Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 535

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


14. Где хранятся деньги ребенка – у него или у вас?

15. Если ребенок отдаст вам деньги на хранение, вы их возьмете?

16. Как вы отреагируете, если ребенок потеряет собственные деньги?

17. Если ребенок умоляет купить ему что‑либо в магазине, какой будет ваша реакция?

18. Попрошайничает ли ваш ребенок?

19. Прежде чем потратить большую сумму, ищете ли вы чьего‑либо одобрения или совета?

20. Когда у вас нет денег, стыдно ли вам признать это публично?

21. Есть ли у вас кредиты, и если да, то случались ли просрочки по платежам?

22. Вы давали деньги в долг? Этот долг вам возвращали? Берете ли вы расписки?

23. Какие книги про управление деньгами вы читали?
Отношения ребенка с деньгами обычно развиваются так.

1. Младенец живет при «коммунизме». Никаких денег: родители удовлетворяют все его потребности, ничего не требуя взамен.

2. В возрасте 3–6 лет ребенок понимает, что деньги имеют ценность, но еще не знает, откуда они берутся.

3. Примерно к 6 годам ребенок складывает логическую цепочку: «работа – деньги – магазин – еда».

4. Дошкольник осваивает арифметику, и в этом возрасте очень полезно давать ему деньги для пересчета. Два пятака можно поменять на одну монету в десять рублей – вот вам и простая задача на сложение. В качестве наглядного пособия лучше использовать железные деньги: они больше похожи на игрушки и их труднее сломать.

5. Когда ребенок научился считать, можно начать давать ему пересчитывать деньги до магазина и после, чтобы он привыкал мыслить большими цифрами. Заодно задумается, что сколько стоит.

6. На следующем этапе разрешите ребенку самому оплатить покупку и получить сдачу. Если он расценит этот шаг как проявление доверия, это станет дополнительной мотивацией.

7. В возрасте от 7 до 15 лет подросток начинает осваивать такие категории, как «дорого» и «по карману». Очень важно дать ему четкие настройки. Скажите, что машинка на радиоуправлении – это месяц маминой работы, поэтому сейчас вы не можете себе ее позволить. Зато когда он вырастет и заработает собственные деньги, то обязательно себе ее купит. Таким образом вы покажете, что можно, не стыдясь, признавать отсутствие денег.

8. В начальной школе ребенок получает первые карманные деньги. Научите его рассчитывать их так, чтобы хватало и на проезд, и на собственные интересы.

9. Следующий этап – самостоятельный поход в магазин. Для начала ограничьтесь единичными покупками, затем понемногу удлиняйте список. Если ребенок ошибется со сдачей или потеряет деньги, не ругайте его. Скажите, что с вами в детстве тоже такое случалось. Не давайте ему большую сумму – пусть она превышает стоимость покупки не более чем на 10–20 %.


10. Примерно с 10‑летнего возраста разрешайте ребенку оставлять себе сдачу после похода в магазин. Или оплачивайте его работу по дому. В этом нет ничего плохого: вы все равно потратите эту сумму на его развлечения. Сначала платите ему небольшие суммы – ежедневно или раз в пару дней. Потом – раз в неделю и, наконец, раз в месяц. Пусть учится планировать свои доходы.

11. В возрасте 10–12 лет обсудите с ребенком различные способы заработка и помогите ему реализовать их. Начать хотя бы со сбора макулатуры. Вместе с ребенком можно пособирать ее и сдать в пункт приема. Деньги, которые заработаете, естественно, поделите пополам. Потом предложите ребенку действовать самостоятельно: пусть теперь он ходит, собирает и сдает.

12. Параллельно нужно говорить с ребенком о том, что такой вид заработка кажется легким лишь на первый взгляд. Зимой или в дождь гораздо лучше зарабатывать, сидя в тепле и комфорте. Пусть это станет стимулом для учебы.

13. Разговаривать с ребенком о том, что учеба дает большой заработок, бесполезно. Вместо этого покажите ему вакансии на hh.ru и объясните разницу в доходе людей с высшим образованием и без него. Имея собственный опыт, ребенок быстро поймет, что заработать 200 тысяч рублей в месяц на сборе макулатуры невозможно, а в качестве хорошего программиста, например, – легко.

14. Примерно к 15 годам помогите подростку заработать первые «большие» деньги. Очень желательно, чтобы он прошел все этапы самостоятельно: сам договорился об оплате, сам отработал и сам получил. Тут годится любая работа – даже уборка, поскольку она потребует применения комплексных навыков планирования и самоорганизации.

15. На следующем этапе молодой человек находит себе работу. Как правило, это происходит в период с 15 до 25 лет, в зависимости от учебной загрузки. Теперь он полностью берет на себя ответственность за свои доходы и траты. В идеале и за свое проживание тоже.

16. Далее он создает семью и отвечает не только за себя, но и за другого человека.

17. Когда у него появляются собственные дети, он начинает продумывать такой же маршрут для них.

Показать ребенку этапы эволюции денег можно с помощью игры. Договоритесь – и играйте.

Сначала устройте натуральный обмен – купите игрушечные топоры, кусок меха, чтобы имитировать шкуры, и т. д. Быстро станет понятно, что это неудобно. Затем используйте для обмена гальку или ракушки. Оцените результат. На следующем этапе должны появиться монеты, а вслед за ними – банкноты.



Назначьте одного из родителей банкиром. Пусть каждый рассказывает о проделанной за день работе и получает «зарплату» в соответствующем эквиваленте. После этого должно последовать обсуждение: кто и на что готов поменять заработанное. Дети при этом получают первый опыт торговли.

С топорами и лоскутками меха можно развлекаться примерно неделю. Потом перейти на камешки, гальку, ракушки и платить ими за какие‑то определенные действия: например, за поход в кино.

И только после этого добраться до монеток и банкнот.

Такая игра за один месяц позволяет существенно развить детское понимание денег. Ограничений по возрасту нет: если ребенок еще не умеет считать, просто не используйте больше пяти объектов сразу.

5.6.1. Опасности материальной или денежной мотивации


Некоторые родители уверены, что использовать денежную мотивацию рискованно. Аргументы, которые они приводят, можно разделить на несколько категорий.

1. Ребенок привыкнет к тому, что ему платят, и просто так ничего делать не будет. Так что же в этом плохого? Если ребенок считает, что его труд недооценивают, он имеет полное право отказаться от сделки. Это умение очень пригодится ему во взрослой жизни: выполнять квалифицированную работу за минимальную зарплату он точно не станет.

Договариваясь об оплате, объясните ребенку, что выгоду получат все: родители, освободившись от домашних дел, смогут больше зарабатывать, а сам ребенок – увеличит свой личный доход. Все должно быть честно. Не настаивайте, если такой вариант ему не подходит. Скажите, что вы в любом случае обеспечите его основные потребности, но – по минимуму. Если он хочет чего‑то большего, пусть докажет это своим трудом. Заодно появится возможность проверить свои желания: действительно ли ему нужны кино, кафе или новый велосипед. Не думайте, что будете тратить больше. Все прежние расходы останутся при вас, но часть из них перейдет в зону ответственности ребенка.

Придерживайтесь главного правила: в вашем договоре не должно быть инфляции. То есть если работа по дому стоит 300 рублей в неделю, то эта сумма остается неизменной минимум в течение полугода. Корректировать ее надо очень плавно – не более чем на 50 рублей за один раз.

2. Ребенок будет спускать все заработанные деньги. И это хорошо. Первый блин комом. Пусть лучше потратит свои первые 300 рублей на ерунду, чем станет разбрасываться купюрами после совершеннолетия. Но на вашем месте я бы сильно не беспокоился: известно, что заработанные деньги всегда ценятся больше, чем полученные в подарок, а значит, и расходовать их ребенок будет аккуратней.


3. Ребенок может погрязнуть в бытовых заработках. Здесь я тоже не вижу проблемы. Наоборот, вам предоставляется отличный шанс показать, что квалифицированный интеллектуальный труд оплачивается выше, чем физический. Введите дополнительную оплату за успехи в учебе. Но платите не за оценки, а за настоящие достижения – например, за участие в олимпиадах. Причем в четыре раза больше, чем за неделю работы по дому. В итоге ребенок сам придет к выводу, что развивать мозг – занятие более эффективное.

4. Деньги могут отобрать. Согласен, это серьезное опасение. Но точно так же их могут отобрать и у взрослого. Разъясните ребенку правила безопасности. Посоветуйте не носить с собой большие суммы. Скажите, что о хищении надо незамедлительно сообщить родителям, а потом – педагогу, если он окажется рядом. Пусть знает, что случившееся не его вина. Если речь идет о подростке, можно использовать привязанные к родительскому счету пластиковые карточки с лимитом списаний. Маленькому ребенку лучше копить деньги дома, а тратить – в присутствии родителей. В любом случае получить такой опыт в детстве лучше, чем зарабатывать его потом.

5. Ребенок купит что‑то вредное: шоколад, который испортит ему зубы, алкоголь или наркотики. Скажу вам так: любые виды асоциального поведения появляются не из‑за денег, а от неблагоприятного окружения. Собственные деньги устанавливают другие критерии самооценки: ребенку не надо будет самоутверждаться через девиантное поведение. К тому же заработанные деньги, в отличие от тех, что достались без труда, дети предпочитают копить, а не тратить.

6. Деньги могут развратить ребенка. Верно, но развращают только легкие деньги. Заработок ребенка должен быть низким, чтобы у него оставался стимул к чему‑то стремиться.

В некоторых продвинутых семьях действует так называемое правило 25 %. Оно гласит, что ребенок может тратить без разрешения родителей родителей 25 % от того, что накопил. Если он накопил 10 тысяч рублей, то тратит 2,5 тысячи – так, как считает нужным. Накопит больше – и потратит, соответственно, больше. Стремясь к самостоятельности и независимости, ребенок будет постепенно отбрасывать финансовые костыли.

Важный момент: все вышеизложенное касается только тех денег, которые вы платите ребенку за работу по дому. То, что он получает от других людей в качестве заработка, должно оставаться в его полном распоряжении.

Бывает очень полезным частично инвестировать в те направления развития, которые вы считаете перспективными. Например, если ребенок хочет купить микроскоп, родители могут оплатить половину или две трети его стоимости, но оставшуюся часть ребенок должен честно накопить сам.


Как мы уже говорили, денежная мотивация может также выступать в качестве минус‑подкрепления. Давайте разберемся, как работает система штрафов. Вообще‑то ребенка лучше не штрафовать, но если уж вы решили ввести финансовую ответственность, соблюдайте следующие правила:

1. Никакого произвола и введения штрафов «по факту». Возможные штрафы, а также их размер должны быть оговорены заранее.

2. Детей до 14 лет штрафовать нельзя.

3. Штрафы должны быть небольшими: не более 5 % от совокупного месячного дохода ребенка.

4. Начинать надо с микроскопических штрафов: не больше 1 % от месячного дохода ребенка.

5. Механизм ответственности должен быть детально разобран на примерах. Это очень важно.

6. Не стоит штрафовать ребенка за плохие оценки. Вместо минус‑подкреплений за ошибки используйте плюс‑подкрепления за усилия и результаты.


НАУЧНАЯ ВСТАВКА

В российском законодательстве есть отдельная статья, посвященная денежным отношениям с детьми. Приведем ее целиком.
Статья 26 ГК РФ. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (действующая редакция)

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.