Файл: Организованная образовательная деятельность в детском саду.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы организации обучения в ДОУ
Сущность процесса обучения детей
1.2 Особенности организации обучения детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические основы организации ООД в ДОУ
1.4 Виды ООД и требование к организации
2.1. Организация исследования особенностей организованной деятельности
2.2. Анализ особенностей организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении
1.4 Виды ООД и требование к организации
В настоящее время широко используется следующая классификация занятий ДОУ(по С.А. Козловой)с детьми дошкольного возраста.
Основание классификации |
Название |
1. Дидактическая задача |
1. Занятия усвоения новых знаний, умений; 2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений; 3. Занятия творческого применения знаний и умений; 4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач. |
2. Содержание знаний (раздел обучения) |
1. Классические занятия по разделам обучения; 2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения). |
На современном этапе в практике ДОУ преобладают комплексные ООД, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач: систематизации знаний и умений; развитие творческих способностей. При проведении комплексной непосредственно образовательной деятельности - реализация задач происходит средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
В комбинированной организованной образовательной деятельности - сочетаются разные виды деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Интегрированная организованная образовательная деятельность имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики - ООД должна быть небольшой по объему, но емкой, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.
Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как «настроение», с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент - образ.[28]
Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовление декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведение с чтением стихотворения, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.
В практике организации и проведения занятий популярностью пользуются нетрадиционные виды занятий, которые применяются преимущественно в старших группах ДОУ.
Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.
Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.
Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, занятие – «дублер начинает действовать» и т. д.
Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.
Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.
Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д.
Безопасной формой взаимодействия с ребенком является использование сказкотерапевтических занятий с детьми, которые наиболее соответствуют особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка[10,86].
Достижение положительных результатов во время ООД зависит от правильной организации учебного процесса. Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям. Длительность организованной образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно [27].
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часов в неделю (игровая, музыкальная, общение, развитие движений). Продолжительность организованной образовательной деятельности должна быть не более 10 минут.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе - 2 часа 45 минут, в средней группе - 4 часа, в старшей группе - 6 часов 15 минут, в подготовительной группе - 8 часов 30 минут [24,76].
Продолжительность организованной образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младших и средних группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часов соответственно. В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между организованной образовательной деятельностью - не менее 10 минут.
Организованную образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать ее с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.
Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день [3].
В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.
Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.
Особой значимостью при проведении ООД является соблюдения дидактических и организационных требований.
Дидактические требования к проведению ООД:
- точное определение образовательных задач занятия, его место в общей системе образовательной деятельности;
- творческое использование при проведении занятия всех дидактических принципов в единстве;
- определять оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
- выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия;
- обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер занятий, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
- использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
- систематически осуществлять мониторинг усвоения детьми программного материала
Организационные требования к проведению ООД:
- иметь в наличие продуманную технологическую карту занятия;
- четко определить цель и дидактические задачи ООД;
- грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
- поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
- занятие следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
- при организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
Следовательно, можно сделать вывод что, для всестороннего развития детей, укрепления и сохранения их здоровья, необходимо не только рационально осуществлять выбор определенного вида ООД, но и соблюдать дидактические, организационные и санитарно-гигиенические требования к проведению организованной образовательной деятельности в ДОУ.
1.5 Методика проведения ООД
Образовательная деятельность организуется в форме совместной деятельности взрослых и детей.
В любой организованной образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход организованной образовательной деятельности и окончание [20,12].
Начало предполагает непосредственную организацию детей. Впервые 5 мин идет процесс «врабатывания» и работоспособность детей невысокая.
Цель: переключить внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.
Начиная ООД, взрослый не обязывает и не принуждает детей, а:
создаёт атмосферу заинтересованности и положительного эмоционального настроя на деятельность, обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы, предлагает детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям, создает образовательную (проблемную) ситуацию.
Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Объяснение не должно занимать более 3-5 мин. Определение темы вместе с детьми, а не сообщение ее детям дает шанс на то, что изучение определенной проблемы или вопроса будет глубоким, интенсивным и довольно длительным, потому что поставленная цель детьми осознана[34].
Для начала это приглашение к деятельности: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»).
Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
Младший дошкольный возраст
Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д.
Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
Вы предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.
Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек. Эти игрушки используются и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.
Средний возраст
В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.
Первый тип как для предыдущей возрастной группы.
Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы- зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).