Файл: Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словеснологического мышления младших школьников 23.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ экспериментальных данных по измерению динамика показателя переключения и распределения внимания, представленных на диаграмме, показывает, что на время начала проведения исследования в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем составляло 40%, с очень низким – 60%. В контрольной группе аналогичные показатели были несколько выше: со средним уровнем составляло 10%, с низким – 70%, с очень низким – 20%. На время завершения эксперимента показатели в обеих группах существенно возросли. В экспериментальной группе доля детей с высоким уровнем переключения и распределения внимания составила 10%, со средним – 60%, с низким – 30%. В контрольной группе аналогичные показатели получились такими: со средним уровнем – 60%, с низким – 30%, с очень низким – 10%. Сравнение полученных результатов на начало и конец проведения исследования показывает, что экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем возросло с 0% до 10%, со средним – возросло с 0% до 60%, количество детей с низким уровнем немного уменьшилось до 30%, с очень низким – упало с 60% до 0%. В контрольной группе количество детей с высоким уровнем не наблюдалось, со средним – возросло с 10% до 60%, количество детей с низким уровнем уменьшилось с 70% до 30%, с очень низким – уменьшилось с 20% до 10%.
Таким образом, сравнивая показатели примерно равных на начало эксперимента по уровню переключения и распределения внимания детей экспериментальной и контрольной групп, можно сделать вывод, что уровень переключения и распределения внимания детей в экспериментальной группе повысился значительно существенней, чем аналогичный показатель в контрольной группе. Следовательно, подобранные развивающие игры и задания в рабочей тетради в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Логозаврик» для развития внимания являются эффективными.
Далее на рисунке 9 представлена диаграмма по динамике изменения объема внимания в экспериментальной и контрольной группах.
Рисунок 9 - Динамика изменения объема внимания в экспериментальной (слева) и контрольной(справа) группах
Анализ экспериментальных данных по измерению уровня объема внимания, представленных на диаграмме, показывает, что на время начала проведения исследования этот показатель в экспериментальной группе был существенно выше, чем в контрольной. 30% детей в экспериментальной группе имели высокий уровень, в то время как в контрольной группе таких детей не наблюдалось. На момент завершения эксперимента показатели немного повысились, однако в экспериментальной
группе прирост оказался немного больше, чем в контрольной: на 10% с очень высоким уровнем и на 10% с высоким уровнем, в то время как в контрольной группе наблюдался только прирост по показателю среднего уровня на 10%.
Таким образом, сравнивая показатели не равных на начало эксперимента по уровню объема внимания детей экспериментальной и контрольной групп, можно сделать вывод, что уровень объема внимания детей в экспериментальной группе повысился немного больше, чем аналогичный показатель в контрольной группе. Отсюда можно сделать предположение, что используемые компьютерные игры оказывает незначительное влияние на повышение уровня объема внимания школьников.
На рисунке 10 рассмотрим диаграмму по динамике показателя кратковременной зрительной памяти.
Рисунок 10 - Динамика показателя кратковременной зрительной памяти в экспериментальной (слева) и контрольной (справа) группах
Анализ экспериментальных данных по измерению уровня кратковременной зрительной памяти, представленных на диаграмме, показывает, что на время начала проведения исследования этот показатель в экспериментальной группе оказался выше, чем в контрольной группе. На время завершения эксперимента уровень кратковременной зрительной памяти в экспериментальной группе незначительно вырос, в контрольной же – остался прежним. Таким образом, сравнивая эти показатели на начало и конец эксперимента, можно сделать вывод, что используемые компьютерные игры оказывает незначительное влияние на повышение уровня объема внимания школьников. Однако, учитывая, что экспериментальная группа показала очень высокие результаты по развитию кратковременной зрительной памяти (90% на начало эксперимента и 100% на конец), можно сделать предположение, что используемые психодиагностические тесты оказались слишком легкими для них, следовательно, психодиагностический набор по этому показателю оказался подобран неудачно.
Анализ экспериментальных данных по измерению уровня словесно-логического мышления, представленных на диаграмме, показывает, что на время начала проведения исследования этот показатель в экспериментальной группе оказался всего на 10% ниже, как и в контрольной группе. На время завершения эксперимента уровень уровня словесно-логического мышления в экспериментальной группе незначительно вырос и сравнялся с показателем контрольной группы (рисунок 11).
Рисунок 11- Динамика показателя процессов словесно-логического мышления в экспериментальной (слева) и контрольной (справа) группах
Таким образом, сравнивая эти показатели на начало и конец эксперимента, можно сделать вывод, что используемые компьютерные игры оказывает незначительное влияние на повышение уровня словесно-логического мышления. Однако, учитывая, что обе группы показали очень высокие результаты по развитию словесно-логического мышления (50% очень высокий уровень и 50% высокий), можно сделать предположение, что используемые психодиагностические тесты оказались слишком легкими для них, следовательно, психодиагностический набор по этому показателю оказался подобран неудачно.
Таким образом, обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Разработанная в ходе проведенного исследования дополнительная общеразвивающая программа «Логозаврик» с использованием развивающих компьютерных игр оказывает положительное влияние на развитие словесно-логического мышления школьников. Особенно это видно по результатам, полученным по измерению динамики изменения продуктивности внимания и показателя переключения и распределения внимания.
2. В ходе проведения исследования были выявлены также положительные результаты при наблюдении динамика изменения объема внимания. Но они оказались не такими высокими, как результаты, полученные при измерении динамики изменения продуктивности внимания и показателя переключения и распределения внимания
3. Очень низкие результаты, полученные при измерении динамики показателей кратковременной зрительной памяти и процессов словесно-логического мышления, скорее всего, говорят не о том, что разработанная программа не влияет на эти параметры, а о том, что, учитывая высокие результаты участников эксперимента, соответствующий психодиагностический набор оказался подобран неудачно. Во всяком случае, это предположение требует дальнейшей проверки.
Выводы по второй главе
Для выявления эффективности влияния развивающих компьютерных игр на процесс развития уровня продуктивности внимания, переключения и распределения внимания, объем внимания, объем кратковременной зрительной памяти, процессы словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста была проведена исследовательская работа. Ее основная цель заключалось в использовании компьютерных игр для развития словесно-логического мышления детей путем эмпирического доказательства или опровержения гипотезы исследования.
Для реализации поставленной цели, была разработана комплексная программа с использованием развивающих компьютерных игр, направленная на развитие уровня продуктивности внимания, переключения и распределения внимания, объем внимания, объем кратковременной зрительной памяти, процессы словесно-логического мышления детей шестилетнего возраста, а также подобранно соответствующее методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Образцы конспектов занятий представлены в Приложении Б.
Результаты проведённого исследования, говорят о том, что обучающий этап в целом оказал положительное влияние. Анализ полученных данных, даёт основание утверждать, что в результате исследовательской работы у детей повысился уровень продуктивности внимания развития, переключения и распределения внимания, объема внимания. Положительная динамика показателей показывает на эффективность правильно подобранного комплекса игр и возможность применения их в учебно-воспитательном процессе на базе детского сада. Перспективной является разработка развивающей программы с использованием других игровых средств, нестандартного оборудования.
Таким образом, анализ результатов проведенного эксперимента позволяет нам сделать вывод о том, что систематическое использование компьютерных игр положительно влияет на развитие словесно-логического мышления школьников. Гипотеза исследования подтвердилась, что дает нам право утверждать, что цель исследовательской работы достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществленный теоретический анализ состояния разработанности проблемы способности младшего школьника к словесно-логическому мышлению средствами познавательной деятельности в теории и педагогической практике показал, что суть и содержание интеллектуального развития личности состоит в том, что появляется как бы независимая от внешней деятельности – деятельность личности - внутренняя, которая представляет собой целый комплекс умственных интеллектуальных действий и упражнений.
Использование компьютера как средства деятельности создает основу для развития высших форм мышления, что обусловлено знаково-символической сущностью этой деятельности. Правильно подобранные программы позволяют ребенку осуществлять продуктивную деятельность, конструировать, экспериментировать, используя набор объектов, что создает основу для активного анализа и сравнения их свойств, формирования обобщенных понятий и действий.
При работе с компьютерными программами в дошкольном учреждении правомерно ориентироваться на разработанный в отечественной психологии деятельностный подход, в рамках которого основополагающим при проектировании любого обучающего средства является анализ деятельности, определяющий способы использования этого средства, которые, в свою очередь, нацелены на получение определенного развивающего результата.
Содержание и функциональные возможности предложенной компьютерной развивающей программы «Логозаврик» позволяет ребенку через конструктивно-моделирующие действия осуществлять продуктивную (творческую) деятельность, что связано с самостоятельной поисковой деятельностью по анализу и сравнению свойств объектов, абстрагированием и обобщением; это создает основу для развития высших форм образного мышления и формирования обобщенных действий.
Содержание данной программы соотносится с содержанием программ дошкольного воспитания и развития, что определяет возможность ее использования как одного из средств деятельности и развития ребенка в комплексной среде дошкольного учреждения.
Содержание и функциональные возможности компьютерной развивающей программы «Логозаврик» позволяет совмещать опосредованную ею деятельность с другими ключевыми для развития дошкольников видами деятельности: собственная предметная и продуктивная деятельность (реализует взаимосвязь опыта знаково-опосредованной компьютерной деятельности с опытом практических действий); игровая деятельность (учитывает роль ведущей деятельности для развития); совместная деятельность с педагогом и взаимодействие с другими детьми (способствует формированию обобщения).
Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста предложенной компьютерной программы, спроектированной с учетом выделенных с психолого-педагогической позиции положений, способствует развитию компонентов системного мышления. Наиболее существенное влияние такая работа оказывает на развитие образного компонента, который определяет умение осуществлять мысленные преобразования объектов.
В результате, в ходе нашего исследования мы выяснили, что предложенная нами дополнительная общеразвивающая программа «Логозаврик» влияет не только на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста