Файл: Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словеснологического мышления младших школьников 23.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реализация компьютерной программы.

Проведение занятия.

Для реализации учебной программы применялась компьютерная среда «Развивайка» (автор – В.И. Варченко, ООО "Кибер Сфера"). Ранее она уже использовалась при проведении аналогичных исследований (рисунок 2.4) [64].

Также можно использовать:

  • Ребусы: http://detsky-mir.com/blog/rebus

  • http://www.babylessons.ru/detskie-rebusy-v-kartinkax/

  • Весёлые вопросы: http://suhin.narod.ru/vic9.htm

  • Лабиринты: http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/topic/4/



Рисунок 4 - Игровая среда «Развивайка»
Средняя часть панели игровой среды служит для выполнения текущего упражнения. В упражнении на Рисунок 4 приведен фрагмент игры «Пазл». Количество правильно и неправильно выполненных действия отображается в левом и правом углах игровой среды.

Игры запускаются автоматически, по мере успешного прохождения программы занятия. При желании можно запускать любую игру, кроме "Раскраски" ("Мозаики"), по выбору, с помощью пронумерованных иконок игр в нижней части.

Нижняя часть панели предназначена для индикации хода выполнения программы занятия. Например, на представленном выше рисунке видно, что были выполнены два упражнения, за которые были получены призы "Звездочка" и "Флажок". Пиктограмма третьей игры выделена более насыщенным цветом, остальные пиктограммы блеклые, следовательно, выполняется третья игра.

За выполнение заданий начисляются призы, которые соответствуют набранным очкам для проведения игровой статистики (Таблица 5).
Таблица 5 - Используемые призы для стимулирования занятия

Критерии получения приза/

Характеристики приза

Неправильные действия отсутствуют

Правильных действий больше, чем неправильных

Правильных действий меньше, чем неправильных

Вид приза







Название приза

"Звездочка"

"Флажок"

"Пирамидка"

"Вес" приза

3 очка

2 очка

1 очко



В верхней части экрана компьютерной среды «Развивайка» расположены следующие сервисные кнопки.

«Справка» - вызов панели с описанием выбранной игры (помощь для воспитателя, проводящего занятие);



Рисунок 5- Панель вызова справки
«Игра» - запуск выбранной игры (на рисунок 5);

«Итоги» - вызов панели с результатами проведения игр за занятие и за весь курс (рисунок 6).



Рисунок 6 - Панель вызова итогов занятия
Для того, чтобы улучшить свои достижения (получить более престижные призы), любую игру можно переиграть. Для этого необходимо выбрать соответствующую иконку на закладке ИГРА.

С помощью кнопки "Сохранить" (Рисунок 6) осуществляется сохранение статистических результатов занятия и открывается доступ к призовой игре (в данном случае - "Раскраске"). При следующем запуске игровой среды автоматически установится номер очередного занятия.

Изменение программы занятия.

Для того чтобы изменить программу занятия, нужно перейти на закладку ИТОГИ. Далее при помощи клавиатуры можно изменять номер занятия:

Клавиша «1» - увеличить номер занятия;

Клавиша «2» - уменьшить номер занятия;

Клавиша «3» - установить программу занятия в начало (начать все занятия снова).

Если после произведенных изменений программа занятий не сохранена с помощью клавиши «Сохранить», то при следующем запуске установятся текущие упражнения (которые были), а не те, которые были выбраны.

Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному интеллектуальному развитию, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может способствовать специальная организация регулярных занятий по элективному курсу «Подумаем и поиграем вместе».

Считаю, что работа над темой «Развитие словесно-логического мышления на занятиях элективного курса «Подумаем и поиграем вместе» имеет место в течение всего учебного года и должна быть продолжена на последнем этапе обучения в начальной школе.

2.4 Контрольный этап исследования уровня словесно-логического мышления у младших школьников
Для выявления воздействия дополнительной общеразвивающей программы «Логозаврик» с использованием развивающих компьютерных игр на развитие словесно-логического мышления детей шести-семилетнего возраста, был проведен контрольный этап исследовательской работы.

Цель: определить влияние дополнительной общеразвивающей программы «Логозаврик» с использованием развивающих компьютерных игр на развитие словесно-логического мышления (продуктивность внимания, переключение и распределение внимания, объем внимания, объем кратковременной зрительной памяти, процессы словесно-логического мышления) детей, участвующих в эксперименте.

Контрольный этап проводился аналогично констатирующему этапу эксперимента, так как для сравнения необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику словесно-логического мышления развития детей. Полученные результаты диагностики представлены в Приложении А.

Общие результаты сравнительной диагностики детей по итогам эксперимента экспериментальной группы представлены в Таблице 6.
Таблица 6 - Результаты сравнительной диагностики детей экспериментальной группы

Уровень

Показатель

продуктив-ности внимания, %

Показатель

переключения распределения внимания, %

Объем внимания, %

Объем кратковременной зрительной памяти, %

Процессы словесно-логического мышления, %




окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

Очень высокий

00


0


0


0


0


10


0


0


40


50

Высокий

00


50


0


10


30


40


90


100



50


50

Средний

220


50


0


60


20


20


0


0



10


0

Низкий

660


0


40


30


50


30


10



0



о



0

Очень низкий

220


0


60


0


0

00


0


0


0


0



Из результатов данной таблицы видно, что в экспериментальной группе произошла динамика развития познавательных процессов по всем критериям. Заметно увеличился показатель продуктивности внимания, переключения и распределения внимания. Остался на высоком уровне показатель словесно-логического мышления и кратковременной зрительной памяти. Показатели объема внимания сильно не изменились и составляют в среднем прирост 10%.

Общие результаты сравнительной диагностики детей по итогам эксперимента контрольной группы представлены в Таблице 7.
Таблица 7 - Результаты итоговой диагностики детей контрольной группы

Уровень

Показатель продуктив-ности внимания, %

Показатель переключения и распределе-ния внимания, %

Объем внимания, %

Объем кратковре-менной зрительной памяти, %

Процессы словесно- логического мышления, %




Оокт.

ммай


окт.


май

оокт


май


окт.


май


окт.


май

Очень высокий

00


0


0


0


0


0


0


0


0


0

Высокий

0

0

0


0

00


0


40


40


50


50

Средний


20

60

10

60

50

60

40

40

50

50

Низкий

70

40

70

30

50

40

20

20

0


0

Очень низкий

10




20

10

0

0

0

0

0



0



Теперь сравним все полученные результаты и проведем их анализ.



Рисунок 7 - Динамика изменения продуктивности внимания в экспериментальной (слева) и контрольной (справа) группах

Анализ экспериментальных данных по измерению уровня продуктивности внимания, представленных на диаграмме, показывает, что на время начала проведения исследования в экспериментальной группе количество детей со средним уровнем составляло 20%, с низким – 60%, с очень низким – 20%. В контрольной группе аналогичные показатели были примерно такими же: со средним уровнем составляло 20%, с низким – 70%, с очень низким – 10%. На время завершения эксперимента показатели в обеих группах существенно возросли. В экспериментальной группе доля детей с высоким уровнем продуктивности внимания составило 50%, со средним – 50%. В контрольной группе аналогичные показатели получились такими: со средним уровнем – 60%, с низким – 40%. Сравнение полученных результатов на начало и конец проведения исследования показывает, что экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем возросло с 0% до 50%, со средним – возросло с 20% до 50%, количество детей с низким уровнем упало до 0%. В контрольной группе количество детей с высоким уровнем не наблюдалось, со средним – возросло с 20% до 60%, количество детей с низким уровнем упало с 70% до 40%.

Таким образом, сравнивая показатели примерно равных на начало эксперимента по уровню продуктивности внимания детей экспериментальной и контрольной групп, можно сделать вывод, что уровень продуктивности внимания детей в экспериментальной группе повысился значительно существенней, чем аналогичный показатель в контрольной группе. Хотя в обеих группах и не стало детей с очень низким уровнем, но зато в экспериментальной группе доля детей с высоким уровнем составила 50%, в контрольной же группе таких детей выявлено не было.



Рисунок 8 - Динамика изменения показателя переключения и распределения внимания в экспериментальной (слева) и контрольной (справа) группах