Файл: Организованная образовательная деятельность в детском саду.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы организации обучения в ДОУ
Сущность процесса обучения детей
1.2 Особенности организации обучения детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические основы организации ООД в ДОУ
1.4 Виды ООД и требование к организации
2.1. Организация исследования особенностей организованной деятельности
2.2. Анализ особенностей организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении
Содержание:
Введение
Актуальность. Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности.
Обучение – это процесс освоения детьми содержания социального опыта, необходимого для развития в соответствии с возрастом.
Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. Назначение обучения – научить ребёнка любому виду деятельности, который вызвал у него интерес.
Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я.А. Коменского «Материнская школа».
Российский педагог К.Д. Ушинский развил дидактические принципы обучения. Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина [7,15].
В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Возглавила исследования А. П. Усова.
На сегодняшний день разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются и внедряются в практику образовательной деятельности новые средства, в частности информационные технологии, возможности их применения в детском саду (А.Н. Давидчук, С.А. Козлова, С.Л. Новоселова и др.)[34].
До внедрения ФГОС ДО занятия были основной формой обучения и образовательная работа с детьми, особенно в старших группах, все больше становилась похожа на обучение в школе. Возникла проблема у современных детей высокие показатели умственного развития, обнаруживается в расхождении между количеством и качеством знаний. Часто знания детей бессистемны, отрывочны, разрознены - это ведет к низкому уровню обобщений формирования понятий; недостаточно сформированной анолитико – синтетической деятельности[35].
В настоящее время существует много позиций на предмет организации специальных занятий в ДОУ. Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями. Реализуется личностно – ориентированная модель образования, обучения в совместно – партнерской деятельности осуществляется в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.
Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленным и интересным, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности- игре [21].
Данные положения обусловили выбор темы и позволили определить параметры курсовой работы.
Объект – процесс обучения
Предмет – организованная образовательная деятельность
Цель – выявить особенности организации и проведения организованной образовательной деятельности в ДОУ в разных видах
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью ее теоретического обоснования.
2. На основе анализа теоретических источников описать особенности структуры и методик организации разных видов организованной образовательной деятельности.
3. Описать опыт работы Шаровой Марины Владимировны Воспитателя МБДОУ № 8 «Буратино» г. Охи по использованию разных видов организационной образовательной деятельности в процессе обучения.
Глава 1.Теоретические основы организации обучения в ДОУ
Сущность процесса обучения детей
Обучение - это процесс освоения детьми содержания социального опыта, необходимого для развития в соответствии с возрастом. В процессе дошкольного образования детьми усваивается тот состав социального опыта, который необходим для полноценного их развития и вхождения в социум. В процессе освоения образования дети в этот возрастной период: получают систематизированные представления об окружающем мире, себе, других людях; осваивают способы деятельности; приобретают опыт творческой деятельности – опыт применения имеющихся знаний, умений, навыков в разных, нетипичных ситуациях жизни; вырабатывают первые ценностные отношения к себе, окружающему, складываются личностные качества.
Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я. А. Коменского «Материнская школа» [13,104].Следующий весомый шаг в создании дидактики детского сада сделал Ф. Фребель, разработавший систему обучения в детском саду.
В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам К.Ушинского, который считал, что «до книжное обучение» должно быть направлено на развитие умственных сил и речи ребенка, формировать умения управлять своими психическими процессами и поведением.[14,105].
Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт, Е. И. Тихеева, Е.А. Флерина.
В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения, которое возглавила А.П. Усова.
Были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, позволяющие наилучшим образом решать поставленные задачи, разработаны эффективные методы и приемы обучения. Предлагалось прямое обучение детей на обязательных коллективных занятиях, за которыми закреплялись определенное место и время в режиме дня.
Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков).
В настоящее время педагогами-исследователями разрабатывается содержания и формы организации обучения в ДОУ (О.А. Скоролупова , Н.В. Федина), использование образовательных технологий и ИКТ( Л.А. Парамонова, С.А. Козлова ); проблемы общения между детьми в процессе обучения(Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова)
Обучение дошкольников имеет свои особенности.
1. Учебно-познавательная деятельность детей в процессе обучения тесно связана с игрой.
2. Обучение дошкольников осуществляется в разных формах (на экскурсиях, в играх, в разных видах деятельности, в повседневной жизни и т.д.) при ведущей роли взрослого, который целенаправленно передает детям социальный опыт.
3. Необходимо обеспечивать непосредственное восприятие детьми изучаемых свойств предметов и явлений окружающего мира.
4. Важен интерес детей к обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат.
5. Уровень развития психических процессов определяет ряд особенностей построения учебных заданий на занятиях с детьми:
- в младшем возрасте учебно-познавательные задания даются педагогом ступенями (пошагово) по мере их выполнения детьми; преобладание возбуждения над торможением указывает на необходимость построения кратких, четких инструкций к заданиям, использованию преобладающего числа простых предложений.
-в старшем возрасте необходимо формировать навыки универсальных учебных действий.
6. В процессе обучения решаются в единстве 3 функции: образовательная - обогащение знаниями; развивающая – развитие психических свойств личности и воспитательная - усвоение социальных норм[15 ,125].
Обучение детей проходит в процессе взаимодействия взрослого (педагога) и детей в различных формах, в регламентированной, свободной и самостоятельной деятельности участников образовательного процесса. Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: авторитарным, демократическим, либеральным. В зависимости от стиля формируется модель процесса обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели. При доминировании демократического стиля взаимодействия педагога и детей складывается личностно-ориентированная модель[17,126].
Цель такого обучения - развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов, т.е. личностное становление ребенка, обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности. Для реализации этой цели следует поддерживать у ребенка, начиная с первых лет жизни, желание приобщаться к миру человеческой культуры, передавать ему средства и способы, необходимые для этого приобщения.
В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка (Ш. А. Амонашвили). Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и укреплять его «могу». Главная обязанность педагога-организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обучаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования [16,43].
В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.
Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми, дает образец способов выполнения задания, направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.
Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не
предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может.
Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность – это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка - к другому.[9,59]
Складывается определенный стиль делового сотрудничества, в основе которого – диалог равных партнеров (Т.А. Куликова).
В опосредованном обучение педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, т.е. активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников.
Девиз: «Научился сам – научи другого».
Введение в действие ФГОС ДО определило подходы к организации процесса обучения дошкольников на современном этапе.
Таким образом можно сделать вывод, современные подходы к организации обучения старших дошкольников способствуют формированию интеллектуальной культуры, креативности и самостоятельности детей. Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности.
1.2 Особенности организации обучения детей старшего дошкольного возраста
Приступая к рассмотрению особенностей организации обучения дошкольников, обратимся к анализу литературных источников для определения возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Д. Б. Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития—от отделения себя от взрослого («я сам») до открытия своей внутренней жизни, самосознания. При этом решающее значение имеют характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведения [7,74].
А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий. В 5-7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями[12,50].
Л. С. Выготский отмечал, что в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – комплексы, псевдопонимания. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного включения в активную познавательную деятельность.