Файл: Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


96.Тема конфлікту поколінь у романі Дж.Сєлінджера «Над прірвою у житі».

Не принадлежа к битническому аван-гарду, духовно ему в известной мере близок. Лучшие его произведения все написаны в 50-х гг: роман «Над пропастью во ржи», сборник «9 рассказов», повести так называемого «цикла о Глассах». Герои Сэлинджера внешне ведут вполне обычную, благополучную жизнь, но внутренне обитают «в другом измерении»: С. сравнивает их с «перевернутым лесом», все листья которого – под землей. Холден Колфилд в 16 лет уже не ребенок и еще не взрослый, свободный и от опеки, и от ответственности, бродит по родному Нью-Йорку, как по пустыне. Подросток, остановившийся в нерешительности у порога жизни, раздражительный, искренний, нежный, ранимый и невольно ранящий, служит Сэл. своего рода этическим камертоном. Мельчайшее проявление фальши, привычной пошлости или подлости вызывает у Холдена бурную, болезнен. реакцию. Этич. максимализм делает героя совершенно неприспособленным к действит. жизни. В ней он не видит для себя никакого призвания, кроме разве одного: «стеречь детей над пропастью во ржи», спасать их от падения в убожество взрослости. Дети у Сэл. – «умные дети», неизмеримо более прозорливые, чем их матери и отцы. Если им суждено вырасти, они всю жизнь продолжают поиски утраченного рая детской чистоты, абсолютн. нравственности, что иных, как поэта Симора Гласса, приводит к отречению от жизни, а самого Сэл. – к отречению от тв-ва на долгие десятилетия. Проза Сэл. резко выделялась на фоне преобладавшей в 50-е гг. сдержанно-объективистской манеры в духе Хемингуэя; она представляет собой нарочито «непричесанное» лирическое словоизлияние в форме дневника или, словами самого писателя, «узкопленочного любительского фильмика в прозе» с подробной фиксацией монологов, излишнй на 1-1 взгляд детализацией, обилием отступлений, автокомментариев. Общение с читателем приобретает предельно непосредственный, доверительный, интимный характер.

97.Поэтика неомифа в романах Г. Маркеса

Гарсиа Маркес — великий мис­тифика-тор. В произведениях Гарсиа Маркеса всё сильнее проявляется то миро­ощущение, которое сам он позже на­зовёт «фантас-тическим реализмом». В его рассказах и повестях жизнь идёт по привычной ко-лее, подчиняясь законам реальной жиз-ни. Здесь воруют и убивают, влюбля-ются и тоскуют.


«Сто лет одиночества» Г.Маркеса - один из самых знаменитых романов XX в. В нем реальная жизнь и фанта­стические события так перемешались, что разде-лить их невозможно. Герои, живущие во вполне узнаваемом про­винциальном городке, в то же время существуют в волшебном мире. Писатель явственно ощущает не­обходимость поисков иных путей и иных сюжетов. Как и для боль-шинства произведений Маркеса для романа «Сто лет одиночества» характер-ны размытость граней пространства, времени, реальности и фантазии. Роман пропитан магией и волшебством, алхимией и фантастикой, пророчествами и гаданиями, предсказаньями и загад-ками. Но есть проблема, которую не мо-гут решить герои романа, – одиночест-во. Одиночество – наследственная черта, семейный знак и «проклятье» рода Буэндиа. На протяжении романа перед нашими глазами проходит жизнь шести поколений семейства Буэндиа, жизнь которых показана не полностью, а фрагментами. Он акцентирует внимание на каждой ступени деградации общества, на каждом мгновенье обесцененного, бездуховного и в принципе бессмыслен-ного существования человека. Маркес выводит наружу все пороки рода челове-ческого, но не показывает пути их реше-ния. Писатель сознательно оставляет много белых пятен в истории Макондо – дает читателю пространство для раз-мышления и рассуждения, заставляет его думать. Несмотря на важность и глубину поднимаемых автором вопросов, в романе преобладает ирония и сказка. «Сто лет одиночества» - это в первую очередь философская сказка о том, как нам надо жить на нашей планете, повергнутой в одиночество Вселенной. Гениальное соединение сказки и романа, мифа и притчи, пророчества и глубокой философии – это одна из составляющих которые принесли Маркесу всемирную славу титана мировой литературы и Нобелевскую премию.


98. Риси поетики притчі у романі У. Голдінга

С точки зрения современного литературоведения трудно определить типологию романа 20 ст., а к тому же, каждая национальная литература имеет свои жанровые особенности. Лит-ра 20 ст. интересна соединением разных методов, стилей и жанров, форм художественной условности. Особенно интересен процесс рождения индивидуального стиля писателя и его индивид. жанровой формы, как традиционные, так и новаторские особенности. Из всех разновидностей характерных жанровых признаков творчества Голдинга не вызывает отрицания принадлежности его романов к философской прозе , прозе притчевого характера. Как известно, притча – это поучительное аллегорическое повествование, в котором фабула подчинена морализационной части произведения. Притча не изображает. А сообщает об определенной идее, ложа в свою основу принцип параболы: повествование как бы удаляется от данного времени и пространства, и, двигаясь по кривой, возвращается назад, осветляя явление художественного осмысления в философско-эстетическом аспекте Голдинг назвал притчами все свои книги. Первый роман-притча, к-й принес Голдингу слав, - «Повелитель мух» (1954). Этот роман был одним из первых послевоенных английских книжек, где осмысливается горький опыт войны с фашистами. В этом произведении наявные характерные признаки приключенчиской истории. В своей притче «Повелитель мух» Г. , морализируя, предостерегает от страшных последствий, что могут произойти в случаи нежелания человека противостоять одичанию в собственном сердце. Главный вывод этой притчи в том, что человек способен приручить зло, которое есть неотъемлемой его частью, способен побороть зверя, что притаился в его сердце.

Вырождение человеческого в человеке - самое страшное потрясение XX века. И то, что герои притчи - дети, - еще больше подчеркивает бесперспективность, трагическую безвыходность и страшную правду о человеческой душе, открывшуюся писателю и облеченную в форму экзистенциалистической притчи.

58.Основні риси символізму

СИМВОЛИЗМ” - направление в евро-пейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к “скрытым реальностям”,
символисты выразили тос-ку по духовной свободе. Символисты выдумывают свой, мало кому интерес-ный мир. Они делали это потому, что мир реальный полон грязи, пошлости, предательства, из-за этого они словно совершают прорыв в свой новый мир, мир теней, образов и красок. Симво-листами называли себя и те, кто стре-мился к туманным намекам на неясный им самим смысл.

Три главных элемента нового искусства, считают символисты, – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

Теоретической основой символизма явились философские работы Ф.Ницше, А.Бергсона, А.Шопенгауэра, Э.Маха. Смысловым центром символизма стано-вится мистицизм, иносказательная подо-плека явлений и предметов; перво-основой творчества признается иррацио-нальная интуиция. Главной темой стано-вится фатум, таинственный и неумоли-мый рок, играющий судьбами людей и управляющий событиями.

Слово, изображение, цвет – любая конк-ретика – в искусстве утрачивают свое информационное содержание. «Идеаль-ным» видом символического искусства можно назвать музыку, по определению лишенную какой бы то ни было конкре-тики и апеллирующую к подсознанию слушателя.

Основоположниками символизма стали французские поэты Поль Верлен и Стефан Малларме. Третьим основопо-ложником этого направления явился бельгийский драматург М.Метерлинк
99. Моралістична направленість та ігрова форма романів А.Мердок.

Мердок испытывала интерес к возможностям интеллект. прозы, к экзистенциализму. Философско-психолог. романы Мёрдок иллюстрируют ее излюбленные тезисы о непредсказуемости чел-ка и неисчерпаемости реальности. В то же время романы Мёрдок однотипны, а интересующих ее психолог. типажей невелико. Чаще всего эти произведения связаны с событиями частной, семейной жизни. Писательницу интересуют желания, порывы, страсти, таящиеся в душе на первый взгляд ничем не примечательных людей. Она часто изображает мужчин и женщин, чей интеллект изолирует их от окружающих, так что они вынуждены жить в собств. мире, вести разговоры сами с собой. Один из лучших романов Мердок – «Под Сетью». «Сеть» у Мердок символизирует изначальный хаос бытия, который в жизни человека претворяется в трагикомедию; ее питают непонимание человеком других, своего окружения, а то и самого себя. Полная сосредоточенность на самих себе делает ее персонажей слепыми, глухими, неразумными, самодовольными и самонадеянными. Из-за этого они попадают в положения гротескные, то есть нелепые и горькие одновременно.
Отсюда прихотливые, странные, поистине фантастич. скрещения, противостояния и расхождения их судеб, этот сбивчивый, дисгармоничный, но завораживающий и, в сущности, сольный, хотя исполняемый прилюдно танец страстей, в живописании которого — со всеми его невероятными фигурами — была так сильна Мердок. Роман посвящен поиску подлинности, любви в том обществе, где все критерии либо размыты, либо превратились в безжизненную абстрактцию. Герой романа, переводчик с Джек Донахью, пытается отринуть от себя «сеть»слов, собств. иллюзий, традиц. мышления. Герой романа – молодой интеллектуал. Повествование от 1-го лица мотивируется склонностью героя к творчеству, этот интеллект. герой не доволен окружающим, критикует Англию иронически. Мердок не стоит в ряду сердитых молодых людей, отличает ее то, что герой иронизирует не только над окружающими, но и над самим собой. Джек повествует с иронией и о своей личности. Однако герой Мердок не заболевает философской болезнью, перестав рассуждать о творчестве, он сам начинает творить, делать то, для чего у него есть дар, то есть он начинает писать сам, а не переводит. Этот роман – это роман не сердитых молодых людей, а философский роман, касающийся отношения сознания к бытию.

100. Оновлення класичної форми роману в прозі Дж. Фаулза

Дж.Фаулз (1926) – крупнейший англ писатель, филолог, медиевист. Первый роман (1963) «Коллекционер» появляется уже после отгремевшей славы «рассерженных», поднимает важнейшую проблему 20 в – оскудение души и утраты духовности. В худ мире ДжФ сочетаются две нац традиции – англ и франц. Ф использ с своем тв-ве и жанровые формы, не свойственные англ нац сознанию. Писатель отдается игровой стихии, пародирует модернизм – и попадает под его влияние, восстанавливает викторианский стиль мышления и сам же смеется над реконструированными ценностями, сталкивает два века – викторианский и современный – романе «Женщина франц лейтенанта». Знание франц куль-ры и философии дает ему возможность взглянуть на собственную лит-ру как бы со стороны, не боясь смелых экспериментов с героями, жанрами, повествовательными формами. В романе «Маг» писатель использует постмодернистскую структуру, основанную на игре иллюзий, положений, столкновений, пограничных ситуаций, для того чтобы заставить своего героя пропутешествовать по затаенным уголкам собственного сознания. Мотив поисков собственного «Я» проходит через все романы ДжФ. Иногда герой находит утраченное подлинное «я», хотя бы на короткое мгновение познает существенное и важное, ради чего стоит жить, что выходит за рамки повседневности и обыденности, а потом снова возвращается к обыденности. Писатель особенно интересуется проблемой иск-ва и проблемой тв-го сознания. В романах Ф существует кажущееся романтическое двоемирие – существование вымышленного и реального. Но противопоставление этих 2-х миров имеет не только романтич хар-р. Мир реальный, существующий, от кот всегда бежит герой Ф, в опред степени дистанцирован и от персонажей, и от автора. «Мир, созданный по всем правилам иск-ва, должен быть независимым от своего создателя». Ф защищает институт гуманизма и роман «как гуманистическое предприятие», опираясь на великую традицию англ лит-ры и куль-ры. В книгах писателя – богатая энциклопедия цитат и парафраз классиков миров лит-ры, что делает его тв –во независимым от современных модных сиюминутных течений и влияний, привлекательным для думающего читателя, кот погружается в мир, включающий различные стереотипы мышления частного и общественного, элитарного и массового. Эксперимент Ф с творческ сознанием проводится в разн произв по-разному, в зависимости от жанра, степени условности сюжета и отталкивания от традиции. История сама по себе, будь то загадочное убий ство или игра ы покинутую любовником женщину – разн степени отвлеченности от реальности, заключающей в себе возможности фрагментарности и распада. Соответственно убедительной представляется мифологическая основа реконструированного тв-го сознания, травмированного катастрофой. 80-е г – особый этап в послевоен англ прозе, когда отчетливо обозначились последствия смены писательских поколений, ушли из лит-ры большие худ-ки, такие, как Грин, появились молодые. Приметами времени стали новая тематика,