Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для средней группы доу. (45 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Знаете, сколько на свете вещей из тканей! А сами ткани ка­кие разные: гладкие и ворсистые, легкие и тяжелые, плотные и редкие. (Педагог предлагает детям подержать их в руках и найти среди них гладкие и ворсистые и т. п.) Разные они, но их назы­вают одним словом — ткани, значит, все они, даже самые непо­хожие с виду, все-таки чем-то похожи. А знаете чем? Посмотри­те на кусочки ткани через увеличительное стекло — лупу. (Дети по очереди рассматривают образцы.) Что же мы видим? Мы ви­дим, что все ткани состоят из нитей, которые переплетены меж­ду собой и крепко держатся друг за друга.

Качество тканей зависит от качества нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, а из тонких — тонкие, легкие. Как вы думаете, что шьют из толстых тканей? Почему? А что шьют из тонких тканей? Почему?

Посмотрите, как красиво окрашены эти ткани. (Педагог вы­бирает и показывает ткани с нанесенным рисунком, например хлопчатобумажные.) Сначала все эти ткани были одинакового бе­лого цвета (показывает неокрашенную ткань) — вот такими. А кто же сделал их яркими и привлекательными? Как вы думаете? Здесь потрудилось много людей. Сначала художник придумал ри­сунок, затем на специальных станках этот рисунок перенесли на белую ткань».

Педагог предлагает детям сделать из образцов ткани коллек­цию (крепит кусочки ткани на страницы альбома или вкладывает их в фотоальбом).

В последующем коллекция периодически пополняется новыми поступлениями, которые приносят из дома воспитатели и дети. Ра­ботая с коллекцией, дошкольники узнают разные свойства тканей (ткань мнется, мокнет в воде и т. п.), на основе полученных пред­ставлений они формулируют правила обращения с вещами и пред­метами, сделанными из ткани.

После занятия воспитатель хвалит детей.


2-ЗАНЯТИЕ


Тема: Беседа на тему «Птицы – наши друзья».

Цель: Дать элементарные представления о жизни птиц зи­мой, вызвать желание оказать птицам посильную помощь, закре­пить представления детей о целевом назначении и функции неко­торых предметов зимней одежды.

Материал: Картинки с изображением летней и зимней одеж­ды, иллюстрации с изображением птиц зимой.

Примерный ход занятия:

Педагог предлагает детям по­смотреть в окно, спрашивает у них: «Как вы думаете, на улице холодно или тепло? Когда нам холодно, что мы делаем? Как спа­саемся от холода? (Сидим в теплых помещениях, надеваем теп­лую одежду.)

У меня есть картинки, на которых изображена разная одежда. Давайте их посмотрим и подумаем, когда мы носим эту одежду — летом или зимой». Воспитатель показывает картинки, дети называют, что это за предмет одежды, когда его носят (ле­том или зимой), для чего его надевают.

При рассматривании картинок воспитатель «провоцирует» де­тей, допускает ошибки. Например, рассматривая картинку с изо­бражением сарафана, воспитатель говорит: «Какая красота! Та­кую одежду приятно надеть и зимой и летом и пойти прогулять­ся по улице. Вы со мной согласны?»

Педагог продолжает: «Наступают холода. Приближается вре­мя господства матушки-зимы. Белая красавица щедра на искрис­тые снежинки, обильные снега, метели, порывистые ветры. Но не хлебосольна она: не может дать ни сочных овощей, ни сладких фруктов, ни грибов, ни ягод. Все живое знает об этом, и каж­дый по-своему готовится к встрече зимы: кто засыпает, кто уле­тает, кто запасы собирает. А есть такие, кто на милость зимы рассчитывает. В первую очередь это относится к нашим перна­тым собратьям: воробьям и воронам, синицам и снегирям и др. Будет зима мягкая и теплая — выживут они, а будет снежная да лютая — ох, и трудно им придется! Под толстым слоем снега не­легко корм добывать, а голодному — и замерзнуть недолго. Вот и тянутся птицы зимой поближе к жилью человека, рассчитыва­ют на его доброту, сострадание, помощь. Ведь не так уж много и надо зимующим птицам: хлебные крошки, горстка зерна да ку­сочек сала, если не жалко».

Педагог предлагает детям сделать для птичек кормушки. Дети любят птиц и легко откликаются на предложение помочь перна­тым.

 Изготовление кормушек

Цель. Расширить и уточнить некоторые представления детей об особенностях жизни птиц (питание), продемонстрировать спо­собы изготовления кормушек.



Материал.

Полуфабрикаты кормушек (пакеты от молока с надрезами), веревочки, 1—2 готовые кормушки, ножницы (для педагога), корм для птиц.

Примерная организация деятельности.

Воспита­тель напоминает детям о том, что они решили помочь птицам и сделать для них кормушки. Педагог достает приготовленные ма­териалы и раскладывает их на столе. Спрашивает у детей, что это такое и для чего нужны эти предметы.

Педагог показывает готовую кормушку и говорит детям, что они сейчас будут делать такие же. Раздает детям полуфабрикаты кормушек. Показывает, как надо аккуратно оторвать надрезанную часть пакета (получается отверстие). Помогает детям привязать веревочки. Кормушки готовы.

Воспитатель рассматривает с детьми приготовленный корм для птиц, дает названия круп, объясняет, что именно этот корм лю­бят птицы.

Последующая работа. Воспитатели вместе с детьми раз­вешивают кормушки для птиц на участке своей группы, на тер­ритории детского сада, по возможности под окнами своей груп­пы, в тихом, укромном месте, чтобы малыши могли наблюдать результаты своей деятельности через окно. Тогда они не спугнут птиц и будут свободны в своих эмоциональных проявлениях: мо­гут восхищаться, смеяться, задавать взрослому вопросы, делить­ся с ним своими впечатлениями.

Совместная забота педагога и детей о птицах продолжается до тех пор, пока на улице властвует зима. Ежедневная подкормка зимующих птиц постепенно превращается в своеобразный риту­ал, который может проходить следующим образом.

Утром, выходя на прогулку, педагоги вместе с детьми собира­ют корм для птиц, рассматривают его. На улице дети не сразу идут на свой участок. Первым делом они направляются к кормуш­кам. Там воспитатель вместе с детьми смотрят, съеден ли корм, досыпают новый и уходят.

Из окна группы малыши наблюдают за своими кормушками. Сколько удивительного и интересного они узнают! А педагоги все комментируют: «Вот прилетела ворона. Поев с открытой кормуш­ки, она пытается полакомиться в закрытых, предназначенных для маленьких птичек. Но ничего у вороны не выходит: голова не про­лезает в маленькое отверстие. Так ни с чем и улетела.

А это что за удивительные птички? Ростом с воробья, но опе­рение краше. Это синички. Они поклевали зернышки и еще что-то ищут. Что? Наверное, сало или кусочек маслица. Очень они это любят. Может, кто-нибудь в следующий раз принесет для си­ничек их любимое лакомство? А в благодарность за это они все­гда будут прилетать к нам.


Смотрите! Смотрите! Вот и снегири к нам в гости пожалова­ли. Ну и красавцы! Что сегодня случилось с птицами? Все со­брались: и воробьи, и синицы, и даже голуби. С аппетитом едят, друг на друга не налетают, друг друга не боятся. Почему? Да уж больно холодно сейчас на улице и снега много. Негде бедным птичкам корма добыть. Вот и слетелись они все на наши кормуш­ки. Мороз и голод всех сдружил.

А это кто появился на заборе? Кошка. Интересно, что она здесь делает? Не зернышки же она пришла есть? Конечно, нет. Ее привлекают птицы. Их так много слетается на кормушки, что она решила здесь поохотиться. Смотрите, залегла кошка, ушки прижала... Ой! Ну и прыжок! Никого не поймала, а сама в суг­роб упала».

С наступлением тепла кормушки снимаются и убираются до следующего года.


3-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа на тему «Честность».

Цель: Воспитывать в детях честность и чувство справедливости.

Вопросы и задания для беседы:

  • Трудно ли вам быть честным?

  • Иногда родители жалеют своих детей и не говорят им правду. Правильно ли они поступают?

ЧЕСТНЫЙ МАЛЬЧИК

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих ра­ботала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опа­ли последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к горному озеру А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, - подумал мальчик. - Из него много дров получится». Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.

Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор доро­же золота. Чем он теперь дрова рубить будет?

Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод стари­чок старенький.

- О чем ты, мальчик, плачешь? - спрашивает.

Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а ста­ричок и говорит:

- Не горюй, мальчик, найду я топор твой. Сказал он так и под водой скрылся.

Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды стари­чок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.

Этот ли топор твой? - спрашивает.

Что ты, дедушка, не мой это топор!

Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.


На, бери свой топор, - говорит. А мальчик ему и отвечает:

Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вы­шел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Уви­дал мальчик топор, обрадовался.

- Вот мой топор, дедушка, - говорит. А старик усмехнулся ласково и сказал:

- Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Про­дай их на рынке - они дорого стоят, - и пусть твоя мама не работает больше на чужих людей.

Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор не знали они с мате­рью нужды и горя.

Вопросы и задания к сказке:

  • Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?

  • Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность ?

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

  • Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть, надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на себя в зеркало и говорить самому себе правду и т. д.

Рисунок «Солнышко правдивости»

Попросите детей нарисовать солнышко правдивости без лу­чиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда де­тям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о своем солнышке и стараться поступить честно, а затем подри­совать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучи­кам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивос­ти помогло им быть честными.

Творческое задание «Честные люди»

Прочитайте детям пословицу: «Где правда, там и счастье»».

Раздайте детям карточки с рисунками представителей раз­ных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если все­гда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет

готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т. д.

Игра «Сердечко честности»

Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фло­мастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сер­дечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко рассказывает о своем честном по­ступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. Пос­ле этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры у детей «рождается» разноцветное сердечко честности.