Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 362
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.
Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».
Например: излучение, изыскание, свойство, значение, колебание, структурирование, применение.
1.2 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Проблемы современной семьи и общества волнуют все человечество. К ним можно отнести разрушение семейных устоев, увеличение количества разводов, самоубийств, абортов. Почему так происходит? На кого ориентируется молодая семья? С кого она берет пример? Как помочь молодежи?
По мнению исследователей, оказать помощь молодым людям может знание общечеловеческого опыта, опыта родителей и старших по возрасту людей. Однако согласно социальным исследованиям и психологическим опросам, в обществе происходят кардинальные изменения, которые пагубно отражаются на жизни семейных пар. Тяжелые жилищные условия или отсутствие собственного жилья, увеличение тяги к алкоголю и другим вредным привычкам, нежелание заводить детей или невозможность рождения по различным причинам (несовместимость, бесплодие, наркомания, тяжелая болезнь), нахождение супругов в разных городах, лишение свободы одного из супругов – все эти и другие причины в последнее время приводят к значительному увеличению количества разводов (свыше 50% по официальным данным). Вследствие данных причин ребенок во многих современных семьях воспитывается одним родителем, чаще женщинами. С первых лет своей жизни он усваивает те нормы человеческих отношений, которыми наделяет его семья. К сожалению, став взрослым, ребенок из неполноценной семьи повторяет в своей семье все те ошибки, которые были в семье родителей. Дети быстро воспринимают негативный пример, впитывают уродливые отношения.
Чтобы изменить этот замкнутый круг, нужны не пустые слова, которым люди сами не следуют, а нужен достойный образец для поведения и подражания. Этим самым примером должны в первую очередь стать родители или в целом старшее поколение. Обязанность родителей заботиться и защищать детей, вкладывать в них любовь, а не нагружать их своими проблемами и вселять всяческие страхи.
Задание 2. Проведите диспут о проблемах современной семьи. Для участия в диспуте подготовьте заранее мини-проект «Мое представление о своем семейном союзе в будущем». При составлении проекта особое внимание уделите современным проблемам семьи; подготовьтесь к защите своего «проекта», опираясь на алгоритм реализации проекта, ожидаемые результаты и приведенный текст.
Алгоритм реализации проекта:
-
Провести обзор литературных источников по теме данного проекта. -
Изучить влияние различных семейных факторов для ценностных ориентаций современных молодых людей. -
На примере результатов мониторинга определить ценности и установки молодых людей, вступающих в семейную жизнь. -
Разработать пути решения, направленные на определение системы семейных ценностей молодых людей. -
С учетом проведенных исследований предложить рекомендации по формированию способов воздействия на сознание и поведение молодых людей для создания крепких семейных союзов.
Ожидаемые результаты:
-
Будут изучены факторы, способствующие реализации данного проекта. -
Будут выявлены результаты мониторинга по определению семейных ценностных установок. -
Будут разработаны пути решения по определению семейных ценностных ориентаций молодежи. -
Будут предложены рекомендации по созданию крепких семейных пар.
Одной из проблем современной семьи и общества является общественное мнение, которое является главным диктатором того, как следует жить, мыслить и поступать. При малейшем отступе в сторону сразу станешь белой вороной или изгоем. Люди боятся быть не такими как все, они хотят чувствовать себя частью одного целого, боясь насмешек над их увлечениями или мировоззрением, осуждений и непонимания.
«Заблуждение не перестает быть заблуждением оттого, что большинство разделяет его», - говорилЛев Толстой. Многим порой ничего и не остается, кроме того как смириться с мнением большинства, жить и поступать так, как заведено в этом коллективе. Из-за этого люди легко приучаются к дурным привычкам и пагубному влиянию, поскольку потакать слабостям легче, чем противостоять им и бороться с ними. Вероятно, причинами такого поведения молодежи является отсутствие других примеров, на которых можно было бы равняться и ориентироваться, а также отсутствие внутренней силы и опыта, отсутствие знания окружающего мира.
Человек хочет быть счастливым, однако, к сожалению, он нередко ищет счастье там, где не надо – где струится пиво и витает дым сигарет. Большинство молодых людей допускает слишком много ошибок, за что им приходится расплачиваться потом всю жизнь, поскольку разгульная жизнь в молодости приводит к немалым проблемам в будущем. Молодежи необходимо знать, что надо заботиться о своем будущем и с большой ответственностью относиться к своей жизни.
Стоит отметить, что главные причины разводов современной семьи – это алкоголизм (зачатки молодости, неумение отдыхать и справляться с жизненными трудностями), наркомания (отсутствие счастья в жизни, безысходность), вынужденное или необдуманное поспешное решение вступления в брак (беременность и неумение вовремя заканчивать отношения), материальные проблемы (привыкли к беззаботной жизни и большие запросы) и измены (беспорядочные половые связи и сильная привязанность к сексуальным отношениям). Все эти проблемы возникли в молодости вследствие легкомысленного отношения к своему будущему.
Case-study: Ценностные ориентации современной молодежи Smart-цель: научить студентов определять систему ценностей молодых людей в семейной жизни
Чтобы создать счастливую семью и избежать множество проблем и трудностей, обусловленных влиянием современного общества, необходимо приобретение знания о том, как правильно жить. Мы учимся в школах одиннадцать лет, чтобы освоить какие-то дисциплины: математику, химику, физику, географию и прочее. Мы заканчиваем колледжи и университеты для того, чтобы овладеть определенными профессиональными навыками, которые помогли бы нам устроиться на работу. Но почему-то мы искренне считаем, что в вопросах построения взаимоотношений мы и так все профессионалы, когда семья - это более сложный механизм, чем компьютер, самолет или даже целый завод.
Проблемы современных семей кроются в отсутствии знания. Подобно тому, как дому нужен хороший фундамент, продуманная архитектура и прочная структура, так и для создания семьи нужны знания и проверенный опыт других семей. Конечно, можно познавать жизнь путем проб и ошибок, но от этого только увеличится количество разрушенных судеб и жизней. Поэтому важно понять, что вначале надо изучать, а затем следовать полученным знаниям – в этом заключается разумное поведение.
«Улучшить устройство общественной жизни может только нравственное совершенствование людей, - писал Лев Толстой. Родители должны сами подводить детей к разговору о смысле жизни, давать им читать книги о построении взаимоотношений с окружающими.
Проблемы современной семьи и общества кроются в том, что очень многие люди живут в рамках своего субъективного опыта, который часто становится сугубо личным, но в жизни оказывается все не так, как было с ними. Окружающие люди доказывают другим лишь те принципы, согласно которым они живут сами, поэтому можно легко определить по поведению человека его мировоззрение. Важно помнить, что в серьезных жизненных вопросах, перед тем как к кому-то прислушиваться, надо задать вопросы: «Откуда ты это взял? На каком основании и на какие источники ты опираешься, рассуждая подобным образом?». Отсюда следует, что нормы поведения должны определяться не по тому, как поступает большинство, а по тому, к каким результатам это приводит. Ни диплом, ни полученные знания, ни профессиональные навыки не помогут стать успешным в семейной жизни, не научат правильно решать возникающие семейные конфликты и недопонимания. К сожалению, нигде не учат, как жить в этом мире правильно, чтобы стать счастливым человеком и сделать счастливыми других. Поэтому каждый человек самостоятельно должен прийти к пониманию, что их жизнь зависит от их воспитания, образования и уровня культуры.
Человек своими поступками и желаниями формирует у себя определенные склонности, привычки, характер, он привыкает жить определенным образом и испытывать счастье от такой жизни. Поэтому необходимо с детства воспитывать ребенка, ориентируя его на правильные жизненные ценности, а не на гулянья по кафе, барам, дискотекам и шумным компаниям, где народ склонен перенимать плохие привычки: пить, курить и т.п. Но это не означает, что жизнь должна быть скучной, она должна быть осмысленной. Человек должен осознать последствия беспечной жизни и уметь сделать правильный выбор: либо веселая и беззаботная жизнь до брака и проблемная после, либо умеренная жизнь до и стабильная счастливая семейная жизнь потом.
Проблема многих современных семей в том, что люди привыкают к комфорту и развлечениям, приучаются только брать, «тянуть на себя», вследствие чего и разрушаются семейные отношения.
Счастливые семейные отношения могут функционировать лишь в том случае, когда супруги склонны работать над своим характером и поведением, быть снисходительными, умеют идти на компромиссы и уважительно относятся друг к другу. Однако из-за обилья раздоров в семье и стремления к личному счастью современным семьям не свойственна устойчивость, а характерна хрупкость. Но что самое страшное — это никого не удивляет, поэтому количество несчастливых семей превышает количество счастливых.
В целях решения проблемы современной семьи и общества, создания семьи и развития долгосрочных семейных отношений необходимо работать над своим характером, образом жизни и поведением.
Рис. 2 - Ассоциограмма «Мозговой штурм»
Задание 3. Напишите эссе – размышление о проблеме отцов и детей, опираясь на материалы предыдущих текстов, самостоятельно сформулированные выводы, а также используя любое из высказываний царя Соломона, обращенных к сыну. Предварительно исследуйте ситуацию, разберитесь в сути проблем, предложите возможные решения при помощи метода Кейсов (Кейс-стади - англ. Case-study) - метода конкретных ситуаций, ситуационного анализа.
1) Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
2) Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей.
3) Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.
4) Кто злословит отца своего и мать свою, того светильник погаснет среди глубокой тьмы (светильник у древних израильтян означал вечную жизнь, а потухший - символ страшнейшего наказания).
Case-study: Ценностные ориентации современной молодежи
Smart-цель: научить студентов определять систему ценностей молодых людей в семейной жизни
Проблема: Потеря ценностных ориентаций у современной молодежи
Во все времена высказывались разные точки зрения относительно современного молодого поколения. Эти мнения, несмотря на разные эпохи, сводятся к одному: разрушаются старые идеалы, традиции, формируется новый спектр ценностных ориентаций.
Задача: Провести анализ указанной проблемы и предложить свои варианты ее решения в течение двух практических занятий.
Чтобы решить проблему, регулировать и управлять этим процессом, необходимо:
-
совершенствовать последовательную систему воспитания прогрессивных ценностей; -
развивать ценности и установки молодых людей, вступающих в жизнь; -
формировать навыки гражданского самосознания, самостоятельности и ответственности.
Перечень вопросов к теме кейса: «Ценностные ориентации в семейной жизни у современной молодежи»
-
Определение системы ценностей молодых людей в семейной жизни. -
Предпочтение экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением. -
Проявление высокой коммуникативности по отношению к нужным, влиятельным людям. -
Влияние новых социальных отношений на современную молодежь, связанную с проблемами молодой (студенческой) семьи.
Smart-цель проекта: Определение ценностных ориентаций молодых людей на фоне семейных проблем
Проблема: Ломка ценностных ориентиров у молодых людей изменило отношение к образованию, труду, близким, семье. В связи с этим необходимо определить базовые социальные ценности молодых людей в семейной жизни.
Мотивация: Проектное задание (Практикум) выступает в качестве защиты СРС по теме исследования.
Задачи:
-
Изучить факторы, способствующие реализации данного проекта. -
Провести мониторинг среди студентов 1 курса с целью выявления основных ценностных установок. -
Разработать пути решения, направленные на определение системы ценностей молодых людей в семейной жизни.