Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 367
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.
Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».
Осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования, организовать совместную творческую деятельность составляют профессиональную компетенцию современного специалиста.
Задание 8. Объясните значение следующих словосочетаний из текста.
Эмоционально-психологическая атмосфера общения; лингвистическая, коммуникативная и поведенческая компетенции; социальные и индивидуальные черты личности; целевая установка общения; прогнозирование воздействия высказывания на собеседника; люди разного психологического типа и уровня образования.
Задание 9. Определите стержневую идею данного текста, пользуясь словами из текста. Обоснуйте свой ответ. Выразите свое отношение к утверждению автора «для нравственного совершенства недостаточно лишь воспитания, характера, благоприятных обстоятельств».
Очевидно, что совершенным не является хорошо воспитанный и естественно, спонтанно добрый человек.
Нравственное совершенство не вытекает лишь из воспитания, характера или благоприятных обстоятельств; оно представляет собой результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, который предполагается нравственным идеалом. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире, своего отношения к нравственным ценностям и предположения о собственном несоответствии этим ценностям. Оно предполагает автономию и внутреннюю свободу человека и его позитивную определенность в отношении нравственности. Иными словами, появление стремления к нравственному самосовершенствованию возможно на основе хотя бы минимального совершенства, т. е. внутри пространства нравственности.
Задание 10. Составьте и запишите варианты высказывания, уместные в данных ситуациях.
– Составьте варианты извинений за неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, перед ребенком, перед ровесником).
– Вежливо откажите в просьбе ответить на вопрос, в котором вы некомпетентны.
– Вежливо откажите в просьбе пойти в кино с человеком, который вам не
нравится.
– Какие выражения вы употребите, чтобы приободрить заболевшего родственника.
– Подготовьте текст поздравления с днём рождения, стараясь избегать штампов, любимому преподавателю.
– Подготовьте текст новогоднего поздравления, стараясь избегать штампов, декану факультета.
Виды профессионально-коммуникативных ситуаций, соответствующие целям и задачам участников, их психологическим, коммуникативным и ролевым установкам составляют профессионально-деловое общение.
Знание видов и ситуаций профессионально-делового общения позволяет специалистам установить, расширить контакты и добиться положительных результатов при ведении деловых переговоров.
Профессионально-коммуникативное взаимодействие зависит от разных ситуаций общения и характеризуется следующими факторами:
- количество участников общения (один – один, один – группа, группа – группа);
- односторонняя и двусторонняя связь;
- кратковременные и долговременные связи;
- организованное или неорганизованное общение и т.д.
Профессиональное общение предполагает следующие коммуникативные цели:
- информировать слушателя о предмете и цели сообщения (констатировать, убедить, опровергнуть, подвергнуть критике);
- прослушать и понять профессиональную информацию;
- запросить интересующую информацию;
- уточнить, переспросить;
- дать оценку полученной информации;
- вызвать партнера по контакту на обсуждение;
- удержать речевой контакт, сохранить его на будущее.
Перечисленные коммуникативные намерения реализуются в определенных коммуникативных ситуациях профессионального общения:
1. Участие в конференции, симпозиуме и т.п., в котором реализуются все виды устного общения – монолог, диалог, полилог. Основная цель мероприятий - выявление истины, определение нового знания.
2. Участие в семинаре, производственном совещании с возможностью более широкого и детального обсуждения вопросов взаимодействия, в процессе которого наиболее широко используются диалог и полилог. Основная цель – широкое обсуждение общих и частных вопросов.
3. Участие в планировании эксперимента/испытания, обсуждение их результатов, в котором реализуются все виды устного общения. Основная цель общения: определение и реализация стратегии и
тактики исследования или подведение итогов, определение степени достигнутого ожидания.
4. Совместная производственная или научная работа в лаборатории. Основная цель устного общения – проведение эксперимента, обсуждение хода экспериментальных работ, их эффективности и результатов.
5. Личный контакт двух специалистов по инициативе одного из них или обоих с целью запроса, уточнения, критического осмысления обсуждаемых положений. Цель контакта – выяснить мнение, прийти к общему мнению, сблизить позиции. Виды устного общения – монолог и диалог.
6. Участие в выставке профессиональных изделий/достижений:
а) в роли организатора (основная цель устного общения: информировать, рекламировать, заинтересовать специалистов-посетителей, приобщить коллег к исследовательской деятельности, объединить научные/ производственные усилия);
б) в роли посетителя (основная цель: запрос, уточнение, обсуждение, оценка информации для получения нового знания). Особенностью участия в выставке является то, что основная профессиональная информация представлена средствами наглядности – предметно графически или процессуально.
При подготовке и проведении любого вида контакта надо ориентироваться на определенную модель, сценарий акта коммуникации, подходить осознанно к каждому этапу обсуждения. Без этого эффективность делового общения будет низка или даже отрицательна.
Задание 11. Сгруппируйте примеры: 1) те, которые обозначают неофициальную обстановку общения; 2) те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку общения.
На приеме у ректора университета; на собеседовании у работодателя; на вечеринке; на лекции в университете; на студенческой конференции; на совете директоров; на консультации у адвоката; в музее; на корпоративной вечеринке.
Задание 12. Составьте текст делового общения согласно выбранной ситуации (из задания 10).
Задание 13. Определите коммуникативные цели следующих коммуникативных ситуаций.
Конференция «Инновации в науке и образовании»; Всемирная выставка (ЭКСПО) 2025; казахстанская международная выставка «Туризм и путешествия»; встреча с зарубежным партнером; презентация нового оборудования; выставка «Достижения в науке РК».
Задание 14. Проведите работу в группах на тему «Сотрудничество в производстве». Какие формы деловой коммуникации вы выберете?
1 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: один - один;
2 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: один – группа;
3 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: группа – группа;
Задание 15. Подготовьте презентацию нового продукта вашей фирмы. Определите коммуникативные цели и ситуацию общения при показе презентации.
Задание 16. Дополните предложения причастными и деепричастными оборотами, используя слова из скобок.
1) Специальные навыки, (включать) владение умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения, приобретаются в процессе профессиональной подготовки.
2) Культура поведения, (представлять) совокупность социально значимых качеств личности и повседневных поступков человека в обществе, формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества.
3) Эмоциональная культура, (включает) умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, способствует установлению эмоционального контакта в процессе делового взаимодействия.
4) Общая культура речи, (предусматривать) нормы речевого поведения и требования к речи, необходима в любых ситуациях общения.
5) Культура профессионального общения, (характеризоваться) наличием целого ряда требований к речи специалиста, включает владение терминологией данной специальности, умение строить выступление на профессиональную тему, умение организовать профессиональный диалог и управлять им.
Задание 17. Прочитайте текст и озаглавьте его. Разбейте текст на абзацы, выделите микротемы. Сформулируйте основную мысль текста.
1) В постоянных проблемах жизни, которые мы сегодня всенародно обсуждаем, мы ни на минуту не должны забывать о нашем отношении к культуре, потому что в культуре каждой нации лежит часть разгадки человеческой жизни. 2) Известно, что традиция и прошлое – это наследие главных качеств духовной энергии народа. 3) А отвержение традиций напоминает подмену алмазного блеска холодным блеском льда… 4) Идеальный облик культурного государства – обогащать, улучшать и охранять наследство, этот неоплаченный подарок, данный нам прошлым. 5) Думая о судьбе нашей культуры, надо быть неторопливым и осмотрительным среди головокружительного течения дней, среди технического ускорения, в потоке новшеств и мод, так как в современной цивилизации быстрее всего устаревают скороспелые новшества, а незыблемым, прочным остается великое, созданное многими столетиями.
Задание_18.__Трансформируйте_простые_предложения_с_причастными_оборотами_в_сложноподчиненные_предложения_с_придаточным_определительным.'>Задание 18. Трансформируйте простые предложения с причастными оборотами в сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.
Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами, осуществляющееся в процессе профессиональной деятельности. Культура профессиональной деятельности, определяющая ее эффективность, является показателем репутации отдельного специалиста и организации в целом. Для деловой речи