Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 534

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самый нижний уровень – это наше окружение. Мы не выбираем, где и когда нам родиться. Без какой‑либо фильтрации мы впитываем язык, модели поведения и эмоциональные реакции. От родителей мы берем мужские и женские качества. Если семья неполная, это не означает, что на месте отсутствующего родителя образуется вакуум, – мы все равно заполним его, и не факт, что это содержимое будет высокого качества. Вы же помните, что на этом уровне возможности выбирать у нас нет?

Что бы ни говорили и ни делали родители, ребенок, не оценивая, впитает в себя все. И если родители, например, курят, то в его подсознании это останется как нечто обязательное, но не плохое и не хорошее. Это будет своеобразной точкой отсчета, с которой ему предстоит дальше жить.
ТЕСТ

Какое окружение вы создаете для своего ребенка? Ответьте на следующие вопросы:

1. Как вы формируете свое мнение? Присоединяетесь к чужому или имеете собственное? Совпадает ли ваше мнение с мнением ваших друзей?

2. Насколько вам комфортно иметь свое мнение, отличное от мнения друзей и родных? Не создает ли это конфликтов?

3. Вам чаще приходится принимать чье‑то мнение или навязывать свое?

4. Что размещено на ваших стенах в соцсетях? Пустота? Записи друзей? Репосты других авторов или ваши собственные мысли?

5. Прямо сейчас напишите на своей стене: «Читаю книгу Николая Ягодкина “Энциклопедия детской мотивации”. Ищу того, с кем можно было бы обсудить. Кто ее читал?» – и понаблюдайте за своими внутренними переживаниями. Вы смогли опубликовать это сообщение? Если да, то был ли внутренний тормоз? Выпишите, как именно он проявлялся. В эмоциях (волнение, страх, ощущение западни)? В мыслях (что вы думали, пока писали сообщение, и чем оправдали решение не публиковать его)?

6. Какие ток‑шоу вы смотрите?

7. Видят ли дети, как вы смотрите ток‑шоу?

8. Как часто в вашей жизни случаются дискуссии с разными мнениями? Какое максимальное число мнений бывает в вашем окружении при обсуждении острых социальных вопросов?

9. Как часто вы осознанно ищете аргументацию для подкрепления своего мнения, например, в Интернете, в общении с друзьями?

10. Как часто вы осознанно ищете опровержение своего мнения, чтобы проверить, насколько оно крепкое и выдерживает ли критику?

11. Считаете ли вы необходимым аргументировать свою позицию другим, в том числе своему ребенку?

12. Заполните таблицу. Выпишите по три положительных и три отрицательных качества у себя и семерых своих друзей, а потом разберите их по квадрату Кийосаки. В последней строке просуммируйте все качества. Посмотрите, люди какого типа преобладают в окружении вашего ребенка.


Внутри окружения от нас требуются определенные действия. Родители ребенка, родившегося в каком‑нибудь африканском племени, будут ожидать от него определенного поведения. И это поведение сильно отличается от того, что принято, например, в России. От сотрудника IT‑компании требуется одно, от сталевара на металлургическом заводе – другое. При этом важно не только само действие, но и то, как и почему мы его совершаем.

Вы никогда не наблюдали за людьми, которые стоят в очереди на страшные аттракционы в парке развлечений? У одиночек горят глаза – они понимают, что хотят получить, и предвкушают удовольствие. В парах картина другая: один (чаще всего это девушка) сияет от восторга, другой (мужчина) имеет вид такой грустный, что, кажется, вот‑вот заплачет. Им стыдно признаться в том, что может быть воспринято как слабость. В результате они перешагивают через себя, но все ресурсы идут не на совершение действия, а на победу над собой. Эта победа никак не меняет человека, не развивает никаких его качеств и не дает опыта. А значит, ему не на что опереться, чтобы увеличить свою самооценку.
ТЕСТ

Какие действия вы совершаете и что впитывает в себя ваш ребенок? Ответьте на следующие вопросы:

1. Читаете ли вы профессиональную литературу в свободное время?

2. Смотрите ли вы телевизор?

3. Сколько алкоголя вы пьете и как часто?

4. Курите ли вы?

5. Бывает ли, что вы делаете то, что вам не хочется, за компанию? Например, идете в театр, в кино на фильм ужасов, прыгаете с тарзанки?

6. Случается ли вам делать что‑то на слабо?

7. Как вы узнаете погоду? Смотрите в окно, проверяя, во что одеты люди, или заглядываете в телефон, чтобы узнать прогноз на несколько часов вперед?
Окружение определяет качества и навыки, которые мы проявляем. Если я охотник в Африке и постоянно бегаю за дичью, то у меня вырабатываются навыки и качества охотника: умение выслеживать, стрелять из лука, метать копья и т. п. Если я ученик пятого класса средней школы, то мое окружение вырабатывает во мне навыки письма, устного счета, рисования кисточкой и т. п.

ТЕСТ

1. Перечислите 50 навыков, которыми вы обладаете. Например: езда на велосипеде, плавание, письмо, чтение, арифметика и т. д.



2. Какая у вас скорость чтения? Насколько она увеличилась за последние 5 лет?

3. Специалистом какого уровня вы себя считаете: посредственный, средний, топовый?

4. На какое количество вакансий вы можете откликнуться, учитывая вашу компетенцию и состояние здоровья?

5. Сколько языков вы знаете, включая языки программирования?

6. Позволяют ли ваши когнитивные (познавательные) функции получить еще одно высшее образование без отрыва от работы за один год?

7. Знаете ли вы границы своей некомпетентности? Перечислите области, в которых вы не разбираетесь (минимум 20):

Наши навыки и качества формируют наши ценности. Как это происходит? Постоянно проявляя качества охотника, я культивирую в себе ценность этих качеств, ценность грубой физической силы. Если я занимаюсь интеллектуальным трудом, то культивирую интеллектуальные ценности, ценность образования, умения думать, умения решать нестандартные задачи. Так определяется ценностный портрет человека.

На формирование ценностей влияют не только родители или окружение, но и, например, СМИ. Они создают в сознании людей вымышленную реальность, и люди впитывают ее, даже если ничего подобного в природе не существует. Считается, что ценности, которыми обладает человек, определяют его навыки. Но так происходит далеко не всегда. В ряде случаев ценности оказываются слишком размытыми: вроде бы они есть и человек их разделяет, но не настолько сильно, чтобы начать вырабатывать соответствующие качества и действовать.

Мы все живем в определенных культурных рамках. Свои ценности мы не вырабатываем, а получаем в готовом виде.
ТЕСТ

1. Что для вас важно?

2. Для чего вы просыпаетесь каждый день?

3. Что вы готовы делать бесплатно каждый день в течение часа? Есть ли у вас опыт волонтерства, есть ли знакомые с таким опытом, обсуждали ли их мотивы к волонтерству?

4. За что вы готовы платить деньги?

5. За что вы не просто готовы платить деньги, а по факту эти деньги платите?

6. Есть ли у вас абонемент в спортзал?

7. Сколько денег в месяц вы тратите на сигареты?

8. Сколько денег в месяц вы тратите на спиртное?

9. Сколько денег в году вы тратите на путешествия?

10. Сколько денег в течение года вы тратите на свое развитие?

11. Сколько часов в год вы тратите на свое развитие?


12. Что вы не готовы делать ни за какие деньги?

13. Часто ли вы перешагиваете через свои принципы? Если да, то ради чего вы это делаете? Ради детей? Друзей? Денег? Семьи?
Исходя из собственной системы ценностей, человек отвечает себе на вопрос «Кто я?». Каждый взрослый имеет свои варианты ответа, хотя и не всегда до конца осознает его содержание. Если не вдаваться в подробности, самым естественным ответом кажется фраза «Я – это я». Но стоит двинуться от общего к частному, как обнаружится огромное количество разных множеств, к которым можно себя отнести.

Попробуйте описать себя по всем сферам жизни в следующем формате: я живое существо, я человек, я представитель своего этноса, я представитель мужского (или женского) пола, отношусь к средней возрастной категории, имею высшее образование (или два), работаю по найму или имею собственный бизнес, разделяю ценности гуманистической педагогики (или наоборот).

Каждому уровню пирамиды Дилтса соответствует вопрос. Ответ на вопрос «Кто я?» является определяющим.

Если на вопрос верхнего уровня «Кто я?» человек отвечает, что он интеллигент, значит, среди его ценностей присутствуют знания, а среди навыков – как минимум умение читать, писать, рассчитывать интегралы или сочинять стихи. Навыки определяют род его деятельности, а от нее, в свою очередь, зависит окружение. Тот, кто определяет себя как охотника, среди ценностей назовет силу, из качеств – выслеживание добычи и метание копья. Его действия будут соответствующими: ловить зверей, разделывать их шкуры, а окружать его будут другие охотники или люди, так или иначе связанные с этим родом деятельности.

Сын профессора и ребенок, воспитывающийся в детском доме, на вопрос «Кто я?» ответят по‑разному. И понимание своей уникальности, возможностей в жизни и т. д. у них будет сильно отличаться.

Возвращаясь к нашей метафоре с автомобилем, скажу так: из запасных частей от жигулей мерседес не получится, как ни старайся. В лучшем случае выйдут хорошие жигули. Кстати, это отлично понимают автопроизводители. Именно поэтому они строят заводы с нуля и никогда не используют старый конвейер.

Сказанное можно отнести и к мотивации. Чтобы ребенку не пришлось потом сносить старые схемы и с нуля выстраивать новые, надо сразу обеспечить его правильно работающими мотивационными механизмами. Ведь любое изменение влечет за собой целую цепочку перемен. Точно так же замена мотора потребует поменять и коробку передач, и сцепление. Когда автомобиль начнет ездить быстрее, выяснится, что надо модернизировать кузов. Потом захочется комфорта внутри – придется переделывать салон и акустику и ставить кондиционер. А затем снова придет время менять двигатель, и так до бесконечности.

Кейс

Однажды мне довелось присутствовать при обсуждении итогов социальной программы по развитию талантливых детей из детского дома. Программу проводил крупный российский банк. Она была построена грамотно и добротно реализована. Дети показывали отличные результаты на тестированиях, но их профориентация была странной: все без исключения хотели быть милиционерами. В Высшую школу милиции планировали поступать даже те, кто вообще никак не подходил к этой работе и, по логике вещей, должен был идти учиться на дизайнера, художника, ученого.

На самом деле ничего удивительного в этом не было. В свои 15–16 лет эти дети не имели другого окружения, кроме педагогов и обслуживающего персонала детского дома. Естественно, на этом фоне милиционеры «побеждали». Эта профессия давала власть, оружие, подготовку, позволяющую постоять за себя, и особый статус. Проблему решили, пригласив в детский дом специалистов из разных областей. В ходе двухчасовых лекций они подробно рассказывали, чем занимались на каждом этапе своей карьеры.

Для многих детей тот факт, что можно зарабатывать на жизнь рисованием, музыкой или научными исследованиями, стал настоящим откровением. В итоге 100 % воспитанников детского дома поменяли свой вектор развития: работе в силовых структурах они предпочли специальности, соответствующие их врожденным склонностям.
Этот пример очень показателен и помогает ответить на следующие вопросы.
ТЕСТ

1. Кто ты?

2. Какой ты?

3. Что тебе интересно?

4. Что тебе неинтересно?

5. Кто точно не ты?

6. Чего ты хочешь?

7. Есть ли у тебя список своих желаний?

8. В этом списке больше 200 позиций или меньше?

9. Твой любимый цвет?

10. Твой любимый вкус?

11. Твой любимый звук?

12. В чем смысл твоей жизни?

13. В чем твое предназначение?
Мы уже говорили, что пирамида Дилтса строится снизу вверх. Давайте посмотрим, как это происходит.

Сначала – окружение: это данность, в которую приходит ребенок. В этой данности он совершает необходимые действия. Действия приводят к выработке качеств. Качества формируют ценности. У одного в качествах будет спокойствие, а в ценностях – доброта к людям. А у другого в действиях будет проявление агрессии, в качествах – сила, а в ценностях – власть, доминирование и постоянная конфронтация. Соответственно, первый человек на вопрос «Кто я?» будет отвечать: «Я тот, кто радуется жизни». А второй скажет: «Я тот, кто постоянно борется за существование».

Напомню еще раз, что ответ на вопрос «Кто я?» не ограничивается одним определением. Это