Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 367

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ

Задание 3. Из двух противоположных мнений выберите то, которое Вам ближе, и аргументированно защитите его.

Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.

Вы считаете, что шопинг - терапия - это всего лишь один из мифов, что походы по магазинам подавляют контроль над собственной жизнью.

Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.

Задание 17. Спишите, образуя причастия от глаголов в скобках, расставьте недостающие знаки препинания.

Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».

ИННОВАЦИОННЫЕ ЛИТИЙ-ИОННЫЕ

СЕРНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ

ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ «ЧИНГИСХАН»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ БРАСЛЕТЫ ДЛЯ ЧАСОВ

СУХОЙ КУМЫС

Каждой отрасли науки свойственны свои достижения, открытия и изобретения, без которых невозможно себе представить нашу современную жизнь.

Задание 1. Прочитайте микротексты о величайших достижениях в различных отраслях наук. Определите их значение в жизни человека.

ИСКУССТВЕННОЕ СЕРДЦЕ

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР


Осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования, организовать совместную творческую деятельность составляют профессиональную компетенцию современного специалиста.
Задание 8. Объясните значение следующих словосочетаний из текста.

Эмоционально-психологическая атмосфера общения; лингвистическая, коммуникативная и поведенческая компетенции; социальные и индивидуальные черты личности; целевая установка общения; прогнозирование воздействия высказывания на собеседника; люди разного психологического типа и уровня образования.
Задание 9. Определите стержневую идею данного текста, пользуясь словами из текста. Обоснуйте свой ответ. Выразите свое отношение к утверждению автора «для нравственного совершенства недостаточно лишь воспитания, характера, благоприятных обстоятельств».

Очевидно, что совершенным не является хорошо воспитанный и естественно, спонтанно добрый человек.

Нравственное совершенство не вытекает лишь из воспитания, характера или благоприятных обстоятельств; оно представляет собой результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, который предполагается нравственным идеалом. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире, своего отношения к нравственным ценностям и предположения о собственном несоответствии этим ценностям. Оно предполагает автономию и внутреннюю свободу человека и его позитивную определенность в отношении нравственности. Иными словами, появление стремления к нравственному самосовершенствованию возможно на основе хотя бы минимального совершенства, т. е. внутри пространства нравственности.      
Задание 10. Составьте и запишите варианты высказывания, уместные в данных ситуациях.

– Составьте варианты извинений за неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, перед ребенком, перед ровесником).

– Вежливо откажите в просьбе ответить на вопрос, в котором вы некомпетентны.

– Вежливо откажите в просьбе пойти в кино с человеком, который вам не


нравится.

– Какие выражения вы употребите, чтобы приободрить заболевшего родственника.

– Подготовьте текст поздравления с днём рождения, стараясь избегать штампов, любимому преподавателю.

– Подготовьте текст новогоднего поздравления, стараясь избегать штампов, декану факультета.
Виды профессионально-коммуникативных ситуаций, соответствующие целям и задачам участников, их психологическим, коммуникативным и ролевым установкам составляют профессионально-деловое общение.

Знание видов и ситуаций профессионально-делового общения позволяет специалистам установить, расширить контакты и добиться положительных результатов при ведении деловых переговоров.

Профессионально-коммуникативное взаимодействие зависит от разных ситуаций общения и характеризуется следующими факторами:

- количество участников общения (один – один, один – группа, группа – группа);

- односторонняя и двусторонняя связь;

- кратковременные и долговременные связи;

- организованное или неорганизованное общение и т.д.

Профессиональное общение предполагает следующие коммуникативные цели:

- информировать слушателя о предмете и цели сообщения (констатировать, убедить, опровергнуть, подвергнуть критике);

- прослушать и понять профессиональную информацию;

- запросить интересующую информацию;

- уточнить, переспросить;

- дать оценку полученной информации;

- вызвать партнера по контакту на обсуждение;

- удержать речевой контакт, сохранить его на будущее.

Перечисленные коммуникативные намерения реализуются в определенных коммуникативных ситуациях профессионального общения:

1. Участие в конференции, симпозиуме и т.п., в котором реализуются все виды устного общения – монолог, диалог, полилог. Основная цель мероприятий - выявление истины, определение нового знания.

2. Участие в семинаре, производственном совещании с возможностью более широкого и детального обсуждения вопросов взаимодействия, в процессе которого наиболее широко используются диалог и полилог. Основная цель – широкое обсуждение общих и частных вопросов.

3. Участие в планировании эксперимента/испытания, обсуждение их результатов, в котором реализуются все виды устного общения. Основная цель общения: определение и реализация стратегии и

тактики исследования или подведение итогов, определение степени достигнутого ожидания.

4. Совместная производственная или научная работа в лаборатории. Основная цель устного общения – проведение эксперимента, обсуждение хода экспериментальных работ, их эффективности и результатов.

5. Личный контакт двух специалистов по инициативе одного из них или обоих с целью запроса, уточнения, критического осмысления обсуждаемых положений. Цель контакта – выяснить мнение, прийти к общему мнению, сблизить позиции. Виды устного общения – монолог и диалог.

6. Участие в выставке профессиональных изделий/достижений:

а) в роли организатора (основная цель устного общения: информировать, рекламировать, заинтересовать специалистов-посетителей, приобщить коллег к исследовательской деятельности, объединить научные/ производственные усилия);

б) в роли посетителя (основная цель: запрос, уточнение, обсуждение, оценка информации для получения нового знания). Особенностью участия в выставке является то, что основная профессиональная информация представлена средствами наглядности – предметно графически или процессуально.

При подготовке и проведении любого вида контакта надо ориентироваться на определенную модель, сценарий акта коммуникации, подходить осознанно к каждому этапу обсуждения. Без этого эффективность делового общения будет низка или даже отрицательна.

Задание 11. Сгруппируйте примеры: 1) те, которые обозначают неофициальную обстановку общения; 2) те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку общения.

На приеме у ректора университета; на собеседовании у работодателя; на вечеринке; на лекции в университете; на студенческой конференции; на совете директоров; на консультации у адвоката; в музее; на корпоративной вечеринке.
Задание 12. Составьте текст делового общения согласно выбранной ситуации (из задания 10).
Задание 13. Определите коммуникативные цели следующих коммуникативных ситуаций.

Конференция «Инновации в науке и образовании»; Всемирная выставка (ЭКСПО) 2025; казахстанская международная выставка «Туризм и путешествия»; встреча с зарубежным партнером; презентация нового оборудования; выставка «Достижения в науке РК».
Задание 14. Проведите работу в группах на тему «Сотрудничество в производстве». Какие формы деловой коммуникации вы выберете?

1 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: один - один;

2 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: один – группа;

3 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: группа – группа;
Задание 15. Подготовьте презентацию нового продукта вашей фирмы. Определите коммуникативные цели и ситуацию общения при показе презентации.
Задание 16. Дополните предложения причастными и деепричастными оборотами, используя слова из скобок.

1) Специальные навыки, (включать) владение умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения, приобретаются в процессе профессиональной подготовки.


2) Культура поведения, (представлять) совокупность социально значимых качеств личности и повседневных поступков человека в обществе, формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества.

3) Эмоциональная культура, (включает) умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, способствует установлению эмоционального контакта в процессе делового взаимодействия.

4) Общая культура речи, (предусматривать) нормы речевого поведения и требования к речи, необходима в любых ситуациях общения.

5) Культура профессионального общения, (характеризоваться) наличием целого ряда требований к речи специалиста, включает владение терминологией данной специальности, умение строить выступление на профессиональную тему, умение организовать профессиональный диалог и управлять им.
Задание 17. Прочитайте текст и озаглавьте его. Разбейте текст на абзацы, выделите микротемы. Сформулируйте основную мысль текста.

1) В постоянных проблемах жизни, которые мы сегодня всенародно обсуждаем, мы ни на минуту не должны забывать о нашем отношении к культуре, потому что в культуре каждой нации лежит часть разгадки человеческой жизни. 2) Известно, что традиция и прошлое – это наследие главных качеств духовной энергии народа. 3) А отвержение традиций напоминает подмену алмазного блеска холодным блеском льда… 4) Идеальный облик культурного государства – обогащать, улучшать и охранять наследство, этот неоплаченный подарок, данный нам прошлым. 5) Думая о судьбе нашей культуры, надо быть неторопливым и осмотрительным среди головокружительного течения дней, среди технического ускорения, в потоке новшеств и мод, так как в современной цивилизации быстрее всего устаревают скороспелые новшества, а незыблемым, прочным остается великое, созданное многими столетиями.
Задание_18.__Трансформируйте_простые_предложения_с_причастными_оборотами_в_сложноподчиненные_предложения_с_придаточным_определительным.'>Задание 18. Трансформируйте простые предложения с причастными оборотами в сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами, осуществляющееся в процессе профессиональной деятельности. Культура профессиональной деятельности, определяющая ее эффективность, является показателем репутации отдельного специалиста и организации в целом. Для деловой речи