Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для средней группы доу. (45 лет).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После занятия воспитатель хвалит детей.
4-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Зимняя одежда».
Задачи: уточнение и активизация предметного словаря; практическое образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением; выделение общих и отличительных признаков двух предметов; развитие тактильных ощущений.
Оборудование: 3—4 предметные картинки с изображением детей, одетых в разную зимнюю одежду; предметные картинки с изображением пальто и шубы, две фигурки ребенка и взрослого человека, парные картинки с изображением зимней одежды, отличающейся по размеру.
I. Оргмомент
Педагог. Назовите, в чем вы сегодня пришли в детский сад?
Дети отвечают. Почему вы так тепло оделись?
Дети отвечают.
II. Рассматривание предметных картинок.
Детям последовательно показываются 3—4 предметные картинки с изображением детей, одетых в разную зимнюю одежду, например: мальчик одет в комбинезон, девочка одета в шубу, мальчик одет в теплую куртку, девочка одета в зимнее пальто.
Детям предлагается назвать предметы зимней одежды (комбинезон, шуба, пальто, куртка, шарф, платок, шапка, варежки, перчатки, брюки и т.д.), ее детали (воротник, рукава, пуговицы, молния, карманы и т.д.). Затем объяснить детям, почему зимой надо одеваться тепло. Подчеркнуть, что одежду, которую носят зимой, называют зимняя одежда.
III. Сравнение двух картинок
Детям показываются две картинки: на одной изображено зимнее пальто, на второй — шуба.
Педагог. Что изображено на этой картинке?
Дети. Пальто.
Педагог. Что изображено на этой картинке?
Дети. Шуба.
Педагог. Что у шубы и пальто одинаковое?
Дети. Рукава, воротник, пуговицы, карманы.
Педагог. И пальто, и шубу носят зимой. Это — зимняя одежда.
Педагог. Чем отличаются пальто и шуба?
Дети. Разным цветом, разным материалом, из которого сшита одежда — пальто из ткани, а шуба — из меха.
Детям предлагается потрогать кусочек ткани, из которого может быть сшито пальто, и кусочек меха. Затем каждый ребенок с закрытыми глазами на ощупь определяет: пальто это или шуба.
IV. Дидактическая игра «Большой — маленький»
На наборное полотно выставляются две фигурки ребенка и взрослого человека. На столе у педагога разложены парные картинки с изображением зимней одежды, отличающейся по размеру.
Каждый ребенок должен выбрать пару картинок, поместить эти картинки под фигурками на наборном полотне и сказать, например: «Это шарф (помещает картинку под фигуркой взрослого). Это шарфик (помещает картинку под фигуркой ребенка)».
Аналогично отрабатываются пары слов: шапка — шапочка, пальто — пальтишко, куртка — курточка, брюки — брючки, шуба — шубка, перчатки — перчаточки, платок — платочек и т.д.
V. Итог
Педагог. Как называется одежда, которую носят зимой?
Дети отвечают.
ЯНВАРЬ
1-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа о зиме.
Цели: Обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей.
Вводная беседа:
Воспитатель:
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылась шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело!
(С.маршак)
Да, выпал снег, и пришла зима. Любят дети зимушку-зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снеговика слепить… А длинными зимними вечерами под завывание метели хорошо послушать сказки, спеть песни, почитать стихи о зиме.
А какие стихи о зиме знаете вы, ребята? Кто из поэтов писал о зиме? Назовите эти стихотворения и прочтите их. (Дети читают любимые стихи о зиме.)
Загадки.
Много хороших стихов о зиме написано поэтами. Не меньше придумано о зиме загадок. Давайте сейчас я буду загадывать вам загадки о зиме, а вы будете их отгадывать. Согласны? (Воспитатель загадывает загадки о зиме, а дети их отгадывают.)
Летит – молчит, лежит – молчит,
Когда умрет, так заревет. (Снег)
Когда все укрыто снегами
И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает по воле, а не птица. (Вьюга)
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит – слезы льет. (Зима.)
Интересные загадки о зиме придуманы нашим народом. Но их у зимы столько, что загадала я вам не все. Поэтому теперь отгадайте загадки, которые придумала для вас наша любимая зимняя гостья – Снегурочка. (Лист с загадками можно достать из конверта, на котором написано: «Ребятам от Снегурочки».)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег.)
Что вверх корнем растет? (Сосулька)
Без рук, без ног
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер.)
Бежала – шумела,
Заснула – заблестела. (Речка)
Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
На ладони сразу тают. (Снежинки)
Скачет по лесу то взад, то вперед,
Воет, гудит и деревья трясет. (Вьюга)
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят. (Месяцы года)
- Молодцы, ребята, загадки Снегурочки вы отгадали. А кто из вас назовет зимние месяцы? (Ответы детей.)
Пословицы и поговорки.
- Правильно! «Декабрь год кончает, зиму начинает». «Январь – году начало, зиме середина». А про февраль говорят: «Морозы и метели под февраль налетели».
Кто из вас меня слушал внимательно, тот понял, что я не просто перечислила зимние месяцы, а рассказала о каждом месяце поговорками. Как вы их понимаете? А вот такие поговорки?
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
В зимний холод всякий молод.
Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Вот сколько стихов, и загадок, и поговорок есть о зиме. Но о ней и песни поются. Какой праздник и взрослые, и дети любят больше всех? Давайте споем песенку о нем. (Поют песни.)
Выставка рисунков
А еще, ребята, у нас есть выставка рисунков о зиме. Потрудились над этими зимними пейзажами…(Перечисляются имена детей). При взгляде на эти рисунки так и хочется прочитать стихотворение:
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По вервям развешен иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тароватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору –
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
- Ну, скорей гулять!
Итог занятия: Давайте и мы с вами выйдем на улицу и полюбуемся на зиму, поиграем в снежки, слепим снеговика…
2-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «14 января – день защитников Родины».
Задачи: Обогащение и активизация словаря; закрепление употребления существительных в предложном падеже в составе простого предложения; формирование навыков диалогической речи; развитие общей моторики; воспитание патриотических чувств.
Оборудование: картинки с изображением солдата, самолета, танка, корабля, собаки; картинки с изображением солдат разных войск.
I. Оргмомент
Детям показывается картинка с изображением солдата.
Педагог. Кто это?
Дети. Это солдат.
Педагог. Правильно, это солдат. Солдаты служат в армии. Они защищают нашу Родину, Узбекистан.
II. Беседа по теме занятия с опорой на предметные картинки
Педагог. Какой скоро праздник?
Дети. 14 января - День защитника Отечества.
Педагог. Кого вы будете поздравлять с этим праздником?
Дети. Пап, дедушек.
Педагог. Почему вы будете поздравлять пап и дедушек с этим праздником?
Д е т и. Они были солдатами.
Педагог. Правильно, ваши папы и дедушки служили в армии, они защищали Родину.
Детям последовательно показываются картинки с изображением солдат разных войск (пограничника, моряка, летчика, танкиста).
Педагог. Кто это?
Д е ти. Это летчик.
Педагог. Что делает летчик?
Дети. Летчик летает на самолете.
Педагог. Правильно, летчик на самолете защищает нашу страну в воздухе.
Аналогично рассматриваются остальные картинки. При рассматривании картинки с изображением пограничника обращается внимание на то, что им помогают охранять границу собаки. В случаях затруднений педагог сам предлагает ответ на вопрос.
III. Подвижная игра «Мы солдаты».
Дети становятся в круг. У педагога в руках предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, танкиста. Когда педагог показывает детям одну из картинок, дети должны имитировать соответствующее движение (летчик — руки в стороны, дети двигаются по комнате; моряк — дети на месте выполняют плавные движения руками перед собой; пограничник — шагают на месте; танкист — движения руками, имитирующие повороты руля, дети двигаются по комнате).
IV. Дидактическая игра «Кем ты будешь?».
Дети разделяются на пары. Каждому мальчику раздать картинки с изображением самолета, танка, корабля, собаки. Девочки поочередно задают мальчикам вопрос: «Кем ты будешь?». Мальчики должны ответить предложением, например: «Я буду моряком».
V. Итог.
Педагог. Кто защищает нашу Родину? Оценивается работа каждого ребенка.
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Моя семья».
Цель: Помочь детям понять родственные отношения в семье.
Задачи:
1. Образовательные: формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.
2. Развивающие: развитие мелкой моторики, словарная работа: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой, папочка, папуля, угличане.
3. Воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к членам семьи и городу.
Предварительная работа:
Рассматривали фотографии семьи, учились называть по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому приходиться). Дети с родителями рисовали рисунки на тему «Моя семья». Дети сделали заготовки (на картон нанесли слой пластилина). Чтение художественной литературы о семье.
Материалы и оборудование:
Фланелеграф, изображения домов, «ладошки-деревья», картонные заготовки со слоем пластилина, горох, фотографии (лица) мамы, папы, дедушки, бабушки и ребенка.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. На чем можно отправиться в путешествие? (на машине, самолете, ракете, лодке, корабле)
Воспитатель:
А мы с вами не полетим, не поедем и не поплывем, а поскачем. Поскакали на одной ножке.
Воспитатель:
Посмотрите, мы прискакали с вами в город. Встаньте на дорожке, подравняйте ножки.
Этюд:
Что за чудо, чудеса (показываем ладошки)
Раз рука и два рука
Вот ладошка правая
Вот ладошка левая
И скажу, вам не тая
Руки всем нужны друзья.
Добрые руки погладят собаку
Умные руки умеют лепить
Чуткие руки умеют дружить.
В нашем городе тоже умеют дружить.
Воспитатель:
(на фланелеграфе расположены дома одноэтажные и многоэтажные, деревья в виде ладошки)
- Что есть в нашем городе? (дома, деревья)
- Какие дома? (многоэтажные, одноэтажные)
- Что еще есть в городе? (деревья)
- На что похожи деревья? (на ладошки)
- Возьмите себе по дереву, какоё вам понравилось, и садитесь за столы.
Воспитатель:
Давайте поиграем пальчиками. Сжали кулачок.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
-О чем мы говорили, когда играли? (о семье)