Файл: Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 Исследование деятельности военного комиссариата как органа министерства обороны, осуществляющего социальную защиту и получение статуса ветерана боевых действий военнослужащим по законодательству Российской Федерации
2.1 Социально-экономическая характеристика военного комиссариата города Асбест
Учитывая современную военно-политическую обстановку в мире и нарастание угроз военной безопасности России, одним из приоритетов для военного комиссариата города Асбест остается поддержание мобилизационной готовности на уровне, обеспечивающем гарантированное выполнение поставленных перед ним задач.
Ежегодно выполняются спланированные мероприятия, направленные на обеспечение мобилизационной готовности военных комиссариатов муниципальных образований, территориальной обороны Свердловской области и укрепление обороноспособности нашего государства на Центральном стратегическом направлении. Причем все эти мероприятия, без исключения, проводятся при тесном взаимодействии с Правительством Свердловской области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, что способствует единому пониманию в решении важных военных и государственных задач. Тонкая и настойчивая, непрерывная и слаженная совместная работа военного комиссариата с Правительством Свердловской области позволяет с высокой эффективностью организовывать и исполнять все спланированные мероприятия разного уровня.
В связи с проведением специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в работе военного комиссариата произошел ряд изменений. Так, мероприятия общей служебной деятельности проводятся в условиях режима усиления противодействия терроризму. На всех объектах военного комиссариата организована круглосуточная охрана. Налажено взаимное информирование по изменению сложившейся обстановки на территории региона с органами ФСБ, МВД, Росгвардии и МЧС России по Свердловской области.
Военный комиссариат входит в систему государственных исполнительных органов власти территориального назначения. Ведомство осуществляет сбор и хранение информации обо всех гражданах призывного возраста, подлежащих срочной службе в армии и обязательной гражданской мобилизации. Такая система военного контроля характерна для стран, некогда являющихся частью СССР. Деятельность данной структуры регламентируется Положением о военных комиссариатах № 1609, принятым Президентом Российской Федерации в 2012 году [20].
Военный комиссариат создается в субъекте РФ в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан. Военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны РФ и входят в состав военных округов (Северного флота).
Создание, реорганизация и ликвидация военных комиссариатов осуществляются в установленном порядке Минобороны РФ. Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств. Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Минобороны РФ через командующих войсками военных округов (командующего Северным флотом). Управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссаром.
Служебная деятельность военных комиссариатов подразделяется на специальную служебную деятельность и общую служебную деятельность. Специальная служебная деятельность военных комиссариатов направлена на выполнение основных задач, определенных положением о военных комиссариатах [20]. Общая служебная деятельность военных комиссариатов направлена на обеспечение их функционирования в качестве территориальных органов Минобороны РФ, выполнение задач, не относящихся к задачам специальной служебной деятельности.
В процессе своей деятельности военные комиссариаты взаимодействуют в установленном порядке с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Наименование, местонахождение, организационно-штатная структура, а также критерии и нормы содержания военных комиссариатов определяются Минобороны РФ.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации личного состава военных комиссариатов осуществляются в военных образовательных организациях высшего образования, военных профессиональных образовательных организациях Минобороны РФ. Специальная подготовка личного состава военных комиссариатов осуществляется непосредственно в военных комиссариатах в порядке, установленном Минобороны РФ. Ознакомится с первостепенными задачами военного комиссариата можно на рисунке 6.
Рисунок 6 – Первостепенные задачи военного комиссариата
Военкоматы многофункциональны. В обязанности органов воинского управления входит не только формирование и хранение личных дел всех военнообязанных граждан, но и регулярный контроль за их деятельностью в мирное время. Заглянув в приложение В, можно ознакомится со схемой, в которой описаны виды военно-призывного контроля, которыми занимаются органы комиссариата.
В структуре военного комиссариата существует особая градация российский военных комиссариатов по их федеральному значению:
1. Комиссариат субъекта РФ: краевой (КВК), областной (ОВК) и республиканский (РесВК).
2. Ведомство, подчиняемое комиссариату субъекта РФ: районный (РВК), городской (ГВК) и объединенный (ОГВК).
Внутренняя структура каждого военкомата несколько сложнее. Состав рабочего штата ведомства представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Состав рабочего штата ведомства
Военный комиссар | |||||||
Уполномоченный зам комиссара | |||||||
ВК муниципального уровня | Госуправление комиссариатом субъекта РФ | Пункт отбора потенциальных служащих н контрактной основе | |||||
Отдел по воинскому призыву | Отдел контроля и учета подготовки и обучения мобилизационных ресурсов | ||||||
Юридический отдел | Строевой отдел | Отделение связи и АСУ (автоматизированных систем управления) | Отдел финансов | Административно-хозяйственный отдел | Гражданский отдел | ||
Центр поддержи и соц. обеспечения |
Из вышеуказанной градации можно сделать вывод, что областной военкомат является главенствующим относительно районных и городских отделений. Именно в областном военкомате обжалуются решения нижестоящих инстанций и проводятся итоговые медицинские освидетельствования призывников. Областной военкомат осуществляет контроль и учет военнообязанных граждан во всех городах, находящихся в той или иной области.
Обо всех проведенных мероприятиях комиссар областного военкомата должен отчитываться главам вышестоящих комиссариатов, то есть краевого и республиканского. Во главе военкомата каждого территориального уровня стоит военный комиссар. Назначение и снятие с должности происходит путем согласования кандидатуры между министром обороны РФ и командующим войсками военного округа. Комиссары обеспечены автотранспортом, техникой и другими видами военного довольствия из средств федерального бюджета, ассигнованных Минобороны в пользу военного округа на текущий календарный год. Любые дополнительные расходы комиссара должны быть целевыми.
Таким образом, в этом пункте была рассмотрена социально-экономическая характеристика военного комиссариата, которая включает в себя множество факторов, определяющих его функционирование и взаимодействие с обществом. Военные комиссариаты являются важной частью государственной системы обороны и мобилизационной подготовки, которая имеет свои задачи и функции, направленные на подготовку граждан к защите своей страны в случае военной угрозы. Однако, важно учитывать, что характеристики военного комиссариата могут меняться в зависимости от общей ситуации в стране и мировом положении.
2.2 Исследование социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации
Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих является одним из приоритетных направлений государственной политики РФ. Законодательство России предусматривает ряд мер, направленных на обеспечение социальной защиты ветеранов и военнослужащих.
Статус ветеранов боевых действий (Далее - ВБД) определяется Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Закон о ветеранах). В соответствии с этим законом ветеранами признаются граждане, прошедшие военную службу в ВС РФ, а также граждане, участвовавшие в боевых действиях на стороне РФ или ее союзников.
Необходимо отметить, что в соответствии с Законом о ветеранах категории граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки, определяются в зависимости от заслуг перед государством, опасности и реальности риска для жизни гражданина в период службы, от степени нуждаемости в социальной поддержке.
Вся совокупность граждан, являющихся ветеранами боевых действий, в зависимости от адресованного им набора мер социальной поддержки подразделяется на три большие группы.
К первой группе относятся те категории ветеранов, которые перечислены в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах.
Во вторую группу ветеранов боевых действий включены лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и ВС РФ, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий.
К третьей группе отнесены лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Ветеранам и инвалидами боевых действий положены льготы на основании ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ, а также региональных законодательств. Владелец удостоверения ветерана боевых действий может получить меры поддержки указанные в таблице 5.
Таблица 5 - Льготы по удостоверению ветерана боевых действий в 2023 году
Пенсионные льготы | Льготы на оплату услуг ЖКХ |
Льготы в области пенсионного обеспечения | - Компенсация 50% за найм и содержание жилого помещения - Компенсация на капремонт в пределах 50% от взноса |
Медицинские льготы | Жилищные льготы |
- Обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями - Сохранение право на медобслуживание в организациях, к которым были прикреплены при службе | - первоочередная установка телефона - преимущество при вступлении в жилищные, ЖСК и гаражные кооперативы - первоочередное право на приобретение садовых и огородных земельных участков |
Трудовые льготы | Прочие льготы |
- Предоставление ежегодного отпуска в удобное время - Право на отпуск без оплаты на 35 календарных дней - Обучение и дополнительное образование | - Преимущественное право пользования услугами связи, культуры и спорта - Бесплатный проезд в общественном транспорте (в некоторых регионах) |
Налоговые льготы | |
- Освобождение от имущественного налога (на один объект недвижимости) - Освобождение от земельного налога на участок в пределах 6 соток - Стандартный налоговый вычет из зарплаты в 500 рублей месяц - Освобождение от НДФЛ ЕДВ - Освобождение от транспортного налога в некоторых регионах |