ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности
1.1 Понятие «волонтерство» и «благотворительная деятельность» в психолого-педагогической литературе
1.2 Специфика и содержание благотворительной деятельности учащихся старших классов
1.3 Условия приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности
2.1 Диагностика уровня готовности учащихся старших классов к благотворительной деятельности
2.2 Реализация условий приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности
Этот вид деятельности не только обладает обширным воспитательным потенциалом, развивая в учащихся такие социально важные качества, как инициативность, ответственность, дисциплинированность, активность, неравнодушие, отзывчивость и эмпатия, но и служит социализации личности. Волонтерство помогает развивать социальные компетенции личности, активизирует личностный рост, межличностное общение и взаимодействие, самоопределение его участников. Кроме того, нельзя забывать, что именно волонтерство способствует интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь самого общества.
Благотворительная деятельность создает условия для реализации потребности и готовности старшеклассников добровольно участвовать в решении социальных проблем общества, быть активными субъектами процессов социального развития; способствует повышению социальной активности и инициативы молодежи, расширению возможностей полноценного участия граждан в общественной жизни страны, формированию новых перспективных форм занятости; укреплению демократических и духовно-нравственных ценностей в обществе [33].
Участие старших школьников в благотворительной деятельности способствует изменению мировоззрения самих учащихся и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам [2].
Учащиеся старшего школьного возраста могут принять участие в проектной работе по выявлению различных объектов, где необходима помощь, разработка стратегии и плана действий. Эта форма работы дает возможность устанавливать тесную связь отрядов с различными организациями и оказывать адресную помощь ветеранам, лицам пожилого возраста, детям-сиротам, инвалидам [6].
Работа волонтером позволяет старшеклассникам на какое-то время получить права и функции, которые традиционно принадлежат взрослым. Так, волонтеры самостоятельно планируют свою деятельность, реализуют ее, проводят самооценку и несут ответственность за результаты своей работы. Такой стиль работы формирует у учащихся ответственность за происходящее вокруг, помогает им выработать гражданскую позицию в отношении общественно значимых проблем [44].
Таким образом, участие старшеклассников в благотворительной деятельности, на наш взгляд, наполняет их жизнь новым смыслом, формируя социально-полезные жизненные установки, идеалы и принципы, помогает самореализоваться и внести свой вклад в изменения общества к лучшему.
В содержание благотворительной деятельности учащихся старших классов входит формирование у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.; вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения; поддержка инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.
Условия приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности будут рассмотрены в следующем параграфе.
1.3 Условия приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности
Процесс приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности предполагает наличие определенных условий, способствующих его эффективности.
В философском словаре условия рассматриваются как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям без которых этот предмет выступает как нечто обусловленное, а условия как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира условия представляют ту среду, обстановку в которой последние выступают, существуют и развиваются» [37].
Применительно к нашему исследованию, условия мы будем рассматривать как совокупность объективных возможностей, содержания, форм и методов, педагогических приемов, а также воздействия социальной среды, направленных на решение задач приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности.
Так, по мнению Н. В. Ходыревой, М. А. Щербаковой и др. одним из условий приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности является наличие потребности к общественно – полезному труду.
Участвуя в коллективном труде, старшеклассники на практике применяют приобретенные навыки, проявляют свои творческие силы. Одним из видов такого труда может быть уход за растениями в школе или на пришкольном участке. Со школьниками проводится предварительная беседа. Им дается задание, например, ухаживать за комнатными растениями в течение года.
Труд как звено воспитательной системы имеет непосредственное отношение к такой важной стороне развития личности, как ее социализация. Деятельность учащихся выступает средством, свидетельствующем о признании общественной значимости труда, в которой отводится важное место воспитанию нравственных черт к труду. В этих целях особое значение приобретают социальные аспекты труда учащихся, его совместный, групповой, коллективный характер; связь между трудом воспитанников и вкладом всего общества; организация труда и управление им.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы — не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Отличительным признаком добровольчества выступает также социальная значимость работы, которую выполняют волонтеры. Добровольческая деятельность характеризуется значительным многообразием, однако, во все времена и во всех странах цель ее была одна —
помочь наиболее нуждающимся группам населения, условия жизни, которых делают их в силу различных причин экономически и социально зависимыми от общества [20].
Также одним из условий приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности является, по мнению Ю.В. Паршиной, создание ситуаций стимулирования и мотивация деятельности старшеклассников.
Паршина Ю.В. среди мотивов благотворительной деятельности выделяет общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания [22].
Общественное признание, чувство социальной значимости.Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации – потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.
Самовыражение и самоопределение.Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности – основа мотивации самовыражения и самоопределения.
Профессиональное ориентирование.Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.
Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения. Добровольческая деятельность должна предоставлять людям возможность совместного взаимодействия.
Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.
Выполнение общественного и религиозного долга.Социальная добровольческая деятельность является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.
Для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой (благотворительной) деятельности, они предпочитают получить его в короткий период и рассчитывают на достойную оценку.
Особую важность для добровольцев приобретает имидж соответствующей добровольческой деятельности. Он должен ясно свидетельствовать о его целях, задачах, отражать характер деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку. Представление о таком имидже формируется как путем поддержки мероприятий конкретных волонтерских организаций, так и путем проведения таких мероприятий [20].
Заключительным этапом работы с волонтером является его поощрение за проделанную работу [33].
Программа по приобщению учащихся старших классов к благотворительной деятельности создается с целью воспитания поколения тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу программы. Пренебрежение каким- либо принципом недопустимо и губительно для программы.
Принципиальные основы деятельности взрослого:
-
обеспечение безопасности ребенка; -
достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов; -
организация совместной деятельности «Взрослый – ребенок»; -
продуманная, логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность; -
максимальное использование имеющихся материально- технических и природных ресурсов.