Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 551

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В последние десять лет в деловой среде появилась очень интересная тенденция. Родители стали брать на переговоры детей в возрасте от 12 до 15 лет. Однажды я поинтересовался у владельца одной крупной компании, зачем он таскает сына на все деловые встречи. Оказалось, он это делает сознательно, чтобы потом иметь возможность объяснить ребенку, что происходило во время переговоров и какими методами решались спорные вопросы.

Поскольку суровые девяностые давно в прошлом и особого накала страстей во время деловых встреч не наблюдается, родители вполне могут использовать их в качестве своеобразного тренажера для развития соревновательной мотивации. А заодно обрести еще одну тему для совместного обсуждения.
Так в чем же плюсы соревновательной мотивации и почему она так хороша для работы с детьми и подростками? Коротко на этот вопрос можно ответить так: соревновательная мотивация генетически обусловлена, эффективна для любого возраста и запускается очень легко.

Ребенок 2,5 лет быстро осваивает игру в салочки и безмерно радуется, когда удается кого‑то догнать. Пятидесятилетние мужчины «на слабо» идут на любые безумства – от прыжков с парашютом до стокилометрового кросса. Есть мнение, что мужчины вообще обожают чем‑то мериться, а потому больше подвержены соревновательной мотивации. Однако некоторые женщины в плане соперничества многим из них дадут фору – главное, чтобы приз был достаточно привлекательным. В сфере образования этот тип мотивации также давно доказал свою эффективность: отмечено, например, что у слушателей онлайн‑курсов, независимо от пола и возраста, больше шансов успешно завершить программу, если в ней присутствует соревновательный элемент.

Механизмы, необходимые для конкуренции и борьбы за лидерство, заложены в нашем коде ДНК. Интересно, что не только человек, но и все высшие приматы демонстрируют ту или иную форму конкурентного поведения. Чаще всего лидирует сильнейший, но встречаются и более интересные варианты. Например, в стае шимпанзе, которых исследователи называют наиболее близким к человеку видом приматов, лидерство нередко бывает ситуативным. Известны случаи, когда вожаком становился однорукий самец – то есть явно не самый сильный, но обладающий какими‑то другими необходимыми качествами. Бывало, что лидерство на короткое время захватывал шимпанзе, который придумал пугать соплеменников грохотом металлических канистр, украденных из лагеря ученых.


Формы конкурентного поведения человека гораздо сложнее, и наша соревновательная мотивация включает целый ряд критериев, невозможных в животном мире. Но в целом стоит признать, что конкуренция внутри вида – это естественный процесс, а мотивация, построенная на ней, имеет мощную энергетическую и психологическую основу.

Ребенок, который научился конкурировать в одной области, тратит меньше времени и усилий на достижение результатов в другой. Эта способность человеческой психики называется лабильностью, или функциональной подвижносттю. Освоившись с соревновательной мотивацией, дети находят и используют ее в любом виде деятельности. Та же домашка для них – не рутина, а ежедневная тренировка, которая необходима на пути к победе.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «характер спортсмена»? Какого человека рисует ваше воображение? Он целеустремлен, умеет собраться, даже когда на него смотрят трибуны, не пасует при виде соперника, всегда работает через не могу? Это описание гипермотивированного человека, который использует для достижения цели различные источники энергии. Родители, отдающие ребенка в спорт, очень хотят видеть его именно таким. Из мальчика спорт должен «сделать мужика». С девочками все сложнее, хотя папу, ведущего дочку в секцию карате, это мало заботит.

Нельзя сказать, что это не работает. Многие люди благодарны своей спортивной юности за черты характера, связанные с умением собраться, достигать, игнорировать страх и усталость. В нашем центре работают несколько мастеров и кандидатов в мастера спорта, и все они прекрасно понимают, какие из их личных качеств сложились под влиянием тренировок и состязаний.

Механизмы, необходимые для конкуренции и борьбы за лидерство, заложены в нашем коде ДНК.

Однако у каждого свой путь. Сколько детей покинули спорт сломленными, с нарушенной психикой? И разве не слышали вы о трагических судьбах великих чемпионов? Может быть, в юности вам повезло с наставником, но у вашего ребенка будет уже другой тренер, пусть и по тому же виду спорта. Я говорю все это для того, чтобы заставить родителей задуматься вот о чем: спорт – не панацея, а сложный, осознанный выбор. Надеюсь, эта книга поможет вам сделать его.

5.4.4. Как осуществить переход от внешней соревновательной мотивации к внутренней


Важным моментом в развитии соревновательной мотивации является переход от ее внешней формы к внутренней. В первом случае человек вступает в конкуренцию под воздействием общественного мнения или в попытке получить приз, во втором – повинуясь собственным мотивам. Наиболее перспективной нам кажется ситуация, когда борьба с внешним соперником со временем превращается в соревнование с самим собой.




В свои курсы для школьников мы изначально закладывали очень много соревновательных элементов. Идея интеллектуально‑когнитивного спорта тоже родилась не случайно: мы всегда были близки к нему. При этом в наших курсах всегда есть задания, которые дети проходят без внешней соревновательной мотивации. Родителям и детям это совсем не нравится и они регулярно советуют нам «улучшить» курс, доработав эти разделы. Приходится методично объяснять, что если мы будем непрерывно веселить ребенка и придумывать для него соревнования, то так никогда и не узнаем, научился ли он мотивировать себя сам. Есть ли в его арсенале иные инструменты, кроме тех, что предлагаем ему мы.
В каком возрасте ребенок должен получить опыт внутренней соревновательной мотивации? На этот счет существует много различных мнений. Лучше, если это произойдет уже в средней школе, поскольку самостоятельное обучение без такого опыта невозможно. При этом становление внутренней соревновательной мотивации должно идти параллельно с внешней. Любой результат важно соотносить не только с результатами окружающих, но и со своим собственным, показанным ранее.

Представьте, что вы отмечаете рост ребенка по линейке, прибитой к кухонной двери. Каждый раз он подходит к ней и видит, что вырос еще на пару сантиметров. Задача родителей и педагогов в том, чтобы создать такую линейку в разных видах деятельности. Отличным инструментом могут служить, например, дневники успеха, где зафиксированы все результаты, которые ребенок показывает в спорте или учебе. Только вносить туда надо не оценки (про недостаток такого подхода мы уже говорили), а именно успехи.

Главный итог такой работы – появление независимой системы самооценки. Ребенок, который научился формировать внутреннюю соревновательную мотивацию, будет иметь колоссальное жизненное преимущество.

Самооценка, основанная на внешней соревновательной мотивации, слишком нестабильна: стоит нескольким людям, значимым для ребенка, назвать его результаты посредственными, и он теряет веру в себя. Если соревновательная мотивация внутренняя, ребенок говорит: «Пусть я написал этот текст хуже, чем половина класса, но я сделал это на 20 % лучше, чем неделю назад. Значит, я могу добиться еще большего результата, если продолжу тренироваться».


Внутренняя мотивация придает самооценке ребенка новое измерение. Он начинает понимать свои возможности не статично, как фотографию, а в динамике – как кинофильм с продолжением. Фотография же, что бы на ней ни было изображено, станет лишь стартовой точкой для последующих изменений.

С чем бы ребенок, а потом уже и взрослый, ни столкнулся в жизни, он будет знать, что, приложив усилия, он через некоторое время достигнет поставленной цели. Допустим, сегодня до нужного результата мне не хватает 20 %. Добавляя по 1 % в день, я через месяц добьюсь желаемого с сильным запасом. И это не мечты, а четкий план действий, который можно реализовать.


На курсе развития памяти мы отдельно отмечаем учеников, которые продемонстрировали максимальный рост по отношению к собственным результатам на старте. Один ребенок на промежуточном тесте занял третье место в рейтинге, отстав от лидера на 5 %. При этом в самом начале он был пятым, с отставанием на 7 %. Другой в стартовом рейтинге был 21‑м и выполнил только 5 % от того, что сделал лидер. На промежуточном тесте он занял 20‑е место, но выполнил уже 50 % от лучшего результата. Это как раз тот случай, когда 20‑е место должно бы быть для преподавателя ценнее, чем третье. Объясните ребенку, насколько явную динамику роста он продемонстрировал, и он получит инструмент внутренней мотивации, которым сможет пользоваться всю жизнь.
Ощущение личностного роста, подкрепленное цифрами, меняет внешнюю соревновательную мотивацию на внутреннюю. При этом начинает формироваться группа мотивов, связанных с саморазвитием. Строго говоря, это один из самых действенных способов сделать таковые мотивы актуальными.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите, к какому типу людей с соревновательной мотивацией относитесь вы. А ваш ребенок? Чем это обусловлено в вашем случае и в случае вашего ребенка?

2. Как, по вашему мнению, спорт влияет на мотивацию?

3. Каким видом спорта вы занимаетесь? Формированию каких качеств способствовало занятие спортом в вашем случае?

4. Каким видом спорта занимается ваш ребенок? Чем обусловлен выбор именно этого вида спорта? Формированию каких качеств он способствует?

5. Имеется ли в вашей семье дневник успеха? Какие достижения вы в нем отмечаете?

6. Когда планируете начать вести свой дневник успеха?


5.5. Договор, или Как правильно договариваться с ребенком



Прежде чем перейти к следующей главе, давайте повторим основные тезисы:

1. На мотивацию сильно влияет образ будущего, отношение к нему и собственный пример родителей.

2. Мотивация, построенная по принципу плюс‑подкреплений, намного более эффективна, особенно в долгосрочном периоде, чем та, в основе которой лежат минус‑подкрепления.

3. Три основных мотивации двигателя самолета – это процессная мотивация, мотивация подкрепления и мотивация достижения.

4. Механизмы соревновательной мотивации оказывают большое влияние на развитие ребенка.

5. Процесс, завернутый в форму игры, будет намного более эффективным и увлекательным.

Из всех перечисленных элементов мы можем собрать единый механизм, известный под условным названием «Договор». А чтобы такой договор оказался действенным, для начала заключим его между собой.

Прочитайте изложенные далее условия сделки и поставьте свою подпись – прямо в книге. Сделайте это максимально осознанно, фиксируя все свои внутренние переживания, мысли и эмоции.

Договор


Автор книги обязуется поделиться своим опытом в области использования инструмента мотивации, известного как «Договор», а читатель – сделать все от него зависящее, чтобы этот опыт воспринять и выработать самостоятельные навыки.

Автор обязуется изложить теоретический материал, проиллюстрировать его примерами из практики и дать читателю упражнения.

Читатель обязуется внимательно изучить содержимое данной главы в спокойных условиях, при выключенном телевизоре, и выполнить все прописанные в главе упражнения.

Читатель обязуется по итогам прочтения главы заключить как минимум один договор со своим ребенком (при наличии ребенка) и еще один договор с любым сторонним лицом по своему выбору (с супругом, начальником, со своими родителями, другом).

Дочитать эту главу читатель обязуется не позднее чем через неделю. В случае, если читатель не закончит изучение главы в течение недели, он обязуется рассказать об этом автору, отправив соответствующее письмо на электронный адрес book@advance.ru

Если читатель не заключит ни одного договора со своим ребенком, он обязуется написать подробное письмо на адрес book@advance.ru и рассказать, какие причины не позволили ему это сделать.

В подтверждение серьезности своих намерений стороны