Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для средней группы доу. (45 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После занятия воспитатель хвалит детей.


4-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа на тему «Зимняя одежда».

Задачи: уточнение и активизация предметного словаря; практи­ческое образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным значением; выделение общих и отличительных признаков двух предметов; развитие тактильных ощущений.

Оборудование: 3—4 предметные картинки с изображением детей, одетых в разную зимнюю одежду; предметные картинки с изобра­жением пальто и шубы, две фигурки ребенка и взрослого человека, парные картинки с изображением зимней одежды, отличающейся по размеру.

I. Оргмомент

Педагог. Назовите, в чем вы сегодня пришли в детский сад?

Дети отвечают. Почему вы так тепло оделись?

Дети отвечают.

II. Рассматривание предметных картинок.

Детям последовательно показываются 3—4 предметные картинки с изображением детей, одетых в разную зимнюю одежду, например: маль­чик одет в комбинезон, девочка одета в шубу, мальчик одет в теплую куртку, девочка одета в зимнее пальто.

Детям предлагается назвать предметы зимней одежды (комбинезон, шуба, пальто, куртка, шарф, платок, шапка, варежки, перчатки, брюки и т.д.), ее детали (воротник, рукава, пуговицы, молния, карманы и т.д.). Затем объяс­нить детям, почему зимой надо одеваться тепло. Подчеркнуть, что одежду, которую носят зимой, называют зимняя одежда.

III. Сравнение двух картинок

Детям показываются две картинки: на одной изображено зимнее паль­то, на второй — шуба.

Педагог. Что изображено на этой картинке?

Дети. Пальто.

Педагог. Что изображено на этой картинке?

Дети. Шуба.

Педагог. Что у шубы и пальто одинаковое?

Дети. Рукава, воротник, пуговицы, карманы.

Педагог. И пальто, и шубу носят зимой. Это — зимняя одежда.

Педагог. Чем отличаются пальто и шуба?

Дети. Разным цветом, разным материалом, из которого сшита одежда — пальто из ткани, а шуба — из меха.

Детям предлагается потрогать кусочек ткани, из которого может быть сшито пальто, и кусочек меха. Затем каждый ребенок с закрытыми глаза­ми на ощупь определяет: пальто это или шуба.

IV. Дидактическая игра «Большой — маленький»

На наборное полотно выставляются две фигурки ребенка и взросло­го человека. На столе у педагога разложены парные картинки с изобра­жением зимней одежды, отличающейся по размеру.

Каждый ребенок должен выбрать пару картинок, поместить эти картинки под фигурками на наборном полотне и сказать, например: «Это шарф (помещает картинку под фигуркой взрослого). Это шар­фик (помещает картинку под фигуркой ребенка)».


Аналогично отрабатываются пары слов: шапка — шапочка, паль­то — пальтишко, куртка — курточка, брюки — брючки, шуба — шубка, перчатки — перчаточки, платок — платочек и т.д.

V. Итог

Педагог. Как называется одежда, которую носят зимой?

Дети отвечают.

ЯНВАРЬ


1-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа о зиме.

Цели: Обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей.

Вводная беседа:

Воспитатель:

Сыплет, сыплет снег охапками

На поля зима.

До бровей накрылась шапками

Во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло,

А сейчас – гляди, как весело

И белым-бело!

(С.маршак)

Да, выпал снег, и пришла зима. Любят дети зимушку-зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снеговика слепить… А длинными зимними вечерами под завывание метели хорошо послушать сказки, спеть песни, почитать стихи о зиме.

А какие стихи о зиме знаете вы, ребята? Кто из поэтов писал о зиме? Назовите эти стихотворения и прочтите их. (Дети читают любимые стихи о зиме.)

Загадки.

Много хороших стихов о зиме написано поэтами. Не меньше придумано о зиме загадок. Давайте сейчас я буду загадывать вам загадки о зиме, а вы будете их отгадывать. Согласны? (Воспитатель загадывает загадки о зиме, а дети их отгадывают.)

Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, так заревет. (Снег)

Когда все укрыто снегами

И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает по воле, а не птица. (Вьюга)

Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит – слезы льет. (Зима.)

Интересные загадки о зиме придуманы нашим народом. Но их у зимы столько, что загадала я вам не все. Поэтому теперь отгадайте загадки, которые придумала для вас наша любимая зимняя гостья – Снегурочка. (Лист с загадками можно достать из конверта, на котором написано: «Ребятам от Снегурочки».)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег.)

Что вверх корнем растет? (Сосулька)

Без рук, без ног

По полю скачет,

Под окном стучится,

В избу просится. (Ветер.)

Бежала – шумела,

Заснула – заблестела. (Речка)

Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

На ладони сразу тают. (Снежинки)



Скачет по лесу то взад, то вперед,

Воет, гудит и деревья трясет. (Вьюга)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят. (Месяцы года)

- Молодцы, ребята, загадки Снегурочки вы отгадали. А кто из вас назовет зимние месяцы? (Ответы детей.)

Пословицы и поговорки.

- Правильно! «Декабрь год кончает, зиму начинает». «Январь – году начало, зиме середина». А про февраль говорят: «Морозы и метели под февраль налетели».

Кто из вас меня слушал внимательно, тот понял, что я не просто перечислила зимние месяцы, а рассказала о каждом месяце поговорками. Как вы их понимаете? А вот такие поговорки?

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

В зимний холод всякий молод.

Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Вот сколько стихов, и загадок, и поговорок есть о зиме. Но о ней и песни поются. Какой праздник и взрослые, и дети любят больше всех? Давайте споем песенку о нем. (Поют песни.)

Выставка рисунков

А еще, ребята, у нас есть выставка рисунков о зиме. Потрудились над этими зимними пейзажами…(Перечисляются имена детей). При взгляде на эти рисунки так и хочется прочитать стихотворение:

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По вервям развешен иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тароватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору –

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

- Ну, скорей гулять!

Итог занятия: Давайте и мы с вами выйдем на улицу и полюбуемся на зиму, поиграем в снежки, слепим снеговика…


2-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа на тему «14 января – день защитников Родины».

Задачи: Обогащение и активизация словаря; закрепление упот­ребления существительных в предложном падеже в составе простого предложения; формирование навыков диалогической речи; разви­тие общей моторики; воспитание патриотических чувств.

Оборудование: картинки с изображением солдата, самолета, танка, корабля, собаки; картинки с изображением солдат разных войск.

I. Оргмомент

Детям показывается картинка с изображением солдата.

Педагог. Кто это?


Дети. Это солдат.

Педагог. Правильно, это солдат. Солдаты служат в армии. Они защищают нашу Родину, Узбекистан.

II. Беседа по теме занятия с опорой на предметные картинки

Педагог. Какой скоро праздник?

Дети. 14 января - День защитника Отечества.

Педагог. Кого вы будете поздравлять с этим праздником?

Дети. Пап, дедушек.

Педагог. Почему вы будете поздравлять пап и дедушек с этим праздником?

Д е т и. Они были солдатами.

Педагог. Правильно, ваши папы и дедушки служили в армии, они защищали Родину.

Детям последовательно показываются картинки с изображением сол­дат разных войск (пограничника, моряка, летчика, танкиста).

Педагог. Кто это?

Д е ти. Это летчик.

Педагог. Что делает летчик?

Дети. Летчик летает на самолете.

Педагог. Правильно, летчик на самолете защищает нашу страну в воздухе.

Аналогично рассматриваются остальные картинки. При рассматри­вании картинки с изображением пограничника обращается внимание на то, что им помогают охранять границу собаки. В случаях затруднений педагог сам предлагает ответ на вопрос.

III. Подвижная игра «Мы солдаты».

Дети становятся в круг. У педагога в руках предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, танкиста. Когда педагог показывает детям одну из картинок, дети должны имитировать соответ­ствующее движение (летчик — руки в стороны, дети двигаются по ком­нате; моряк — дети на месте выполняют плавные движения руками перед собой; пограничник — шагают на месте; танкист — движения руками, имитирующие повороты руля, дети двигаются по комнате).

IV. Дидактическая игра «Кем ты будешь?».

Дети разделяются на пары. Каждому мальчику раздать картинки с изображением самолета, танка, корабля, собаки. Девочки поочередно задают мальчикам вопрос: «Кем ты будешь?». Мальчики должны ответить предложением, например: «Я буду моряком».

V. Итог.

Педагог. Кто защищает нашу Родину? Оценивается работа каждого ребенка.

3-ЗАНЯТИЕ


Тема: Беседа на тему «Моя семья».

Цель: Помочь детям понять родственные отношения в семье.

Задачи:

1. Образовательные: формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.

2. Развивающие: развитие мелкой моторики, словарная работа: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой, папочка, папуля, угличане.

3. Воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к членам семьи и городу.

Предварительная работа:

Рассматривали фотографии семьи, учились называть по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому приходиться). Дети с родителями рисовали рисунки на тему «Моя семья». Дети сделали заготовки (на картон нанесли слой пластилина). Чтение художественной литературы о семье.

Материалы и оборудование:

Фланелеграф, изображения домов, «ладошки-деревья», картонные заготовки со слоем пластилина, горох, фотографии (лица) мамы, папы, дедушки, бабушки и ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. На чем можно отправиться в путешествие? (на машине, самолете, ракете, лодке, корабле)

Воспитатель:

А мы с вами не полетим, не поедем и не поплывем, а поскачем. Поскакали на одной ножке.

Воспитатель:

Посмотрите, мы прискакали с вами в город. Встаньте на дорожке, подравняйте ножки.

Этюд:

Что за чудо, чудеса (показываем ладошки)

Раз рука и два рука

Вот ладошка правая

Вот ладошка левая

И скажу, вам не тая

Руки всем нужны друзья.

Добрые руки погладят собаку

Умные руки умеют лепить

Чуткие руки умеют дружить.

В нашем городе тоже умеют дружить.

Воспитатель:

(на фланелеграфе расположены дома одноэтажные и многоэтажные, деревья в виде ладошки)

- Что есть в нашем городе? (дома, деревья)

- Какие дома? (многоэтажные, одноэтажные)

- Что еще есть в городе? (деревья)

- На что похожи деревья? (на ладошки)

- Возьмите себе по дереву, какоё вам понравилось, и садитесь за столы.

Воспитатель:

Давайте поиграем пальчиками. Сжали кулачок.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

-О чем мы говорили, когда играли? (о семье)