Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классный руководитель выявляет самое ценное в обществе и закладывает в душу ребенка необходимые нравственные ценности. Воспитатель готовит учащихся к будущей жизни, к вхождению во взрослую жизнь. «Эпоха наступивших перемен, эпоха инноваций и прогресса будет ставить перед педагогом свои условия жизни, проповедовать иные ценности и предъявлять к личности классного руководителя новые требования» [18 с.108].

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

2.1 Методы и приемы диагностики

• Методика изучения мотивов участия старшеклассников в деятельности классного коллектива.

Эта методика направлена на изучение уровня активности учащихся старших классов в деятельности классного руководителя. Она позволяет определить мотивы и причины участия и помощи в проведении и организации внеклассных мероприятий. Учащимся предлагается ответить на 12 вопросов, ответ оценивается по следующей шкале:

- 0 – не привлекает эта деятельность;

- 1 – привлекает слабо (иногда);

- 2 – привлекает в значительной степени;

- 3 – сильно привлекает, хочется участвовать или помогать в организации.

Опросник «Мотивы деятельности учащихся»

1. Меня привлекает интересное дело.

2. Нравится общение с разными людьми, общественными деятелями.

3. Появляется возможность помочь одноклассникам и классному руководителю.

4. Можно передать свои индивидуальные знания в какой-либо определенной области науки.

5. Возможность проявить свои таланты и творчество.

7. Нравится быть лидером и руководить одноклассниками.

8. Участие в делах своего класса.

9. Возможность проявить себя и заслужить уважение ровесников.

10. Хочется постоянно делать добрые дела, совершать поступки, которые бы повысили статус в классе.


11. Быть выше других, выделяться из коллектива, быть инициатором дел.

12. Путем совместной деятельности сформировать определенные черты характера. [2, с.11].

Интерпретация результатов:

- коллективистские мотивы: 3,4, 8, 10;

- личностные мотивы: 1,2, 5, 6, 12;

- престижные мотивы: 7, 9, 11.

• Диагностика успешности деятельности классного руководителя.

Для проверки эффективности деятельности классного руководителя была предложена Анкета «Классный руководитель глазами детей». Анкета содержит 13 вопросов и предполагаемые ответы, которые помогают понять взаимоотношения учащихся и их наставника, уровень культуры и взаимопонимания одноклассников. Анкета дана в Приложении 3.

Анкетные вопросы имеют вариативные ответы, одни ответы точные, конкретные, а другие объемные, имеющие конкретные пожелания, советы, предположения или нарекания.

2.2 Анализ экспериментальных данных

Диагностика изучения мотивов и причин участия старшеклассников в деятельности классного коллектива, в оказании помощи в подготовке и проведении различных мероприятий в классной среде позволила определить уровень заинтересованности в самоуправлении. Это отражено в Таблице 5.

Таблица 5

Средние статистические данные по определению мотивов старшеклассников

Мотивы

Общее количество

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Коллективистские

158 / 7,9

9-12 б.

8 чел.

6-8 б.

10 чел.

1-5 б.

2 чел.

Личностные

175 / 8,8

12-15 б.

6 чел.

8-11 б.

9 чел.

1-7 б.

5 чел.

Престижные

83 / 4,2

8-9 б.

2 чел.

5-7 б.

8 чел.

1-4 б.

10 чел.

Из 20 исследуемых детей коллективистские мотивы высокого уровня имеют 8 человек, половина подростков имеют средний уровень возможностей участия в делах класса. Этот показатель говорит нам о том, что при хорошей работе педагога с отдельными детьми можно сформировать настоящую команду, способную организовать и провести мероприятие. Личностные мотивы наиболее ярко проявляются в данной среде – общий и средний показатель баллов самый высокий. Это дети склонные к творчеству, могут стать инициаторами многих дел, так как их основу составляют умение общаться с другими детьми и желание приобрести новые знания, новую информацию. Престижные мотивы в группе на низком уровне: лишь 8 человек имеют средний показатель – это свидетельствует о малом количестве подростков, желающих быть лидерами, быть всегда первыми.


На основании средних статистических данных была составлена Диаграмма 1.

Диаграмма 1. – Мотивы участия старшеклассников в деятельности

Диагностика успешности работы классного руководителя позволила определить оценку личностных отношений между педагогом и детьми. Ответы подростков можно увидеть в сопоставлении.

• С каким настроением вы идете в школу?

1 - с радостью = 13

2 - с привычным равнодушием = 2

3 - предчувствие неприятности = 5

4 - желание не посещать ее = 0

Диаграмма 2. – Настроение школьника

• Бывают ли у вас неприятности (трудности) в школе?

1 – часто = 2; 2 – редко = 15; 3 – никогда = 3.

Диаграмма 3. – Неприятности (трудности) в школе

• Как часто случаются конфликтные ситуации с классным руководителем?

1 - часто =4 2 - редко =11 3 - никогда = 5.

Диаграмма 4. – Уровень конфликтных ситуаций с классным руководителем

• Как ты считаешь, какую роль выполняет классный руководитель в вашем классе?

1 - контроль за посещением занятий = 2;

2 - контроль за успеваемостью и дисциплиной = 6;

3 - роль второй мамы = 2; 4 - организатор досуга = 8;

5 - помощник-консультант в трудных проблемах = 2.

Диаграмма 5. – Роль классного руководителя в классе.

• Что предпринимает чаще всего классный руководитель по отношению к тебе?

1 – хвалит =3; 2 – подбадривает = 5; 3 - делает замечания = 4;

4 – ругает = 0;

5 - жалуется родителям = 3; 6 - дает добрый совет = 6.

Диаграмма 6. – Межличностные отношения между классным руководителем и учащимися

• Какие качества тебе хотелось бы перенять у наставника?

1 - доброжелательный характер = 6; 2 - манеру поведения = 3;

3 - аккуратность и стиль в одежде = 0; 4 - такт и понимание =8;

5 - энциклопедические знания = 4.

Диаграмма 7. - Качества наставника

Результаты экспериментального исследования показали, что 65% учащихся шестого класса ходят с удовольствием и радостью в школу, этот факт свидетельствует о благоприятной обстановке в классном коллективе. В то же время 25% детей что-то тревожит, они обеспокоены, у них появилось чувство страха, они ждут от школы и преподавателей неприятностей. 75% подростков пережили конфликтные ситуации в классном коллективе, у них произошли неприятные выяснения, проблемные отношения со своим наставником-педагогом. Это дает определенный толчок классному руководителю – пересмотреть и отрегулировать межличностные отношения с детьми. Больше половины детей довольны работой классного руководителя (60%) – анализ этих ответов вызывает противоречие с предыдущими данными, но можно предположить, что многие критические ситуации, проблемы были оценены классным руководителем верно, и это вызвало доброжелательное отношение к педагогу. Прекрасно то, что дети еще хотят подражать классному руководителю, отмечая его лучшие качества – доброжелательность, тактичность и взаимопонимание.


Экспериментальные данные показывают отношение детей, как к школе, так и к классному руководителю: им интересно в школе, они с уважением относятся к своему наставнику, их поведение направлено на личностное развитие. У этих детей сложились дружелюбные отношения со всеми взрослыми, окружающими их. И родители, и дети заинтересованы в совместной работе с классным руководителем, следовательно, поставленные цели и задачи оказались реальными в коллективе.

Вывод по второй главе

Для экспериментального исследования были подобраны две методики, позволившие определить уровень деятельности классного руководителя в шестом классе общеобразовательной школы. Цели и задачи, поставленные в этом классе, принесли определенные достижения на этом уровне развития. Направления воспитательного процесса выбраны педагогом правильно, но следует внести небольшие корректировки, учитывая, что

- возможности и способности учащихся не реализованы полностью;

- в классном коллективе есть группировки, но ярко выраженных лидеров нет;

- наблюдаются отклонения в нравственном воспитании – иногда не соблюдаются нормы и правила поведения, речь «пестрит» нецензурными выражениями. На основе диагностических данных необходимо внести целевые установки на планируемый период.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема курсовой работы достаточно интересна и полезна для будущих педагогов, так как она заставила задуматься: «Каким классным руководителем буду я?». Надо отметить, что воспитание детей тогда будет иметь успех, когда будет содружество и единство трех компонентов – «родители- школьники – педагоги». Призван соединить это классный руководитель в своем маленьком «государстве» со своими принципами, задачами и делами. Сколько бы ни говорили о близости классного руководителя и детей, практика доказывает обратное – между ними всегда должна быть невидимая дистанция. Эта дистанция базируется на авторитете педагога, его профессиональных и личностных качеств.

В ходе теоретического исследования, было выяснено, что современный классный руководитель имеет определенный статус в обществе, его деятельность строится на гуманистической системе и инновационных технологиях. Педагог-воспитатель понимает сущность воспитательной программы развития подрастающего поколения в комплексе взаимосвязывающих компонентов: реальные возможности педагога и детского коллектива, индивидуальность психологического и психического развития, управление и самоуправление.


В основе воспитательной деятельности классного руководителя лежит способность претворить теоретические знания в практику. Сегодня для работы педагогов представлено много концепций воспитательной работы, направлений и ориентиров. Об этом свидетельствует ежегодный конкурс педагогического мастерства «Самый классный руководитель». В основе всех концепций – понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности. Главная цель, которую ставит педагог, - это реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию.

В курсовой работе предложено несколько направлений, по которым строится программа воспитательной работы, многие из них повторяются во всех концепциях: нравственное воспитание, воспитание коммуникативных и организаторских навыков, интеллектуально-познавательное, трудовое (подготовка к труду и выбору профессии), физическое (здоровый образ жизни), эстетическое, самоуправление и работа с родителями.

В экспериментальном исследовании было проверено два важных условия эффективной деятельности классного руководителя: во-первых, выяснены были причины, побуждающие школьников участвовать в школьной жизни, их уровень активности и инициативности; во-вторых, проверены межличностные отношения учащихся шестого класса и их классного руководителя. Анализ статистических данных позволил сделать определенные выводы по конкретному классу:

- возможности и способности учащихся не реализованы полностью;

- в классном коллективе есть группировки, но ярко выраженных лидеров нет;

- наблюдаются отклонения в нравственном воспитании – иногда не соблюдаются нормы и правила поведения, речь «пестрит» нецензурными выражениями. Этот факт говорит о постоянной целенаправленной работе классного руководителя по корректировке воспитательного плана.

Материал курсовой работы можно использовать в педагогической деятельности школьного коллектива. Его можно расширить за счет практических разработок классных мероприятий с использованием интерактивных методов и приемов и написать дипломную работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М., 1995. – С.24

2 Байбородова Л. Методика изучения мотивов участия школьников / Л.Байбородова. – М., 2007. – С.11.

3 Балясная Л.К. Педагог и воспитательный процесс в школе / Теория воспитания // Классный руководитель. – М., 2000. - № 6. – С.3,4.