Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 539

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Даже самая интенсивная мотивация теряется, когда человек, эмоционально значимый, важный, чье слово много весит, обесценивает наши идеи и устремления.

Обеспечьте своему ребенку солидарную позицию. Не высказывайте негатива по поводу любого вида его деятельности. Особенно в адрес школы. Вам кажется, что вы критикуете качество ремонта, расположение, организацию питания и т. п. Но результатом может стать потеря мотивации к обучению в целом.

Бывает и так, что большой пробоины в баке нет, но образовалось несколько мелких течей, с которыми очень сложно справиться. Ничего «такого» не произошло, просто несколько значимых для ребенка людей выстрелили в него дробью своих мнений, и мотивации как не бывало. Родителям было бы полезно провести разъяснительную работу с родственниками. Объясните им, когда и в какой манере стоит высказываться по той или иной деятельности, которую ребенок считает важной для себя. Негативное воздействие не всегда может быть осознанным и целенаправленным. Человек всего лишь транслирует свои ценности, но на ребенка это влияет очень сильно и, что самое опасное, незаметно. Статус родственника дает ему право легко обойти систему распознавания «свой – чужой» и получить доступ к психике ребенка.

Не все родственники одинаково полезны. Проанализируйте, какие именно установки они могут передать вашим детям. Мы не говорим сейчас о тех, кто обладает отрицательным социальным вектором. Но, например, бабушка «старой закалки», добрейший человек, повидавший много на своем веку, может транслировать идею «всяк сверчок знай свой шесток». Она делает это исходя из своего жизненного опыта, а потом родители удивляются, почему их ранее активный ребенок теперь сидит тихо и не высовывается.

Или, допустим, родной дядя живет по принципу «наглость – второе счастье, бери от жизни все и сейчас, пока молод». Этот принцип он пропагандирует открыто и весьма настойчиво. В результате ребенок будет демотивирован к кропотливому длительному труду, считая его бессмысленным.

Таких примеров может быть много. Неважно, что любой из этих людей готов не моргнув глазом отдать за ребенка свою жизнь. С точки зрения влияния на его будущее они «токсичны». Поэтому есть смысл составить ценностный портрет на каждого из людей в окружении ребенка и решить, кому из них можно разрешить общаться с ним без присмотра родителей, а кому – нет.


Разумеется, подобного рода влияние может оказаться и положительным. Подумайте, к чьей помощи вы могли бы обратиться, чтобы создать эффект уже упомянутого кампуса.

Причина № 6

Когда закончился заряд мотивации, или Толкаем машину до заправки руками

Один из наших сотрудников рассказывал, как оканчивал музыкальную школу. До 6‑го класса он занимался с энтузиазмом, проводил за инструментом все вечера. Однако к концу очередного учебного года начал уставать. Летом родители вели с ним мотивирующие беседы, и в свой выпускной 7‑й класс ребенок пришел заряженным. Он был готов «добить» год, сдать экзамены и получить диплом.

Первые три месяца дела шли отлично. Ребенок принял решение играть на экзаменах программу повышенной сложности и усиленно занимался. Однако потом выдохся и окончил школу, что называется, из‑под палки. С января по апрель он практически не учился и выпускной экзамен сдал очень слабо. Заряд мотивации, полученный летом, закончился. А новая не появилась.

Не все родственники одинаково полезны. Проанализируйте, какие именно установки они могут передать вашим детям.

С детьми такое случается часто. Сталкиваясь с новым видом деятельности, они не могут адекватно оценить ее продолжительность, сложность и степень монотонности. Соотнести это с уже имеющимся опытом в какой‑то аналогичной сфере почти нереально.

Что делать родителям? Не надеяться на авось и правильно рассчитать расход бензина мотивации. И заниматься дозаправкой раньше, чем на табло замигает красная лампочка.

Например, в случае с нашим сотрудником‑музыкантом можно было предпринять следующее:

• Устраивать квартирные концерты, чтобы ребенок получал плюс‑подкрепления не только от родителей, но и от своих друзей и друзей родителей.

• Посещать выступления мастеров, особенно в формате, позволяющем пообщаться вживую.

• Участвовать в концертах и, возможно, присоединиться к какому‑нибудь музыкальному коллективу.

• Включить в программу подготовки произведения, которые нравятся самому ребенку, даже если они далеки от классической программы: например, джазовые импровизации, которыми часто не владеют выпускники музыкальных школ.

Планируя какую‑либо деятельность ребенка или помогая ему сделать это самостоятельно, не забывайте о «дозаправках». Заранее придумывайте мероприятия, встречи, поездки и эмоции, которые поднимают мотивацию. Иначе велика вероятность остановиться за шаг до заветной цели, так и не достигнув ее.



Вопросы для самопроверки:

1. В какие кружки/секции ходит ваш ребенок?

2. Как быстро вы определились с кружком/секцией?

3. Чем обусловлен выбор данной секции/кружка?

4. Считаете ли вы посильной нагрузку вашего ребенка от совмещения школы и кружков/секций?

5. Как повлияло на вас и вашего ребенка повышение сложности изучаемого материала?

6. Как окружение и среда, в которой вы росли, повлияли на формирование вашей мотивации?

7. Как, по вашему мнению, они влияют на вашего ребенка?

8. С чьим мнением вы считаетесь и почему?

9. С чьим мнением считается ваш ребенок?

10. В каких случаях ваше мнение негативно повлияло на мотивацию ребенка?

11. Вспомните, как поступали ваши родители, когда у вас заканчивалась мотивация.

12. Что вы будете делать, когда у вашего ребенка закончится мотивация?



Часть 6

Влияние дополнительных активностей, дополнительного образования и прочих факторов на мотивацию ребенка




6.1. Зачем нужны дополнительные активности и дополнительное образование: гибкие и жесткие навыки, четыре К, навыки будущего



В этом разделе мы будем говорить о том, как сохранять, возрождать и приумножать мотивацию. Надеюсь, с помощью уже имеющихся инструментов вы многое исправили. Пришло время овладеть новыми. Напрямую на мотивацию они не повлияют, но совершенно точно выступят в качестве катализаторов позитивных изменений.

Для автомобиля главное – двигатель, запас топлива, кузов и шасси. Мелочи вроде отделки салона, акустики, кондиционера, зеркал и т. д. никак не связаны с движением. Они нужны, чтобы сделать поездку более комфортной.

Точно так же и в жизни ребенка есть многое, что не оказывает непосредственного влияния на его мотивацию, но немаловажно для психического и эмоционального состояния. Насколько быстро он будет двигаться вперед? Часто ли ему придется останавливаться для «дозаправки»? Сможет ли разобраться с картами местности самостоятельно и, если понадобится, работать в одной команде со штурманом?

Об этом и поговорим.

Начнем с известных многим soft skills и hard skills – так называют гибкие и жесткие навыки. Что это такое?

Имеющиеся у человека навыки делят на два вида. Жесткие (от английского hard – жесткий) необходимы для осуществления некоей деятельности. Они напрямую влияют на результат. У инженера к хардам будет относиться сопромат, у слесаря – сварка, у плотника – забивание гвоздей, у ребенка в школе – учеба по конкретным предметам. Гибкие навыки (soft – мягкий) влияют на результат косвенно. Для дровосека, который рубит деревья, хардом будет все, что связано непосредственно с процессом, а софтом – дополнительные знания, например тайм‑менеджмент.

И харды, и софты оказывают влияние на развитие мозга ребенка, а значит, на эффективность любых его занятий.

Список основных гибких навыков XXI века выверен и согласован международными экспертами. Он состоит всего из четырех пунктов:

1. Communication (коммуникация)

2. Creativity (креативность)

3. Critical thinking (критическое мышление)

4. Collaboration (сотрудничество)

Условно этот список можно назвать списком четырех К (или четырех С, если по‑английски).


Думаю, вы уже поняли, что все эти навыки относятся к разряду гибких. Ученые настоятельно рекомендуют развивать их, чтобы обеспечить новому поколению успешное будущее.


Виды дополнительной активности могут быть разными. В зависимости от собственного жизненного опыта родители учат ребенка различным вещам. Они как бы проводят его тем же маршрутом, по которому прошли сами. Если они в детстве жили в степи и катались на велосипеде, то и ребенок тоже должен обязательно кататься на велосипеде, даже если теперь вся семья живет в горах.

Ряд исследователей сходятся во мнении, что важнее всего развивать не физические умения, а интеллект. Например, профессор Стэнфорда Келли Макгонигал24 в своей книге «Сила воли» утверждает, что все интеллектуальные ресурсы: способность думать, принимать решения, концентрировать внимание и т. д. – имеют общий источник энергии. Развитие интеллектуального потенциала развивает и силу воли, и мотивацию человека.

Давайте попробуем разобраться, что влияет на мотивацию. Для начала – классифицируем их по группам.

6.2. Классификация дополнительных факторов, влияющих на мотивацию ребенка



Разделим все дополнительные факторы мотивации на два блока. В первом разместим все, что происходит с ребенком по воле родителей. Во втором – то, что происходит по воле ребенка или с его непосредственным участием. Таким образом, в первом блоке окажутся режим дня, сон, питание, а также выбор школы или иного учебного заведения. Во втором – все виды дополнительного образования.

6.3. То, что случается по воле родителей



6.3.1. Что дает и что отнимает энергию


Любые активности в жизни ребенка требуют энергии. Если деятельность организована правильно, энергия идет на развитие способностей ребенка, если нет – утекает без следа.

Существует несколько основных требований, без выполнения которых положительного результата не достичь.

6.3.2. Питание


Вы либо повышаете иммунитет ребенка, либо разрушаете его. Третьего не дано. Ответьте на следующие вопросы и проверьте, насколько осознанно относятся к питанию в вашей семье.
ТЕСТ

1. Кто в вашей семье отвечает за питание?

2. Есть ли у вас осознанная стратегия: приоритет растительной или мясной пищи, стремление к балансу и т. д.?

3. Кто составляет список продуктов на неделю?

4. Какие книги по здоровому питанию прочитал этот человек?