Файл: Предмет изучения психологии, основные задачи и разделы психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.

По непосредственности взаимосвязей:

1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;

2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

По уровню развития или сформированности межличностных отношений:

1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);

2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).
По значимости:

1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:

«положительными» – группы, с которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.

«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.

2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.

Другие виды групп:

1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа, институт и т. д.)) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе поезда, люди в кинозале и т. д.));

2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии);

3) организованные и стихийные и др.

ВОПРОС 37.

Малая группа – совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к этой группе, считаются ее членами с точки зрения других людей


Малые группы обычно неформальные и первичные.

Динамика развития (Уманский):

  • Группа –конгломерат: ранее незнакомые люди, собранные в одном месте и время

  • Группа-ассоциация: формируется структура, активно идёт общение

  • Кооперация: структурно-организованное объединение, тесно общающееся, имеет общую деятельность, со своими целями и задачами

  • Автономия – высокая степень идентификации и единства участников группы с её целями и групповыми нормами, активная деятельность и общение

  • Коллектив – общесоциальные нормы и правила ставят выше групповых.


38. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА (СОЦИОМЕТРИЯ МОРЕНО).
Определение в вопросе 37.

Социометрия Морено.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

- измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

- выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

- обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.


Социометрическая процедура.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. Нужно создать серию из 2-3 вопросов на отвержение или принятие индивида, которая позволяет выявить его место в структуре внутригрупповых взаимоотношений (учёба, отдых, решение проблем). Инструкция одинакова: напиши 3-х человек, при этом, если написали больше или меньше, ответы учитываются. Группа должна существовать не менее полгода.

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

Обработка результатов.
Социоматрица. Социограмма.


39 Психология больших групп: определение, виды, психология психологического воздействия в больших социальных группах.

Социальная группа - совокупность индивидов, выделяемых как одно целое на основании каких-либо признаков.

Большая социальная группа — это объединение людей с опосредованной формой общения и сложной структурой внутригруппового взаимодействия.

Можно выделить следующие характерные особенности больших групп.

1.Это установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или нескольких стран.

2.Наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других — организованных и неорганизованных, формальных и неформальных — групп.

3.В большой группе, в отличие от малой, невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов.

4.Не всегда у членов больших групп наблюдается и чувство единства (например, у представителей одного и того же социального класса).

Виды:

  1. Регулярные

  • Партии, профсоюзы

  1. Нерегулярные

  • Публика – большая социальная группа, имеющая некоторые правила поведения, функционирующие на уровне социального договора.

  • Масса – большая нерегулируемая общность, не имеющая внутренней структуры, но у которой есть сходство интересов.

  • Толпа – нерегулируемая большая социальная группа, объединённая только центром внимания, эмоцией, которая распространяется посредством заражения (бессознательное восприятие и воспроизводство эмоций)


Виды толп:

  • Активная (стяжательская, паническая, агрессивная)

  • Пассивная (случайная, эмоциональная, окказиональная)

Психологическое воздействие - воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей, а не воздействие непосредственно на тело человека или объективную окружающую его ситуацию.

Основные рычаги:

1) Информационная недостаточность

2) Фактор авторитетности в воздействии

3) Фактор массовости воздействия

4) Ф. частотности воздействия

5) Ф. минимального количества

6) Ф. самоубеждение

7) Степень единства воздействия

8) Личностные факты

a. Возраст

b. Гендер

c. Уровень образования

d. Акцентуация характера

e. Локус-контроль/ самооценка

9) Подчиняемость (податливость вследствие императивного воздействия)

10) Ингибиция – угнетающее воздействие группы на индивида

11) Фасилитация - активизирущее воздействие группы на индивида, происходящее при условии, если индивид уверен в позитивном отношении к другим и уверен в себе;

12) Внутригрупповой позитивизм – априорное позитивное отношение к представителям своей социальной группы.

Межгрупповая дискриминация
Локус-контроль – позиция, относительно которой человек объясняет всё, что происходит с ним и с его жизнью. Для экстернального л.-к. характерно объяснение обстоятельствами окр. мира, поступками других людей. Интернальный л.-к. – объяснение собств. поступками и достижений и неудач.
40 феномен толпы психология стихийных

Толпа - это нерегулируемом большая социальная группа объеденная только центром внимания и эмоций, которая распространяется посредством заражения ( бессознательное восприятие и воспроизводство эмоций)

Виды толп:

Активные: стяжательскии ( кровавое воскресенье), паническая толпа ( страх), аргресивная

Пассивные: случайные толпы, эмоциональная толпа, окказиональная толпа,

Серьезные попытки научного изучения толпы были предприняты в конце XIX в. (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигел). Взгляды Г. Лебона на проблемы поведения масс отражают его представления о человеке и его месте в обществе. Человек — пассивная часть толпы, которая руководствуется инстинктом и выступает как носитель «духа расы». Поэтому толпа, несмотря на свою иррациональность, обычно точно понимает и выражает интересы общества.

Основным психологическим механизмом, объясняющим поведение индивида в толпе, 3. Фрейд считал идентификацию с лидером. Лидер для участников толпы выступает в роли «отца», и, идентифицируясь с ним, они отказываются от собственного «Я», или Супер- эго, и передают соответствующие функции лидеру. Члены толпы оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое указание вожака.


В психологии под толпой понимают, как правило, неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

Специфика феномена толпы крайне затрудняет его изучение. Внезапность, с какой обычно возникает толпа, непредсказуемость ее поведения, массовость, неопределенность количественных и качественных характеристик, высокая эмоциональная напряженность — все это не позволяет проводить заранее спланированные исследования. Воспроизвести эти явления искусственно в лабораторных условиях также оказывается невозможным. Поэтому исследователям приходится чаще всего собирать необходимые данные путем опросов участников толпы и очевидцев, а также из газет, кинохроники, исторических документов.

По степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы, различают толпы активные и пассивные. К первому типу следует отнести агрессивную толпу, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жестокости, разрушительным действиям. Активной можно считать также спасающуюся толпу, которая легко превращается в паническую. Такая толпа возникает в условиях стихийных бедствий или крупных катастроф, т.е. когда появляется опасность для большого количества людей. Но бывает и так, что толпа, охваченная паникой, неожиданно возникает в объективно спокойных условиях.

К активному типу относится стяжательская толпа, т.е. скопление людей, объединенных стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в результате, например, стихийного бедствия. Склонность к «рационализации», оправдыванию перед самим собой таких действий («все равно имущество пропало бы») создает своего рода психологическую защиту, которая как бы примиряет совесть с чувством ответственности за содеянные преступления.

В западной литературе выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест. Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы, зависит от степени его организованности.

Особый тип представляет толпа пассивная, отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента и стимулов к какому- либо действию. Поэтому толпы этого типа так же быстро рассеиваются