Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 365
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.
Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».
.
6. Укажите значение ССП:
Условия жизни изменяются, и зло перестанет господствовать, и человек станет человеку самым близким другом.
А) взаимоисключение
Б) чередование
В)одновременность
Г) последовательность
7. Укажите ССП, в котором не ставится запятая:
А) Люди сильно проголодались лошади тоже устали.
Б)Солнце поднялось и земля обогрелась.
В) Играют вальс и мы танцуем.
Г) Вдали темно и чащи строги.
8. Укажите ССП.
А) Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
Б)В комнате зажгли свет, хотя было еще светло.
В) Поездка за город, назначенная на завтра, переносится и переносится.
Г) Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
9. Укажите ССП.
А) Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня.
Б) Друг не мог ни помочь мне, ни предупредить меня.
В)Лес и горы слились, все опуталось густым туманом.
Г) Чиновник приезжал на другой день на место пожара и сам производил следствие.
10. Укажите неверное утверждение.
А) Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
Б)Частями ССП могут быть распространенные и нераспространенные предложения.
В) ССП состоит из двух или более простых предложений, связанных при помощи сочинительной и подчинительной связей.
Г) Простые предложения в составе ССП являются самостоятельными и равноправными предложениями.
11. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.
А) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Б) Направо белела песчаная коса и вдали темнела груда дальних гор.
В)В зеркальных стеклах качались сосны и плыли серые облака.
Г) В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
12. Укажите неверное утверждение.
А) Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.
Б) Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
В) В ССП простые предложения равноправны по смыслу.
Г) Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
13. Найдите ССП, в которых есть пунктуационная ошибка.
А) Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
Б) Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
В)Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.
Г) Отзвенели капели, и подсохла земля, и грачи полетели на родные поля.
14. В каком предложении союз «И» связывает части сложносочиненного предложения.
А) Художник должен быть и художником, и поэтом, и наблюдателем.
Б) Догорает костер, разложенный в снегу, и вскоре затухает.
В)Своим пронзительным голосом тенор заполнил и овраг, и рощу, и сад.
Г) По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.
15. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Фельдшер поглядел исподлобья на доктора (?) и в его темных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.
А) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом не нужна.
Б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом ставится запятая.
В)ССП, перед союзом запятая не нужна.
Г) ССП, перед союзом ставится запятая.
16. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.
А) Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
Б) Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
В) Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
Г) Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг
.
17. Укажите ССП.
А) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов.
Б) То наползает туман, то дохнет с Ладоги ветер.
В)В ее голосе слышался то восторг, то печаль, то отчаяние.
Г) Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком.
18. В каком из ССП запятая не ставится?( запятые не рассавлены)
А) Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Б) Снега высокие сойдут и солнце выпьет влажный след.
В) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
Г) Бричка ехала прямо а мельница почему-то стала уходить влево.
19. Укажите ССП ( запятые не расставлены).
А) Тепло в уютной кибитке и клонит ко сну.
Б) Бурно вздыхали тополя и клены с гор тянуло запахом осенних выпасов.
В)В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка сделала над золотым потолком круг снизилась чуть не задела острым крылом лицо медной статуи и скрылась за капителью колонны.
Г) Всю неделю не утихал ветер сгоняя снег в крутые плотные сугробы.
20. Укажите количество знаков препинания в ССП.
Весна наступила в этом году ранняя дружная и неожиданная и побежали по деревенским улицам бурливые коричневые сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух а в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми точно крутящимися белыми облаками и воробьи стаями обсыпавшие придорожные ветлы кричали громко и возбужденно.
А) 12
Б) 9
В)10
Г) 11
Тест 4 «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
1. Найдите сложноподчиненные предложения.
А. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.
Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.
В. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Г. Мы вышли к реке, начался дождь, скоро превратившийся в ливень.
2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.
А. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки с пикетами.
Б. Макар и не заметил, что стало светать.
В. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
Г. Только теперь я понял, чтό для него значила эта вещь.
3. В каких предложениях придаточное стоит в середине сложноподчиненного? (Знаки препинания не проставлены.)
А. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
В. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.
Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.
4. Найдите сложноподчиненные предложения.
А. По словам брата Пушкина, Александр был одарен "памятью необыкновенной".
Б. Почти каждый стих комедии Грибоедова обратился в пословицу или поговорку и годится для применения то к тому, то к другому обществу.
В. Звуки торопятся, вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.
Г. Установилась теплая, солнечная погода, которая бывает в горах только в октябре.
5. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано союзным словом.
А. Я прежде всего должен высказать то, в чем до сих пор не решался сознаться самому себе.
Б. Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы.
В. Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.
Г. Мы пошли по той тропинке, которая вела прямо к реке.
6. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточные стоят перед главными. (Знаки препинания не проставлены.)
А. И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. Пушкин)
Б. Мы с сестрой хотели чтобы отец поехал отдыхать.
В. Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива.
Г. Даже более состоятельные дворяне редко тратили столько на воспитание своих детей сколько Арсеньева расходовала на воспитание внука.
7. Найдите сложноподчиненные предложения.
А. В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.
Б. По мере того, как мальчишки взрослели и привыкали к воде, им разрешалось садиться на весла.
В. Ученый должен был узнать, много ли сохранилось предметов, найденных в кургане.
Г. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, теплый, не приносящий прохлады.
8. Найдите сложноподчиненные предложения.
А. Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило, да с темным берегом уныло шепталась горная река.
Б. Это был первый бал после его приезда из Петербурга, однако он присутствовал на нем без удовольствия, не стараясь понравиться.
В. Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.
Г. Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
9. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).
А. (В)следствие того что в этом годе лето знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.
Б. За окном ничего нет кроме фонарей.
В. Пожар возникший (в)следствие неосторожного обращения с огнем уничтожил рощицу.
Г. Чуть брезжило когда нас разбудили.
10. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).
А. Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет что придет в голову а я слушаю с замиранием сердца.
Б. Березки словно девочки босые стоят в снегу.
В. Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним.
Г. Обласканные дети поспешно вошли в дом (что)бы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.
11. Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания.
…есть большое стремление к достижению поставленной цели, можно осуществить самые дерзкие мечты.
А. раз
Б. коль
В. если
Г. как
12.Укажите неверное утверждение.
А. В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
Б. В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
В. Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
Г. В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.
13.Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).
А. Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
Б. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
В. Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.
Г. В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.
14.Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.
А. Я сказал, что люблю осенний лес.
Б. Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
В. Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.
Г. Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.
15.Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
А. Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять ее надолго.
Б. Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и кругом тесно обступит елку.
6. Укажите значение ССП:
Условия жизни изменяются, и зло перестанет господствовать, и человек станет человеку самым близким другом.
А) взаимоисключение
Б) чередование
В)одновременность
Г) последовательность
7. Укажите ССП, в котором не ставится запятая:
А) Люди сильно проголодались лошади тоже устали.
Б)Солнце поднялось и земля обогрелась.
В) Играют вальс и мы танцуем.
Г) Вдали темно и чащи строги.
8. Укажите ССП.
А) Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
Б)В комнате зажгли свет, хотя было еще светло.
В) Поездка за город, назначенная на завтра, переносится и переносится.
Г) Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
9. Укажите ССП.
А) Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня.
Б) Друг не мог ни помочь мне, ни предупредить меня.
В)Лес и горы слились, все опуталось густым туманом.
Г) Чиновник приезжал на другой день на место пожара и сам производил следствие.
10. Укажите неверное утверждение.
А) Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
Б)Частями ССП могут быть распространенные и нераспространенные предложения.
В) ССП состоит из двух или более простых предложений, связанных при помощи сочинительной и подчинительной связей.
Г) Простые предложения в составе ССП являются самостоятельными и равноправными предложениями.
11. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.
А) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Б) Направо белела песчаная коса и вдали темнела груда дальних гор.
В)В зеркальных стеклах качались сосны и плыли серые облака.
Г) В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
12. Укажите неверное утверждение.
А) Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.
Б) Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
В) В ССП простые предложения равноправны по смыслу.
Г) Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
13. Найдите ССП, в которых есть пунктуационная ошибка.
А) Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
Б) Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
В)Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.
Г) Отзвенели капели, и подсохла земля, и грачи полетели на родные поля.
14. В каком предложении союз «И» связывает части сложносочиненного предложения.
А) Художник должен быть и художником, и поэтом, и наблюдателем.
Б) Догорает костер, разложенный в снегу, и вскоре затухает.
В)Своим пронзительным голосом тенор заполнил и овраг, и рощу, и сад.
Г) По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.
15. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Фельдшер поглядел исподлобья на доктора (?) и в его темных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.
А) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом не нужна.
Б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом ставится запятая.
В)ССП, перед союзом запятая не нужна.
Г) ССП, перед союзом ставится запятая.
16. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.
А) Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
Б) Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
В) Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
Г) Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг
.
17. Укажите ССП.
А) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов.
Б) То наползает туман, то дохнет с Ладоги ветер.
В)В ее голосе слышался то восторг, то печаль, то отчаяние.
Г) Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком.
18. В каком из ССП запятая не ставится?( запятые не рассавлены)
А) Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Б) Снега высокие сойдут и солнце выпьет влажный след.
В) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
Г) Бричка ехала прямо а мельница почему-то стала уходить влево.
19. Укажите ССП ( запятые не расставлены).
А) Тепло в уютной кибитке и клонит ко сну.
Б) Бурно вздыхали тополя и клены с гор тянуло запахом осенних выпасов.
В)В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка сделала над золотым потолком круг снизилась чуть не задела острым крылом лицо медной статуи и скрылась за капителью колонны.
Г) Всю неделю не утихал ветер сгоняя снег в крутые плотные сугробы.
20. Укажите количество знаков препинания в ССП.
Весна наступила в этом году ранняя дружная и неожиданная и побежали по деревенским улицам бурливые коричневые сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух а в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми точно крутящимися белыми облаками и воробьи стаями обсыпавшие придорожные ветлы кричали громко и возбужденно.
А) 12
Б) 9
В)10
Г) 11
Тест 4 «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
1. Найдите сложноподчиненные предложения.
А. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.
Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.
В. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Г. Мы вышли к реке, начался дождь, скоро превратившийся в ливень.
2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.
А. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки с пикетами.
Б. Макар и не заметил, что стало светать.
В. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
Г. Только теперь я понял, чтό для него значила эта вещь.
3. В каких предложениях придаточное стоит в середине сложноподчиненного? (Знаки препинания не проставлены.)
А. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
В. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.
Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.
4. Найдите сложноподчиненные предложения.
А. По словам брата Пушкина, Александр был одарен "памятью необыкновенной".
Б. Почти каждый стих комедии Грибоедова обратился в пословицу или поговорку и годится для применения то к тому, то к другому обществу.
В. Звуки торопятся, вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.
Г. Установилась теплая, солнечная погода, которая бывает в горах только в октябре.
5. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано союзным словом.
А. Я прежде всего должен высказать то, в чем до сих пор не решался сознаться самому себе.
Б. Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы.
В. Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.
Г. Мы пошли по той тропинке, которая вела прямо к реке.
6. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточные стоят перед главными. (Знаки препинания не проставлены.)
А. И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. Пушкин)
Б. Мы с сестрой хотели чтобы отец поехал отдыхать.
В. Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива.
Г. Даже более состоятельные дворяне редко тратили столько на воспитание своих детей сколько Арсеньева расходовала на воспитание внука.
7. Найдите сложноподчиненные предложения.
А. В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.
Б. По мере того, как мальчишки взрослели и привыкали к воде, им разрешалось садиться на весла.
В. Ученый должен был узнать, много ли сохранилось предметов, найденных в кургане.
Г. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, теплый, не приносящий прохлады.
8. Найдите сложноподчиненные предложения.
А. Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило, да с темным берегом уныло шепталась горная река.
Б. Это был первый бал после его приезда из Петербурга, однако он присутствовал на нем без удовольствия, не стараясь понравиться.
В. Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.
Г. Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
9. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).
А. (В)следствие того что в этом годе лето знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.
Б. За окном ничего нет кроме фонарей.
В. Пожар возникший (в)следствие неосторожного обращения с огнем уничтожил рощицу.
Г. Чуть брезжило когда нас разбудили.
10. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).
А. Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет что придет в голову а я слушаю с замиранием сердца.
Б. Березки словно девочки босые стоят в снегу.
В. Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним.
Г. Обласканные дети поспешно вошли в дом (что)бы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.
11. Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания.
…есть большое стремление к достижению поставленной цели, можно осуществить самые дерзкие мечты.
А. раз
Б. коль
В. если
Г. как
12.Укажите неверное утверждение.
А. В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
Б. В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
В. Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
Г. В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.
13.Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).
А. Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
Б. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
В. Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.
Г. В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.
14.Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.
А. Я сказал, что люблю осенний лес.
Б. Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
В. Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.
Г. Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.
15.Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
А. Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять ее надолго.
Б. Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и кругом тесно обступит елку.