Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 520
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьей 27 настоящего Кодекса.
В середине этой главы мы подробно разбирали алгоритм вовлечения ребенка в денежные отношения – от первых шагов до совершеннолетия. Постарайтесь следовать этому алгоритму. Помните, что деньги – это не хорошо и не плохо. Они – лишь ресурс. Инструмент, которым современный человек должен владеть в совершенстве.
5.7. Шесть причин потери топлива, или Почему теряется мотивация
Мы много говорили о том, как мотивацию найти и удержать, а теперь настало время рассмотреть основные причины ее потери. Для удобства останемся в рамках нашей метафоры про автомобиль.
Причина № 1
Когда мотивации не было
Так бывает, если мотивацию путают с сиюминутными желаниями. Попробуйте заправить машину водой: датчик топлива показывает полный бак, а ехать нельзя. Случается, что еще и датчик сломан, так что картина вовсе не соответствует действительности. В любом случае на воде машины не ездят, и запустить двигатель на одном желании тоже не получится.
Людям свойственно переоценивать интенсивность и устойчивость собственной мотивации. Детям – тем более. На стадии первичной увлеченности они хотят всего и сразу. Но проверку действительностью такая мотивация не выдерживает и очень быстро сходит на нет.
Всем известен так называемый синдром смены кружка. За 3–4 года ребенок успевает позаниматься всем – от пения до прыжков с трамплина на лыжах. Он нигде не задерживается дольше чем на месяц, никаких результатов не достигает. Частая смена кружков говорит о том, что родители не понимают, как работает детская мотивация. Допустим, они ведут его в секцию современного танца. Ребенка увлекают картинка и процесс, и он просит купить ему необходимый реквизит. Родители тратят деньги – ребенок начинает заниматься.
Вскоре выясняется, что танцы – это не самое простое занятие: например, там требуется растяжка, которой у него нет. Новизна проходит, и вот уже ребенок потерял интерес к современным танцам. Зато, проходя мимо торгово‑развлекательного центра, он увидел, как занимается детская секция картинга. Теперь он увлечен картингом и просит маму купить ему самый крутой шлем. Как вы думаете, что будет дальше? Скорее всего, шлем отправится в кладовку сразу после того, как выяснится, что карт надо готовить к заездам, будучи по локоть в машинном масле.
Человек – не машина. Ему свойственны эмоции, и они влияют на работу «датчика количества топлива». Для начала вам придется самим «калибровать» этот датчик, разбираясь, что будет с детской мотивацией после того, как улягутся первые восторги от нового вида деятельности. Позже, в среднем и старшем школьном возрасте, вы научите этому искусству своего ребенка.
Советую вам действовать так:
• Начинать с простого: брать задачи, ограниченные по времени.
• Четко понимать возможности ребенка и руководствоваться этим при выборе целей.
• Наблюдать, на каком этапе происходит потеря мотивации, – если ситуация стабильно повторяется, заранее продумывать «точки дозаправки».
• Научить ребенка отличать два режима – «пробую» и «делаю». На первый отведите примерно месяц. Аренда инвентаря обойдется дешевле, чем покупка, а ребенок не пополнит свой список дел, не доведенных до конца.
• Не пытаться превратить минутный порыв в мотивацию.
Причина № 2
Тратим больше, чем восполняем, или Потеря топлива в образовательной пробке
Всякий автомобилист знает, что в городе тратится больше топлива, чем на трассе, а в горах – больше, чем на равнине. Но как быть, если и местность рельефная, и пробки на каждом шагу? Бывает и так, что сначала ехали хорошо, но потом маршрут внезапно усложнился, и предусмотреть это заранее было невозможно.
Кейс
Представьте, что ребенок ходил в школу прямо во дворе своего дома и параллельно учился в музыкальной школе, которая тоже была под боком. Мотивации для занятий музыкой у него хватало, но затем семья переехала. Теперь вместо обычной школы ребенок стал посещать гимназию и нагрузка возросла. При этом он продолжал учиться музыке, хотя времени на дорогу до школы теперь уходило в несколько раз больше. Стресс постепенно накапливался. Образно говоря, ребенок начал расходовать топлива больше, чем получать. В итоге через какое‑то время бензобак опустел: выяснилось, что мотивации у него нет вообще – ни на учебу, ни на музыку.
Если вы узнали себя в этой ситуации, советую вам снять с ребенка лишнюю нагрузку. В противном случае ни один из видов его деятельности не принесет никакого результата. Другой вариант – грамотно продумать систему мотивации и обеспечить регулярную «дозаправку». Некоторым детям надо помочь преодолеть лишь небольшой участок пути. Другие нуждаются в более серьезной адаптации под возросшую нагрузку.
Причина № 3
Резкое увеличение сложности
Для начала несколько слов о том, что такое «сложность» и откуда она появляется. Мой знакомый преподаватель биологии однажды рассказал такую историю. Идет урок биологии в старших классах. Тема – генетика. Несколько школьников только что вернулись в школу после болезни. Они слышат, как учитель с остальным классом обсуждает, что организм AaBb выглядит так же, как организм AABB, и предлагает прямо сейчас скрестить оба с третьим – aabb. «Записываем задание, – говорит преподаватель, – дигетерозиготный организм скрещиваем в ходе дигибридного скрещивания с дигомозиготой по доминантному признаку. Вопрос: какие генотипы и фенотипы мы получим?» У вновь пришедших учеников возникает ощущение, что они попали в какую‑то иную, незнакомую реальность, поскольку из всей задачи они поняли только предлоги и местоимения.
Подобных историй много и у учителей математики. Часто ученики, пропустившие, например, начало темы про переменные, потом в полном шоке спрашивают у преподавателя, зачем он складывает цифры с буквами. Или как можно сложить синус и арккосинус и почему сложение двух слов в результате дает какое‑то число.
Первой причиной резкого усложнения маршрута может стать содержание. Каждый непонятый фрагмент информации далее тормозит овладение предметом: автомобиль явно начинает буксовать. Веток и камней, зацепившихся за колеса и мешающих движению, будет много. Чтобы не накапливать их, лучше не пропускать уроки. Поэтому самый эффективный способ профилактики таких ситуаций – укрепление иммунитета ребенка. Если же он все‑таки заболел, уехал на спортивные сборы или с родителями в отпуск в середине года, помогите ему восстановиться и правильно отработать пропущенное.
Второй тип сложности – форма. Мне доводилось встречать очень эрудированных преподавателей, которые не утруждали себя внятными формулировками. Один из наших коллег рассказывал, как однажды, будучи учителем в одной из школ Петербурга, он повез детей в Кунсткамеру. Надо понимать, что в этом месте собрано столько диковинных экспонатов, что даже никаких специальных рассказов не требуется. Однако экскурсовод умудрился за десять минут превратить посещение музея в зануднейшее мероприятие. В результате дети, которые отвалились от группы сразу, впоследствии вспоминали о поездке с восторгом, остальные же остались в крайне негативном настроении.
Из этой истории можно сделать два очень важных вывода. Во‑первых, форма зачастую бывает важнее содержания. И, во‑вторых, она должна быть адекватна возрасту. Точнее – характерным для него особенностям развития психических процессов. Ученик начальной школы может удерживать внимание не дольше восьми минут. Если учитель не учитывает этот фактор, даже самый простой урок будет казаться сложным, результат выйдет посредственным, а мотивация будет потеряна навсегда.
Причина № 4
Обесценивание результатов окружающими, или Особенности передвижения по болоту
Старшеклассников одной частной школы спросили, зачем они курят. Опрос, разумеется, был анонимным. Выяснилось, что большинству не доставляет удовольствия ни запах табака, ни сам процесс курения, но они делают это, чтобы казаться старше или оставаться в компании.
Человек – существо социальное, и соответствующее поведение определяет многие из наших мотивов. С одной стороны, мы постоянно пытаемся идентифицировать себя и выделиться из окружения. С другой стороны, стремимся интегрироваться в социальную среду. Эти процессы идут одновременно. Чаще всего они направлены в одну сторону, но случается, что в противоположные. Ребенку с этой двойственностью трудно справиться самому.
Удержание мотивации в ситуации, когда твою деятельность не разделяет никто из окружения, – задача сродни движению в среде повышенной плотности. Вы когда‑нибудь пробовали бегать по пояс в воде? А по шею в густой грязи? Вот примерно такое же ощущение возникает у ребенка, когда одноклассники «троллят» его, а родители не проявляют интереса.
Выбирая школу, кружок и даже двор, в котором гуляет ребенок, вы должны понимать, что на самом деле выбираете кампус. В европейских традиционных университетах так называют места, где студенты проводят время между занятиями и после них. В кампусах происходит живое общение, рождаются гениальные изобретения, прогрессивная музыка и передовая литература. Но студенческие бунты, оппозиционные молодежные политические движения и прочие явления, сопровождающие свободу мысли, тоже рождаются там же. Именно по этой причине ряд университетов отказался от кампусов, хотя даже «отец языкознания» Ноам Хомский23 заявил, что отказ от них приводит к кризису в науке.
Но мы сейчас говорим не об этом. Одна из превентивных задач родителей в вопросах поддержания мотивации – постараться выбрать для ребенка среду, которая если не поддерживает, то хотя бы не противоречит его ценностям и интересам. Только тогда он перестанет тратить мотивацию на борьбу с общественным мнением и использует ее в более конструктивных целях.
Но что же делать, если местность, по которой ехал автомобиль, вдруг превратилась в болото? Придется искать лебедку или трактор и тянуть – вперед или назад. Родители должны понимать, что в роли трактора будут выступать они сами. Цель, достигнутая при таком условном движении «вперед», не станет достижением ребенка. Лучше вытянуть ребенка из трясины и должным образом подготовить его к следующему самостоятельному штурму. Или просто поискать обходные пути.
Причина № 5
Случайные действия авторитетов, когда мотивация теряется резко, или Пробоина в баке
Жила‑была одна семья, в которой был ребенок, ученик пятого класса. В меру послушный, в меру хулиганистый. Колени от ссадин заживать успевали, но ненадолго. В конце февраля учитель в школе собрал мальчиков и предложил подготовить для одноклассниц праздник на 8 Марта. Ребята загорелись, родилась идея поздравить «как взрослые». Ощущение тайны подогревало интерес, все ходили с загадочными лицами. Если кто не в курсе, отношения между полами в средней школе сложные: у девочек и мальчиков слишком разные интересы. Поэтому любая совместная деятельность, которая может вызвать положительные эмоции, ценится на вес золота.
Все складывалось удачно, но вдруг мальчик, с которого мы начали рассказ, стал резко негативно относиться к происходящему. Сначала он «троллил» одноклассников, затем ушел с подготовительной встречи, хлопнув дверью, а напоследок – рассказал обо всем девочкам. Тайное стало явным, и мероприятие с треском провалилось. В чем причина? Оказалось, что папа этого мальчика мимоходом «прошелся» по празднику 8 Марта. Ничего плохого он при этом в виду не имел, но его мнение в глазах ребенка перевесило мнение остальных. Мальчик оказался перед морально‑этическим выбором, это резко снизило его мотивацию и привело к странным поведенческим шагам. Мораль истории такова: родители должны помнить, что в любой сложной ситуации ребенок обращается к авторитетному мнению. А авторитет родителя очень высок.
Перед вами наглядный пример того, как можно пробить бензобак напрямую. Достаточно одного слова от значимого человека, и вот уже топливо хлещет на землю, взгляд тускнеет, мотивация теряется и ребенку ничего не надо. Скольких великолепных танцоров так и не увидел свет после папиных шуток относительно обтягивающих лосин и предложений вроде: «А не надеть ли тебе пачку и не сплясать ли танец маленьких лебедей?» Сколько великих художников «погибли», так и не родившись, в сердце ребенка, творениям которого родители дали негативную обратную связь?