Файл: Образовательная программа магистратуры Государственная служба и кадровая политика Кафедра экономических и социальногуманитарных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Институт развития свободы информации разработал специальную методику мониторинга, в основу которой положены нормативные правовые акты, регулирующие доступ к информации о деятельности государственных органов, и общепринятые требования к сайтам и потребности граждан. Были определены параметры, каждому из которых присвоен коэффициент социальной значимости, соответствующий важности информации. Учитывалась также сфера компетенции того или иного ведомства. Ряд параметров, которые в обязательном порядке должны использоваться в анализе сайта одного ведомства, могут отсутствовать в оценке другого ввиду специфики его деятельности и правовых предписаний.

Важным также остается вопрос, связанный различиями в доступе к компьютерам. Этот вопрос предполагает решение двух проблем: «компьютерное неравенство» граждан и доступность компьютерных технологий для людей с физическими отклонениями.

Вопрос «компьютерного неравенства» подразумевает ситуацию, при которой не все граждане имеют одинаковый доступ к компьютерам из-за низкого финансового дохода или отсутствия необходимых навыков.

Многие из граждан, решение проблем которых связано с деятельностью электронного правительства, не имеют возможности доступа к этим государственным услугам: социально незащищенные, престарелые, инвалиды, малообразованные люди. Использование новых технологий не должно создавать никаких препятствий гражданам с физическими недостатками, чьи компьютеры следует оснащать дорогостоящим оборудованием или программным обеспечением.

В США 21 июня 2001 года вступил в силу раздел 508 Поправок к закону о реабилитации инвалидов 1998 г., который закрепляет, что все электронные и информационные технологии, использующиеся федеральными учреждениями, должны быть доступны как для федеральных служащих, так и всех граждан с той или иной степенью инвалидности. Данный закон применим ко всем государственным Интернет-технологиям и к веб-сайтам, оборудованию.

Важным вопросом развития электронного правительства является технология управления государственной информацией и ее финансовое обеспечение, что подразумевает решение таких задач, как отбор, удержание на работе и оплата труда специалистов, занимающихся разработкой информационных технологий; введение в штат должности федерального главного информационного государственного служащего; сотрудничество между различными органами государственного управления.

Внедрение электронного правительства обеспечивает государственным служащим возможность получать дополнительные навыки, данная мера частично решает вопрос с квалифицированными кадрами, но из-за большого спроса в этой сфере специалистов все равно недостаточно. Также нехватка квалифицированных работников связана с заработной платой, которая в государственных органах ниже рыночной, и отсутствием дополнительных благ, что затрудняет поиск специалистов, которые предпочитают выполнять проекты на стороне или же откладывать исполнение государственных проектов. Именно эти обстоятельства влекут за собой ряд существенных рисков, связанных с полномасштабным внедрением и развитием электронного правительства в современной России.


Еще одной проблема - финансовое обеспечение проектов программ на уровне правительства, а также контроль за целесообразным и адресным использованием бюджетных средств.

Целесообразно рассмотреть еще один современный инновационный инструмент, с помощью которого возможно организовать эффективный диалог между властью и гражданами, систему GR.

Явление GR (Government Relations - связь с правительством) -подразумевает действия по выстраиванию взаимоотношений между гражданами и органами государственной власти, и включает в себя сбор и обработку информационных ресурсов о деятельности органов государственных структур.

Система GR включает в себя две основные подсистемы:

1. Государственная политика, направленная на сбор и обработку информации об общественных мнениях и интересах, и учет полученных данных при разработке и принятии управленческих решений;

2. Гражданское (общественное) влияние на процесс принятия управленческих решений по социально значимым вопросам.

Деятельность государственной власти основывается на осуществлении коммуникативных процессов, взаимодействии субъектов и объектов управления. В данном контексте GR помогает значительно расширить информационный государственный ресурс, который необходимо использовать при разработке и принятии управленческих решений, повысить уровень доверия населения к власти и нейтрализовать оппозиционные настроения общественных групп и организаций. С помощью средств GR возможно создание положительного имиджа органов государственной власти любого уровня.

Система GR при использовании в области государственного управления выступает как

• инструмент информирования;

• форма гражданской мобилизации, цель которой решение социально значимых проблем;

• субъект воспитания общественности.

Для внедрения системы GR в государственное управление необходимо создать GR-службы, деятельность которых должна быть основана на следующих принципах:

1. Правдивость. Данный принцип основан на предоставлении гражданам правдивой, честной, полноценной информации о деятельности органов государственной власти;

2. Обеспечение компромисса. Данный принцип GR системы является основным. От него зависит эффективность и результативность диалога власти и граждан и уровень доверия общественности органам государственной власти.

3. Принцип полной информированности. Его суть заключается в предоставлении полного объема государственных информационных ресурсов гражданам в соответствии с законодательством.


4. Коллективная ответственность. Этот принцип основан на партнерстве и сотрудничестве участников диалога, а также на достижении консенсуса по главным социальным проблемам государственных структур и населения.

Базовые функции GR-систем в органах власти:

• Создание информационной государственной базы;

• Обеспечение стабильности развития государства посредством открытой и прозрачной власти;

• Организация соблюдения законодательства в области доступности к официальным информационным ресурсам;

• Формирование объективного общественного мнения

• Организация мониторинга уровня открытости власти;

• Информационное обеспечение государственной модернизации.

Подводя итог, выделим обязательные элементы механизма открытости

органов власти:

1) Наличие в органах государственного управления структур, отвечающих за открытость органов власти;

2) Определение стандартов качества в работе государственных структур, отвечающих за открытость органов власти;

3) Разработка инструментария внешней и внутренней оценки открытости органов государственной власти.

Рассмотрим факторы, которые препятствуют функционированию методов открытости органов государственной власти:

- несформировавшийся механизм взаимодействия между государственными органами, гражданами, общественными организациями и бизнесом;

- растущие потребности граждан к открытости деятельности

государственного аппарата;

- отсутствие элементов конкуренции в деятельности государственных служащих и инструментария для сравнительного анализа результатов;

- большой временной промежуток между разработкой и принятием управленческого решения и результатом (итогом) деятельности, что исключает объективность оценки работы органов власти

Отметим, что основной задачей внедрения и развития информационных технологий в деятельности государственного аппарата является повышение эффективности и результативности работы органов государственного управления на базе создания единой информационно-технологической инфраструктуры, которая должна состоять из государственных информационных объединенных единой сетью систем, средств, обеспечивающих функционирование информационных технологий. Все эти новшества направлены на усовершенствование взаимодействия граждан и власти в процессе получения и предоставления государственных услуг.


Особенности электронного правительства заключаются в следующем: органы власти различных уровней должны активно использовать современные ИКТ для качественного предоставления услуг и сведений обществу. С использованием электронного правительства увеличивается количество граждан, которые могут беспрепятственно получать необходимую им информацию. Главным звеном в данном процессе все же остаются государственные служащие, но электронное правительство, будучи элементом гражданского общества, образует диалог общества и власти, когда население может активно участвовать, даже в онлайн-режиме, в процессе принятия управленческих решений.

1.3. Транспарентность органов государственной власти как основа гражданского доверия

Современное общество заинтересовано в развитии прозрачности, доступности и открытости государственного управления. Обширный доступ к государственной информации расширяет возможности граждан оценивать и контролировать действия государственных структур. Значительный объем информации, которая представляет интерес для общества, граждан и организаций, производится и хранится в органах власти. Не случайно идея транспарентности власти в настоящее время начала реализовываться во многих странах мира. С помощью повышения уровня транспарентности органов государственной власти можно достичь несколько важных целей.

Во-первых, сделать государство более демократичным, информационно открытым и прозрачным для населения.

Во-вторых, повысить эффективность деятельности органов государственного управления. Мировой опыт свидетельствует о том, что непрозрачная, закрытая, а также безответственная и, следовательно, безнаказанная власть неэффективна.

В-третьих, создать условия для осуществления гражданского контроля за деятельностью органов власти. Благодаря общественному контролю появилась возможность повысить ответственность государственных служащих за свои действия (или бездействие), организовать масштабную борьбу с коррупцией, нелегитимным использованием государственного бюджета, злоупотреблением должностным положением. Возможность доступа к официальной информации важна не только для населения, интерес к открытости и доступности сведений о деятельности власти проявляют и бизнес-структуры, которым крайне важно своевременно и в полном объеме получать информацию по многим вопросам: от проведения конкурсов по государственным заказам до информации о порядке и условиях получения лицензии, налоговых льгот и другое.


В современной России реализация права на беспрепятственное получение официальной информации рассматривается как один из способов борьбы с коррупцией, которые предусматривает Национальный план противодействия коррупции на 2014—2015 гг. (Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 "О национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы"). Правовыми гарантиями доступности государственной информации являются законодательно закрепленные антикоррупционные меры контроля за деятельностью органов государственной власти со стороны институтов гражданского общества. Главным направлением антикоррупционных мер любой страны является увеличение уровня открытости и прозрачности в деятельности всех ветвей власти. Важно отметить, что двигателем общественного развития является движение информационных потоков: любая система контролируется другой системой, которая заинтересована в качественной передаче информации и ее использовании.

Информационные потоки в современном обществе способствуют формированию новой среды существования, укреплению моральных ценностей, новой модели жизнедеятельности и новых принципов и направлений управления. Закрытые нелегитимные системы в настоящее время не могут быть конкурентоспособными, а значит, и нежизнеспособны в современных условиях.

В государствах, где люди будут имеют доступ к информации о деятельности власти, которая понятна и актуальна, не будет коррупции, власть будет работать легитимно, государственный аппарат эффективно исполнять свои обязанности во благо обществу. С другой стороны, закрытость, утаивание сведений, незаконная монополия на информационные ресурсы - основной инструмент бюрократии, с помощью которого она манипулирует общественным сознанием, оставаясь бесконтрольной.

Следствием таких процессов является безответственность, некомпетентность, коррумпированность большинства сотрудников государственного аппарата.

Такие страны, как Финляндия, Дания, Исландия, Новая Зеландия, где, по сведениям «Трансперенси Интернешнл», уровень коррумпированности чиновников очень низкий, занимают лидирующие места по уровню свободы прессы в рейтингах всемирной организации журналистов «Репортеры без границ». В то же время страны с высоким уровнем властной коррупции практически полностью недоступны для СМИ.

Важно также отметить, что в условиях демократии высокий уровень транспарентности расширяет границы взаимодействия с обществом через доступность населения к процессу принятия и реализации управленческих решений, а также развитию общественного контроля за деятельностью органов государственного управления власти. Формирование открытой власти способствует решению таких вопросов, как ответственность и эффективность деятельности власти.