Файл: Организованная образовательная деятельность в детском саду.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы организации обучения в ДОУ
Сущность процесса обучения детей
1.2 Особенности организации обучения детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические основы организации ООД в ДОУ
1.4 Виды ООД и требование к организации
2.1. Организация исследования особенностей организованной деятельности
2.2. Анализ особенностей организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении
На занятиях проводимых совместно с музыкальным руководителем, таких как «Мой город Оха», «Братья наши меньшие», «Зимняя сказка», осуществлялись инсценировки сказок, театрализации песенок, игра на музыкальных инструментах детского оркестра, выполнялись движения с различными атрибутами (Приложение 3).
Занятия с преподавателями по изо деятельности включали задачи по знакомству с живописью, графикой, продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию. На занятии «Золотая осень» обобщались и систематизировались знания об осени, а в заключение дети рисовали осенний пейзаж (Приложение 4).
Инструктор по физической культуре во взаимодействии с воспитателем на интегрированных занятиях использовали: многочисленные карточки с изображением физических упражнений разной направленности, схемы строения скелета, тела человека, плакаты с правилами здорового питания и полезных продуктов.
Подготовка к интегрированным занятиям проходила заранее, имелись все необходимые демонстрационные, раздаточные материалы, соответствующие дидактические игры тематикам; разрабатывались планы-конспекты ООД. Организационная часть организованной образовательной деятельности проводилась четко, переход к следующему этапу плавный, логичный. Как правило, это были имитационные и дидактические игры для актуализации прежних знаний, чтобы сделать их необходимыми, нужными, кроме того, осуществлялась психологическая подготовка детей к изучаемой теме. Этот этап давал возможность оценить степень готовности детей к восприятию нового материала.
После сообщения цели или темы ООД, для организации внимания использовался демонстрационный материал, проблемные вопросы, загадки для восстановления прошлого занятия в ходе повторения.
Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы, созданием проблемных ситуаций. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе непосредственно образовательной деятельности сохранялся доброжелательный тон. Материал подбирался эффективно в соответствии с целями и задачами занятия. Вопросы и задания способствовали более глубокому усвоению материала. Дети учились работать вместе и самостоятельно, осуществляя само и взаимоконтроль.
Текущее инструктирование при выполнении творческих работ оказывалось в виде наводящих вопросов, дополнительных уточнениях в способах выполнения различных действий.
Дети с удовольствием включались в игры, помогали героям, попавшим в трудные ситуации, осуществляли плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на различную тематику, отгадывали загадки, сочиняли сказки.
На некоторых занятиях физкультурные минутки заменялись элементами психогимнастики по содержанию темы, суть которых заключается в разыгрывании пантомимических этюдов на изображение отдельных эмоциональных состояний, черт характера персонажей. Дошкольники знакомились с элементами выразительных движений, что в свою очередь является залогом успешного образного перевоплощения, активизации самостоятельного поиска детьми выразительных движений.
Важной особенностью интегрированных занятий является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятий использовались разнообразные виды детской деятельности, которые интегрировались между собой, например, драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовление декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.
Дети обучались мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать окружающую действительность, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.
Закрепление знаний проводилось в ходе индивидуальных и коллективных вопросов по теме и свидетельствовало об усвоение детьми изученного материала. При подведении итога занятий, как правило, дети самостоятельно озвучивали, чем они занимались. Чтобы оставить у ребят позитивный эмоциональный опыт от прошедшего занятия и сформировать положительную мотивацию на будущее все занятия заканчивались сюрпризными моментами.
Следовательно, использование занятий интегрированного характера предоставили детям возможность, реализовать свои творческие способности, коммуникативные умения, так как на каждом занятии необходимо было, свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивался познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу и опыт работы пришли к выводу, что организованное образовательное деятельность - это деятельность основанная на одной из специфических детских видов деятельностей осуществляемая совместно с взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости: от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования, решения конкретных образовательных задач. Строится с учетом личностного и деятельного подхода к развитию ребенка, через обучения разным видам деятельности.
Современные подходы к организации обучения старших дошкольников способствуют формированию интеллектуальной культуры, креативности и самостоятельности детей. Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности. Развитие и формирование ребенка проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
В работе мы описали сущность обучения, формы: разных видов ООД; организации ООД в совместной и самостоятельной и анализа результативности. Педагогические основы и методику организации образовательной деятельности в ДОУ.
«Занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием стала интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается.
Поэтому считаем, что цель достигнута.
Список литературы
- Об образовании в Российской Федерации. М.: Проспект, 2013.160с.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
- СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться/ А. Жигульский. М.: 2009. 63с.
- Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада: Программа и методические рекомендации.М.:Мозаика-Синтез,2017.
- Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 2-е изд., испр. и доп. М.: Культура, 2015. – 240с.
- Бондаренко Т.М. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. Учитель, 2007. 272 с.
- Богуславец Л.Г. Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение. 2015. 192 с.
- Веракса Н.Е. От рождения до школы. М.: Мозаика – Синтез, 2014. 336 с.
- Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии Л.С. Выготский. М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. 1008с.
- Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики. М.: Академия, 2001. 320с.
- Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 80с.
- Запорожец A.B. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М.: Просвещение, 2007 .50с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр Академия. 2000. 416 с.
- Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2010. – 112 с.
- Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. Пособие. М.: Просвещение. 2010.256 с.
- Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2010. 57 с.
- Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. М.: Детство-Пресс, 2010. 272с.
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб., 2011. 80с.
- Никитина С. В. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика, 2013. № 3. С. 12-13.
- Белая К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2012. №1
- Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии // Педагогика. 2007. №8. С.60-64.
- Васюкова. Н. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности / Детский сад от А до Я. 2012. №6.
- Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. – Занятие в детском саду : современные требования, схемы анализа, конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2009. 131 с.
- Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. 2010. № 1. С. 2-10.
- Шульгина Е.В. Общественно-педагогическая деятельность Е.И. Тихеевой как составная часть авторской педагогической системы // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.58. М., 2005.
- [Электронный ресурс] АКТИОН МЦФЭР. 2010-2016. URL: http://litterref.ru. (дата обращения: 12.02.2019).
- Грязнова И. Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду. [Электронный ресурс] Социальная сеть работников
образования 2010-2014 URL: http://www. nsportal.ru . (дата обращения: 20.02.2019). - Жукова И. Организация и проведение комплексных и интегрированных занятий в ДОУ. Их специфика и различие. [Электронный ресурс] Международный образовательный портал Маам 2010-2016 URL: http://www.maam.ru. (дата обращения 01.03.2019)
- Митина И.Ю. Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность. [Электронный ресурс] Социальная сеть работников образования 2010-2014 URL: http://nsportal.ru. (дата обращения 01.03.2019)
- Михеева Е. Современные подходы к организации обучения старших дошкольников. [Электронный ресурс] URL: http://el-mikheeva.ru/avtor/sovremennyie-podhodyi-k-organizatsii-obucheniya-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 01.03.2019).
- Николаенко А.П. Организация непосредственно образовательной деятельности способствующая успешности ребенка в образовательном процессе. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/78/558/71802.php (дата обращения 20.02.2019).
- Снопко Е. О некоторых подходах к мотивации детей к совместной деятельности со взрослым. [Электронный ресурс] URL: http://www.maam.ru/detskijsad/o-nekotoryh-podhodah-k-motivaci-detei-k-sovmestnoi-dejatelnosti-so-vzroslym.html (дата обращения 20.02.2019)
- Терашкович А.И. Возрастные особенности старших дошкольников. [Электронный ресурс] URL: http://www.maam.ru/detskijsad/vozrastnye-osobenosti-starshih-doshkolnikov.html (дата обращения 20.02.2019)
- Чепцова Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников [Электронный ресурс] URL: http://superinf.ru/viewhelpstud.php?id=2099 (дата обращения 20.02.2019)
- Общее понятие о дидактике учреждения дошкольного образования [Электронный ресурс] https://studfiles.net/preview/5707680/page:35/ (дата обращения 20.01.2019)
- Лобанова Т.И. Новые подходы к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. [Электронный ресурс] https://my.webinar.ru/record/616387 (дата обращения 2.03.2019)
- Луначарский А.В. Основные требования к подбору и проведению физкультминуток. [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/osnovnye-trebovaniia-k-podboru-i-provedeniiu-fizku.html (дата обращения 17.02.2019)
- Папенькина Е.В. Современные формы организации образовательной деятельности дошкольников. [Электронный ресурс] https://open-lesson.net/6094/ (дата обращения 10.01.2019)
План обобщающих интегрированных занятий
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Мой город Оха»
Срок: 3 неделя сентября
Цель: расширение представлений детей о родной стране. Формирование интереса к «малой Родине».
Программное содержание
Образовательные задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о России и своей «малой Родине». Активизировать словарный запас по теме «Достопримечательности города Оха». Совершенствовать грамматический строй речи. Учить детей воспринимать музыкальное произведение.
Развивающие задачи:
Развивать навыки связной речи, память, мышление, мелкую моторику. Закреплять умение детей рисовать нетрадиционным способом: ватными палочкам, пальчиками, штампами (по выбору).
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к отражению в рисунках впечатлений и представлений о праздничных событиях. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать чувство любви и патриотического отношения к Родине.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Интеграция детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.
Тема: «Бабушка Загадушка»
Срок: 3 неделя октября
Цель: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей о сборе урожая
Программное содержание
Образовательные задачи:
Учить ходьбе по ограниченной поверхности с перешагиванием через предметы. Совершенствовать двигательные умения и навыки при прыжках на двух ногах с
продвижением вперед. Активизировать словарный запас по теме «Овощи». Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие задачи:
Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве. Развивать навыки связной речи, память, мышление, мелкую и общую моторику. Закрепить навыки посадки и ухода за растениями. Закрепить представления о здоровье, здоровом образе жизни, полезных продуктах.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Формировать обобщенные представления о труде взрослых; воспитывать уважение к труду взрослых.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Интеграция детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, двигательная.
Тема: «Золотая осень»
Срок: 3 неделя ноября
Цель: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений осенью
Программное содержание
Образовательные задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Активизировать словарный запас по теме «Осень», «Деревья». Совершенствовать грамматический строй речи. Учить детей воспринимать музыкальное произведение П.И. Чайковского «Осень»; познакомить с репродукциями И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень».
Развивающие задачи:
Развивать навыки связной речи, память, мышление, тонкую и общую моторику. Закреплять умение детей рисовать осенний пейзаж.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к отражению в рисунках впечатлений и представлений о природе. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная, музыкальная.
Тема: «Зимняя сказка»
Срок: 3 неделя декабря
Цель: расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы
Программное содержание
Образовательные задачи:
Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних природных явлениях. Упражнять детей в подборе слов определений к заданным словам. Активизировать словарный запас по теме «Зима». Совершенствовать грамматический строй речи. Учить детей воспринимать музыкальные произведения.
Развивающие задачи:
Развивать навыки связной и интонационной речи, память общую и мелкую моторику рук, познавательный интерес, непроизвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление. Побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности. Закреплять навыки аккуратного наклеивания.