Файл: Учебное пособие для среднего профессионального образования одобрено методическим советом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 369

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39 используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).
2. Выяснение и выбор вариантов развития. Производится качественная оценка альтернатив, сравнение их с точки зрения доходности, а также с позиции требуемых ресурсов и выбрать наиболее наилучший вариант.
3. Формулирование целей. Когда решение об определенном образе действий принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения.
4. Разработка программы действий и составление графика работ. Программа действий начинается с анализа тех или иных задач без чрезмерной детализации. Все подробности отрабатываются позднее, передаются линейным менеджерам. Далее устанавливается очередность выполнения указанных задач. Нужно выделить из них те, которые должны получить временной приоритет в финансировании.
Главное
— временная последовательность программы (выявление объема наличия времени; определение продолжительности каждого этапа).
5.Формирование бюджета (бюджетирование). Он включает стоимостную оценку про- граммы и распределение всех ресурсов, в первую очередь, финансовых. Бюджет может использоваться для контроля за выполнением плана и качества менеджмента предприятия.
Общие правила эффективного планирования
1. Планирование должно начинаться сверху. Все планы должны быть согласованы на уровне высшего руководства. Успех будет невозможным без привлечения управленческого персонала более низких уровней.
2. Ценность планирования в наличии систематического подхода к решению проблем, а также в выявлении и использовании долговременных возможностей.
3. Планирование и сбор информации тесно связаны между собой. Сравнение фактических результатов с планами прошлых лет служит основой для разработки планов на следующий год. Выполнение планов требует постоянного пересмотра и корректировки.
4. Очень важными и значимыми являются психологические факторы. Нужно стремиться к общению и взаимопониманию между управляющими различного уровня, между руко- водством и работниками предприятия.
4.2. СТ РАТЕГИЧЕСКО Е ПЛАНИ РОВАН И Е
Стратегическое планирование — процесс разработки стратегии и основных методов их осуществления.
Стратегическое планирование - процесс в результате, которого происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде планов, а также пересмотр систем мер по выполнению этих планов на основе контроля и оценки происходящих изменений в деятельности предприятия. Стратегическое планирование может быть долгосрочным, среднесрочным, оперативным и функциональным. Формируется политика приоритетов предприятия.
Стратегическое планирование представляет собой единство выработки целей и подготовки решений с определением конкретных путей их реализации.
Процесс стратегического планирования
Цель процесса стратегического планирования — добиться роста прибыли и бизнеса в целом (рис. 4.1.). Процесс стратегического планирования состоит из восьми взаимосвязанных этапов. Этот процесс является непрерывным.


40
Рис. 4.1. Этапы стратегического планирования на предприятии
Первый этап: МИССИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Миссияопределение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе.
Срок выполнения миссии должен быть пять лет. Делается это для того, чтобы поколение работников, присутствующих при принятии положения о миссии, могло увидеть результаты своего труда.
Следует различать широкое и узкое понимание миссии.
В широком понимании миссия рассматривается как философия и предназначение.
Философия предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность.
Предназначение определяет действия, которые предприятие намеревается осуществлять, и то, какого типа предприятием оно намеревается быть.
В узком понимании миссия — утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от конкурентов.
Примеры формулировки миссии:
1) Инвестиционная компания.
Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и
имеющую потенциал дальнейшего роста.
2) Мини-завод по переработке молока.
Наша цель: обеспечить решение проблем сбыта молока фермерам, частникам,
стимулировать создание и развитие фермерских и частных хозяйств; обеспечить население
качественной, разнообразной по ассортименту, доступной по цене продукцией.
3) Образовательное учреждение.
Наша цель: Мы видим свою миссию в подготовке активно действующих на рынке и
стремящихся к развитию профессионалов, вооруженных технологиями, основанными на
лучших достижениях в области теории и практики менеджмента, экономики и
юриспруденции.
Положение о миссии — выражение видения своего бизнеса, своей компании. Миссия помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для принятия всех
1.Миссия предприятия
2.Цели предприятия
3.Оценка и анализ внешней среды
4.Обследование сильных и слабых сторон
5.Анализ стратегических альтернатив
6.Выбор стратегии
7.Реализация стратегии
8.Оценка стратегии


41 важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию и поддержке компании во внешней среде в достижении ее целей.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Значение миссии для деятельности предприятия:

является основой для всех плановых решений фирмы, для определения целей и задач;

помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников организации.
Содержание миссии включает следующие элементы:

описание продуктов и/или услуг, предлагаемых фирмой;

описание потребителей, клиентов с которыми в настоящее время работает фирма;

цели фирмы - выживание, рост, доходность;

технология - характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;

философия - выражение базовых взглядов и ценностей фирмы;

внутренняя концепция, в рамках которой фирма описывает собственное мнение о себе, источники силы, фактор выживания;

внешний образ фирмы, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность фирмы перед партнерами, потребителями и обществом в целом.
Второй этап: ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Цельэто конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным, и на достижение которых направлена ее деятельность.
Существует несколько типов целей.
Долгосрочные - цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла.
Краткосрочные цели - характерна большая конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять.
Среднесрочные цели - ситуации, когда возникает необходимость установления между долгосрочными и краткосрочными целями.
Неэкономические цели — это улучшение условий труда, формирование имиджа предприятия.
Экономические цели - выражаются в показателях хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные (увеличение доходов) и качественные (достижение технологического превосходства).
Материальные цели - будущая продуктово-рыночная программа предприятия, которую чаще называют просто «продуктовой программой».
Стоимостные (денежные) цели –
- финансовые результаты (например, ценность капитала, расчетная и балансовая прибыль)
- отдельные компоненты (например, поступления и выплаты, выручка от реализации продукции, издержки, доходы и затраты).

- уровень ликвидности и компоненты ликвидности (наличие оборотных средств, поступления и выплаты денежных средств).
- абсолютными и относительными показателями (например, годовая прибыль и рентабельность).
Социальные цели - это гуманитарные цели, желаемые в будущем взаимоотношения между людьми, как на самом предприятии, так и с общественностью вне предприятия.
Социальные цели могут быть как денежными, так и неденежными. Например, уровень
доходов персонала, интересная работа, культура предприятия, идентификация работников
с предприятием и его целями, имидж предприятия, защита окружающей среды и т. п.

42
К высшим целям предприятия относятся жизненно важные, кардинальные ограничения
(условия), определяемые законодательством и общественным мнением, например:

защита и улучшение окружающей среды;

применение прогрессивных (инновационных), но не вредных для окружающей среды технологий;

сохранение социально-рыночной экономической системы для конкурентной экономики;

обеспечение свободного демократического общественного строя.
Связи между целями.
Вертикальные связи между целями представляются в виде объективных соподчинений целей разного уровня. Цель более низкого уровня является средством достижения цели более высокого уровня.
Горизонтальное разделение целей на главные и дополнительные основано на субъективных оценках лиц, принимающих решения. Как по горизонтали, так и по вертикали могут возникать дополнительные связи между целями, обусловленные областью принятия соответствующих решений.
Разукрупнение целей должно проводиться по всем уровням в соответствии с действующей организационной структурой предприятия. Совокупность целей предприятия и их связей образует структуру целей предприятия, которая может быть представлена в виде дерева целей.
Третий этап: ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Виды анализа внешней среды. Сущность анализа внешней среды состоит в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов
(объектов и событий), относящихся к предприятию.
Главная цель анализа — получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель — выявление сильных и слабых сторон самого предприятия, а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой.
Менеджер, занимаясь анализом состояния внешней среды, должен анализировать рынки, уровни конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий-конкурентов строится по той же схеме, что и анализ работы собственного предприятия.
Виды анализа и их комбинации:

анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации —
анализ фактов, или фактический анализ;

анализ, проводимый на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее —
анализ событий и отклонений. Анализ отклонений является частью процессов контроля;

анализ, проводимый на базе будущей информации — анализ планируемых показателей.
Служит для оценки составленных планов и выбора плановых альтернатив.
Методы анализа:
Функционально-стоимостной анализ. Объектом функционально-стоимостного анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы. Этот анализ позволяет оптимизировать, с точки зрения соотношения «затраты — результаты», выполнение процессов, требуемых для разработки и производства того или иного продукта.
Бенчмаркинг(benchmarking). Бенчмаркинг — аналитический процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и производству продуктов мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом данного анализа являются продукты и их компоненты, а также функции и процессы на предприятии, связанные с разработкой, производством и сбытом продукции.
Анализ цепочки создания стоимости. Совокупность функций, выполняемых предприятием, может быть представлена как цепочка процессов создания стоимости, которая в начале и в конце интегрируется с деятельностью партнеров по рынку. Инструмент анализа,