Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 538

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТЕСТ

Давайте оценим, насколько вам свойственно выполнять свои обязательства. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Что вы делаете в случае опоздания? Просто признаете вину и извиняетесь? Или ссылаетесь на большие пробки, аварию на дороге и другие внешние обстоятельства?

2. Вы купили эту книгу или скачали ее с пиратского сайта в Интернете?

3. Случалось ли вам пропускать важное событие в жизни ребенка, на котором вы обещали присутствовать: утренник, соревнования, день рождения? Была ли у вас уважительная причина (например, работа) и как вы объясняли это ребенку?

4. Часто ли вы отменяли обещанные ребенку прогулки из‑за усталости?

5. Пользовались ли вы шпаргалками в школе и вузе? Приходилось ли вам списывать?

6. Попытались ли вы, прочитав предыдущий вопрос, сразу оправдать себя? Ведь шпаргалками и списыванием пользуются все, и это нормально.

7. Испытываете ли вы раздражение и злость, когда вам указывают на неисполнение обязательств?

8. Доводилось ли вам давать взятки гаишнику?

Если вы видите, что ребенок при всем желании не сможет выполнить своих обязательств по договору, скажите ему об этом. Поведите себя как более опытный переговорщик, объясните, почему вы так считаете. Можете быть уверены: доверие ребенка к вам и желание сотрудничать только укрепятся. В конце концов, вся эта затея с договором нужна не для того, чтобы поймать ребенка на невыполнении обязательств. Ваша цель – научить его брать на себя ответственность и просчитывать последствия.

Итак, договор должен исполняться – надеюсь, ни у кого не осталось в этом никаких сомнений. Любые неточности в формулировках следует толковать в пользу ребенка. В идеале договор должен быть выгоден обеим сторонам – только тогда они будут работать над ним в полную силу.

5.5.1. Возраст. С какого возраста можно договариваться с ребенком


Чтобы ответить на этот вопрос, придется учесть множество нюансов.

Мы с вами уже говорили о том, что примерно до 12 лет основным инструментом для ребенка является процессная мотивация. В небольших объемах можно подключать также мотивацию подкрепления, которая, вместе с мотивацией достижения целей, станет доступной только в средней школе. У детей младшего возраста еще не до конца развиты отделы мозга, отвечающие за абстракции и восприятие отдаленных последствий.

С другой стороны, с нашими детьми никто вообще не пытается договариваться не только до средней школы, но и вплоть до начала трудовой деятельности. В результате, становясь взрослыми, они оказываются неспособными вести какие‑либо переговоры и исполнять обязательства. Сегодня психологи рекомендуют начинать использовать договорные отношения с ребенком как можно раньше. Однако при этом надо учитывать возраст: чем ребенок младше, тем меньше времени должно проходить до момента выполнения договора. Наглядный пример: «Наденешь резиновые сапоги – пойдем топать по лужам». На первый взгляд, такой договор кажется слишком простым. Зато он понятен: договоренность выполнена, и ребенок получает за это моментальное плюс‑подкрепление. Освойте эту ступень, а затем начинайте постепенно, буквально по минуте, увеличивать сроки договора.


Даже если вашему ребенку уже больше 12 лет, но раньше вы с ним договариваться не пробовали, возьмите за основу «быструю» схему. Увеличить период наступления благоприятных последствий вы всегда сможете.

Сделайте момент заключения договора торжественным событием. Используйте устную или письменную форму, но не смешивайте такие понятия, как «мы об этом поговорили» и «мы договорились». Научите ребенка конкретизировать договоренности фразой: «Я правильно понимаю? Мы договорились, что, если я сделаю вот это, ты обещаешь мне вон то?» Такая привычка поможет ему избежать недопонимания и во взрослой жизни. Если вы показали кому‑то дорогу, бывает очень полезно попросить его воспроизвести маршрут: вдруг человек понял вас неправильно.

Применять письменные договоренности имеет смысл только в особо важных случаях или если ребенок сомневается, что родитель исполнит свои обязательства. Таких договоров должно быть не больше трех, максимум – пяти в год. И не больше одного – в данный момент времени. Если у ребенка уже имеется отличный послужной список исполненных договоренностей, можно заключать с ним и два договора за раз. Но выводить в тираж такой полезный инструмент не стоит – если, конечно, у вас нет цели воспитать с пеленок будущего юриста.

Подпись тоже может стать определенным плюс‑подкреплением. Если у ребенка еще нет подписи, предложите придумать ее. Весьма вероятно, что он воспримет это как доказательство своего взросления. Можно пойти еще дальше и сделать ребенку его официальную печать. Умение владеть серьезным инструментом и удерживаться от его постоянного использования – это также полезный жизненный навык. А ритуал обретения подписи или печати – хорошая семейная традиция.

Письменный договор с ребенком должен быть составлен так, чтобы исключить появление подводных камней. Ваша цель – не обхитрить ребенка, пользуясь его невнимательностью или малоопытностью, а научить его быть ответственным. Поэтому не допускайте невыгодных ребенку формулировок, слишком сжатых сроков и неадекватных штрафных санкций. Чем проще договор, тем лучше. Главное, чтобы он отражал суть того, о чем вы условились. И только тогда, когда ребенок хорошо понимает, что такое договор, уже можно начинать «закручивать гайки», требуя строгого соответствия форме.

Приготовьтесь к тому, что поначалу вам обоим будет сложно. Особенно если в вашем собственном детстве подобного опыта не было. Не оставляйте попыток: терпение и правильные технологии – это залог успеха.



Вопросы для самопроверки:

1. Что такое образ будущего и как он влияет на мотивацию? Приведите примеры.

2. Как работают наказания и поощрения? Какой вид мотивации предпочтительней?

3. Что такое самолет мотивации? Какие у него есть двигатели? Каковы особенности каждого из трех мотивационных двигателей?

4. Как работает соревновательная мотивация?

5. Как можно увеличить мотивацию с помощью игровых элементов?

6. Какие правила рекомендуется соблюдать, чтобы договор мотивировал ребенка, а не наоборот?

7. Как выстраивали отношения с вами ваши родители?

8. Как вы относитесь к использованию договора с ребенком? Как ваш ребенок относится к использованию договора?

9. Использовали ли вы договорные отношения с вашим ребенком до прочтения книги? Каких результатов вы достигли?

10. С ребенком какого возраста вы считаете нужным заключать договор?

11. Какие примеры простых и сложных договоренностей с ребенком вы можете привести?

12. В каких случаях вы считаете нужным использовать договор в устной форме, а в каких – в письменной? Приведите примеры.

13. Помните ли про договор в начале главы? Смогли ли его исполнить и планируете ли написать письмо, если не исполнили? Кстати, за время выхода первого и второго издания мы получили тысячи писем с вопросами, но ни одного письма о причинах неисполнения договора.


5.6. Материальная мотивация: как грамотно научить ребенка денежным отношениям



О денежной мотивации существует много мифов и легенд. Не все понимают, как правильно работает этот механизм и стоит ли вообще применять его к детям. Давайте сразу договоримся, под денежной мы будем понимать любую форму материальной мотивации – например, обещание купить велосипед или видеоигру.

Денежная мотивация – это одна из разновидностей подкреплений, которая может быть положительной (деньги, призы) и отрицательной (штрафы). Деньги усиливают подкрепление. Соответственно, применяя денежную мотивацию как негативную, мы усугубляем ее последствия. С другой стороны, грамотная положительная мотивация может дать замечательный эффект.

Представьте, что ребенок занял первое место на соревнованиях. Стоит ли поощрять его деньгами? Скорее нет, ведь он уже получил материальное подкрепление в виде самой ценной медали, грамоты или кубка. Но если это второе место или четвертое, то поддержать его необходимо. Объективно это хороший результат, но ребенок может этого не понимать. Денежное поощрение сыграет на усиление и поможет ему осознать успех.

Денежная мотивация развивает самостоятельность: получив деньги, ребенок должен сам принять решение, как их потратить. А это тоже отдельный навык, который надо осваивать.

Деньги – это эквивалент ценности и одна из разновидностей платы. При этом существует мнение, что деньги – это плохо. Отчасти оно является наследием советского прошлого, когда любой бизнесмен по умолчанию считался спекулянтом. А за спекуляцию полагалась уголовная ответственность. Времена изменились, но до сих пор многим стыдно быть успешным, уметь продавать, знать цену своему труду и рабочему времени. Прежние установки передаются из поколения в поколение почти на генетическом уровне: никто уже и не помнит, откуда дует ветер, но последствия ощущают все.

Ваша цель – не обхитрить ребенка, а научить его быть ответственным.

Давайте договоримся, что ничего плохого в деньгах нет – это просто инструмент, который надо уметь использовать.

Деньги нужны для того, чтобы жить в обществе. Ни в коем случае не наоборот. Ситуация, когда человек живет ради денег, – это больная ситуация, в основе которой лежит денежная безграмотность.

Возвращаясь к примеру с автомобилем, деньги можно сравнить с мощной присадкой к топливу: ею не надо злоупотреблять, но исключать ее тоже не стоит.


Объясните ребенку, чем деньги отличаются от прочих материальных вещей. Их главное свойство – ликвидность. То есть деньги можно поменять на что угодно. У вещей ликвидность гораздо ниже: продать что‑либо по полной стоимости удается не всегда.

Деньги дают свободу выбора, и если вы задействуете инструмент денежной мотивации, важно эту свободу выбора у ребенка не забирать. Безусловно, выбор может быть неправильным, но убедиться в этом можно только на собственном опыте. Пусть лучше ребенок пройдет эту школу под присмотром родителей, чем будет набивать шишки во взрослой жизни.


На наших очных детских курсах «Учись учиться» мы используем игровые деньги, они называются «баблосы». Проходя курс и выполняя задания, ребенок получает не оценки, а баблосы. Он понимает, что двоек нет, но есть работа, которая ничего не стоит. С другой стороны, рекорды и достижения оплачиваются очень хорошо. Например, если выучить 800 иностранных слов за один день, можно получить солидную пачку баблосов. Заработанное тратится на аукционе, который проходит раз в три недели. За один курс ребенок успевает поучаствовать в трех аукционах. Он сам выбирает, потратить ли свои баблосы при первой же возможности или накопить и вложиться во что‑то дорогое на третьем аукционе. Это разные денежные стратегии, которые каждому было бы очень полезно освоить еще в детстве. В наших онлайн‑курсах мы в ближайшее время реализуем аналогичные механики.
Свое отношение к деньгам мы транслируем детям. Прежде чем продолжать, давайте разберемся, насколько вы сами грамотны в этом вопросе.

ТЕСТ

1. Любите ли вы деньги?

2. Стыдно ли вам в этом признаться?

3. В каком возрасте у вас появились первые карманные деньги?

4. Как именно вы заработали первые деньги?

5. Есть ли деньги у вашего ребенка?

6. В каком возрасте ваш ребенок должен получить первые деньги?

7. В каком возрасте ваш ребенок должен заработать первые деньги?

8. Есть ли в вашей семье игры, симулирующие применение денег?

9. Играете ли вы в азартные игры на деньги?

10. Видит ли ребенок, как вы играете в азартные игры?

11. Играете ли вы в азартные игры на деньги с ребенком?

12. Какова будет ваша реакция, если ребенок без спроса возьмет со стола 40 рублей и потратит их?

13. Может ли ребенок потратить свои деньги без ограничений с вашей стороны или только по согласованию с вами? Может ли он потратить их на все, кроме фастфуда и колы?