательный эффект оказала на вас соревновательная мотивация? А на вашего ребенка?

6. Насколько актуальна для вас установка «Победа любой ценой»? А для вашего ребенка?

7. Кого вы и ваш ребенок выбираете в качестве соперника или партнера при соревновательной мотивации?

8. Пытаетесь ли вы с помощью ребенка компенсировать собственные нереализованные возможности?

9. Какие ощущения вы испытываете, когда одерживаете победу? Какие ощущения испытывает ваш ребенок?

5.4.3. Влияние внешней и внутренней соревновательной мотивации на будущее ребенка


Для детей и подростков соревновательная мотивация «быть лучше, чем…» – одна из самых актуальных. Мотивы, которые ими движут, необязательно связаны с достижением конкретного результата. Иногда, чтобы стать лидером, надо просто быть в чем‑то первым.

В средней школе образцом для подражания становятся не самые умные, а самые «взрослые». Среди мальчиков это, как правило, тот, кто начал курить раньше остальных. Среди девочек – та, что быстрее всех научилась манипулировать противоположным полом. Именно их поведение становится образцом. В целом закономерность такова: если родители и учителя не формируют соревнования с понятными условиями и призами, то оно складывается само собой на основании простых конструкций человеческой психики. Соревновательная мотивация откровенно вредна, когда взрослые не имеют к ней никакого отношения, а в качестве правил игры выступают нормы, не слишком полезные для дальнейшей жизни. Но она точно так же может оказаться абсолютно провальной и при их участии. Здесь важно понимать, что на первом этапе соревновательная мотивация поддерживается только внешними стимулами и, как любая искусственная экосистема, постоянно требует подпитки со стороны. Если учитель в классе устроил соревнование, в котором учитываются одновременно академические и неакадемические результаты, то стартовой мотивации хватит максимум на несколько дней. А к середине учебного года дети вовсе забудут о том, что соревнуются.
Кейс

Один из наших сотрудников рассказывал, как применяли соревновательную мотивацию в музыкальной школе, в которой он учился в детстве. На стене в кабинете преподавателя по фортепиано висел стенд с изображенными на нем беговыми дорожками. За каждый урок ученик получал оценку в виде определенной зверушки. Самая низкая была в виде свинки, поскольку свинка бегает медленно. Самая высокая – в виде гепарда, потому что он самый быстрый. В конце каждого урока преподаватель рассказывал, почему он ставит на дорожку того или иного зверя, и обязательно объяснял, что надо сделать каждому, чтобы получить гепарда. Но все равно любая зверушка делала несколько шагов от точки, где остановилась на прошлом уроке, к финишной линии. Соревновательная мотивация поддерживалась постоянно, и не было ни одного ребенка, который не подходил бы к стенду, чтобы проверить свои позиции. Дополнительная прелесть эксперимента заключалась в том, что уроки фортепиано носили индивидуальный характер, так что из всех участников «забега» каждый ученик знал только двоих: тех, кто занимался до и после него.

По отношению к соревновательной мотивации дети делятся на несколько типов:

1. Активно отзывающиеся на соревновательную мотивацию. Те, кому важно быть первыми. Они готовы рисковать, высказываться, поднимать руку, предпринимать определенные сверхусилия для того, чтобы быть замеченными, оцененными и признанными. Оборотная сторона медали – категорический отказ от участия в соревнованиях, если шансов занять призовое место нет.

2. Скрывающие важность для них соревновательной мотивации. Такие ученики хорошо знакомы каждому преподавателю: все знают, но лишний раз руку не поднимут, если поручат – сделают хорошо, но сами не вызовутся. Признание таким детям нужно, однако в силу ряда причин они не проявляют должной активности.

3. Нейтрально относящиеся к соревновательной мотивации. Те, для кого процесс соревнования в принципе не имеет большой ценности. Даже если они дают вовлечь себя в процесс конкуренции, то ненадолго. Как правило, такие дети и подростки сильно увлечены чем‑то – будь то спорт, комиксы вселенной DC или астрономия.

4. Негативно относящиеся к соревновательной мотивации. Есть дети, которые максимально некомфортно чувствуют себя в ситуации, когда им приходится с кем‑то соревноваться. Некоторые специалисты считают такое поведение не только нормальным, но даже эталонным, поскольку «человеку нет нужды соотносить свои успехи с успехами других». Такая позиция, безусловно, верна, когда речь идет о взрослом человеке. Но ребенок должен успеть «отработать» потребность в конкуренции, заложенную в нем природой. Если такой потребности нет, значит, налицо психологические проблемы. Дело даже не в том, что в дальнейшем найти неконкурентную среду для личного и профессионального роста будет очень нелегко. Просто соревновательная мотивация – это один из источников жизненной энергии, от которой зависят последующий успех и самореализация. Тот, кто игнорирует свою потребность в конкуренции, будет всегда проигрывать – как отдельный человек и как биологический вид. Причины вытеснения соревновательной мотивации необходимо исследовать в каждом отдельном случае. Не самостоятельно, а с помощью квалифицированного специалиста в области детской психологии.

Мы наблюдали за школьниками в течение десяти лет и пришли к выводу, что отношение ребенка к соревновательной мотивации в значительной степени воспитывается родителями. Чаще всего это происходит невербально: ребенок считывает отношение взрослых к различным жизненным эпизодам
, связанным с конкуренцией и соперничеством, и копирует его. Может ли у неконкурентных родителей вырасти сын, активно включающийся в соревнования со сверстниками? Да, но шансы невелики. Чаще случается наоборот: родители, успешно выживающие в условиях конкуренции, и дети, ее избегающие. Правда, на поверку оказывается, что в воспитании таких детей родители принимали мало участия, поручив этот процесс бабушкам или няням.

Как и любые другие проявления человеческой психики, отношение с соревновательной мотивацией имеет определенные генетические предпосылки. Оно зависит от типа ВНД (высшей нервной деятельности), темперамента и характера. Но копирование модели поведения все же играет, по нашим наблюдениям, решающую роль.

Попробуйте оценить, насколько хорошо вы умеете конкурировать и передаете ли эти навыки своим детям:


22

Важный момент. Как видно из таблицы, ребенок получает соревновательные навыки от обоих родителей. Получается, что в неполных семьях он имеет вдвое меньше шансов вырастить в себе соревновательную мотивацию. Как правило, большую часть «конкурентных баллов» передает ребенку отец. Это означает, что тот, чьим воспитанием занималась только мама, имеет трех‑четырехкратный недостаток в развитии соревновательной мотивации.

Ситуацию может выправить спорт. Причем здесь важна не столько спортивная дисциплина, сколько хороший наставник. Подробную инструкцию о том, как правильно выбрать для ребенка тренера, вы сможете найти в приложении в конце книги.
Кейс

В далекие допандемийные времена в одной из очных групп у нас учился мальчик Андрей – тихий, интеллигентный, даже утонченный. И начисто лишенный какой‑либо инициативы. Он не умеет конкурировать даже в том, что делает хорошо. Показывает средние результаты в командном соревновании, даже если в индивидуальном порядке выполняет ту же работу почти идеально. На экзаменах демонстрирует более слабые результаты, чем на занятиях. Соревноваться не любит, боится, всячески избегает. В Advance приводит папа – предприниматель, директор частного производства. Это человек бизнеса, хорошо понимающий конкуренцию, привыкший бороться не за «место под солнцем», а за место на пьедестале.

Отец и сын настолько разные, что, несмотря на внешнее сходство, трудно поверить, что они родственники. Однако все наши вопросы отпадают на четвертый день курса, когда за Андреем приходит не папа, а дедушка – невысокий худощавый человек в очках, всю жизнь положивший на исследования в области европейских языков. В 90‑е годы он потерял работу и вместе с женой оказался «на хозяйстве», а когда родились внуки, занялся их воспитанием. Стоит ли удивляться, что Андрей, большую часть своей жизни проведший с дедушкой и бабушкой, усвоил их модель поведения? Родители в такой ситуации должны решить, какие качества они хотят развить в своем ребенке. И понять, что сами собой эти качества ниоткуда не возьмутся. Им следовало бы почаще разговаривать с сыном, рассказывать о законах бизнеса и приемах конкурентной борьбы.