Файл: Органолептическая оценка продовольственных товар.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что в нашей жизни существует проблема питания. Жизнь человека, его здоровье и труд не возможны без полноценной пищи. Всё, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи.

Продовольственные товары – это товары, произведенные из продовольственного сырья и используемые в пищу в натуральном или переработанном виде.

Согласно теории сбалансированного питания в рационе человека должны содержаться не только белки, жиры и углеводы в необходимом количестве, но и такие вещества, как незаменимые аминокислоты, витамины, минералы. Таким образом, продовольственные товары являются основой жизнедеятельности человека.

Качество продовольственных товаров является одной из основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.

Все продовольственные товары должны быть безопасны для здоровья, надежны при изготовлении и хранении. 

Цель этой курсовой работы: теоретические основы органолептического метода при оценке качества продовольственных товаров и изучение свойств и показателей качества образцов молочной продукции.

Задачи, поставленные в данной работе:

– определить преимущества и недостатки органолептического метода;

– изучить факторы, влияющие на качество пищевых продуктов;

– рассмотреть методы органолептической оценки;

– определить особенности органолептической оценки;

Структура данной курсовой работы представляет собой документ, состоящий из 30 страниц, в которые входит две главы. Они разделяются на три и два раздела. В первой главе есть три рисунка, так же есть две таблицы. Во второй главе находится четыре таблицы и один рисунок.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ

1.1 Преимущества органолептического метода и его недостатки

Глава 2. Оценка качества образцов продукции однородной группы продовольственных товаров органолептическим методом

2.1 Характеристика исследуемых образцов

Маркировка первого и второго образца полутвердого сыра «Российский» от производителя «Невские сыры» и от производителя «Кипренский молочный завод» указана в таблица 3 согласно ТР ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (рис. 4)

Таблица 3

Анализируя таблицу можно сделать вывод о том, что полутвердый сыр «Российский» от производителя «Невские сыры» и от производителя «Кипренский молочный завод» по маркировки соответствует требованиям ТР ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (с изменениями на 14 сентября 2018 года).

2.2 Исследование органолептических характеристик, исследуемых образцов продовольственных товаров

Органолептическая оценка образца 1 полутвердых сыров «Российский» согласно ГОСТ 32260-2013 «Сыры полутвердые. Технические условия» указана в таблице 4.

Анализируя таблицу можно сделать вывод о том, что полутвердый сыр «Российский» от производителя «Невские сыры» и от производителя «Кипренский молочный завод» по органолептические оценки соответствует требованиям в прописанном ГОСТ 32260-2013 «Сыры полутвердые. Технические условия».

Таблица 4

Продолжение таблицы 3

Для анализа физико-химических показателей были взяты протоколы Росконтроля оценки качество аналогичных образцов полутвердых сыров «Российский». Исследование качественных характеристик проводилось согласно ГОСТ 32260-2013 «Сыры полутвердые. Технические условия» в таблице 5.

Таблица 5

Проанализировав таблицу можно сделать вывод о том, что полутвердый сыр «Российский» от производителя «Невские сыры» и от производителя «Кипренский молочный завод» по физико-химическим показателям соответствует требованиям ГОСТ 32260-2013 «Сыры полутвердые. Технические условия».

Балльная оценка маркировки и органолептических показателей сыра «Российский» от производителя «Невские сыры» и от производителя «Кипренский молочный завод» по требованиям РОСКАЧЕСТВА указаны в таблице 6. Баллы взяты из ГОСТ 32260-2013 «Сыры полутвердые. Технические условия».

Таблица 6

Продолжение таблицы 6

По результатам исследования можно сделать вывод, что полутвердый сыр «Российский» от производителей «Невские сыры» по ГОСТ 32260-2013 «Сыры полутвердые. Технические условия» можно отнести в сорт: высший, так как органолептическая оценка дала 90 баллов, а сама маркировка 4 баллов. А сыр «Российский» от «Кипренский молочный завод» нужно отнести в сорт: первый, так как органолептическая оценка дала 84 баллов, а сама маркировка 5 баллов. (таблица про сорт написана в первой главе, третям разделе про Особенности органолептической оценки полутвердых сыров).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что в нашей жизни существует проблема питания. Жизнь человека, его здоровье и труд невозможны без полноценной пищи. Всё, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи.

Особое место в товароведении продовольственных товаров занимает контроль качества, под которым понимают проверку соответствия показателей качества продуктов требованиям нормативно-технической документации.

Целью данной работы было изучение свойств и показателей качества продовольственных товаров.

В ходе исследования были изучены и проведены анализы образцов сыра полутвердого «Российского» от производителей «Невские сыры» и «Кипренский молочный завод».

По маркировки можно было сделать вывод о том, что полутвердый сыр «Российский» от производителя «Невские сыры» и от производителя «Кипренский молочный завод» по маркировки соответствует требованиям ТР ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (с изменениями на 14 сентября 2018 года).

По органолептическим показателям можно сделать вывод о том, что полутвердый сыр «Российский» от производителя «Невские сыры» и от производителя «Кипренский молочный завод» органолептической оценки по физико-химическим показателям соответствует требованиям в прописанном ГОСТ 32260-2013 «Сыры полутвердые. Технические условия».

По итогу исследования я сделала вывод, что полутвердый сыр «Российский» от производителей «Невские сыры» по ГОСТ 32260-2013 «Сыры полутвердые. Технические условия» можно отнести в сорт: высший, так как органолептическая оценка дала 90 баллов, а сама маркировка 4 баллов, а сыр «Российский» от «Кипренский молочный завод» нужно отнести в сорт: первый, так как органолептическая оценка дала 84 баллов, а сама маркировка 5 баллов. (таблица про сорт написана в первой главе, третям разделе про Особенности органолептической оценки полутвердых сыров).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В методологии органолептического анализа описательные методы наиболее важные. Только тогда, когда имеется детальное описание продуктов и описанные свойства маркированы по интенсивности проявления, можно обнаружить истинные различия, или дрейф, продукта, то есть едва заметное, постепенное смещение характеристик в пределах какого-то отрезка времени.

Чтобы избежать дрейфа продукта, следует детально изучить его сенсорные свойства и интенсивность их проявления.

В зависимости от степени подготовленности и квалификации дегустаторов органолептические методы можно разделить на потребительские, в основе которых лежит шкала желательности, и аналитические, основанные на шкалах интенсивности того или иного стимула. Потребительская оценка проста, доступна и преследует часто одну цель: определить, нравится или не нравится продукт.

Методы потребительской оценки ставят своей целью проверить реакцию потребителей в связи с изменением рецептуры и технологических режимов. Одновременно с новым продуктом необходимо оценивать существующий продукт, приготовленный традиционным способом. Поскольку потребители очень разные, рекомендуется соблюдать следующие условия. [13]

Для потребительской оценки привлекать широкий круг потребителей предпочтительно того региона, где продукт будет реализовываться. При этом следует ориентироваться на мнение такой категории лиц, для которой этот продукт предназначен. Например, к оценке качества продуктов для детского питания привлекать детей соответствующего возраста и их родителей. Однако он будет признан неприемлемым теми, для кого он не предназначен.

Часто в потребительской оценке применяется система предпочтительности и приемлемости с использованием шкалы желательности, позволяющая выделить не только лучшую пробу, но и степень ее желательности в зависимости от какого-либо фактора: изменения рецептуры, условий и сроков хранения, технологического режима. Процент нежелательности рассчитывается как отношение нежелательных оценок по каждому образцу к общему количеству оценок (табл.1)[14]

При разработке методов предпочтения большое внимание уделяется максимальному упрощению вопросников, предлагаемых дегустаторам.

Таблица 1

Пример сводного дегустационного листа

Уровень желательности

Количество оценок по образцам продуктов

А

Б

В

Г

Очень желательный

Весьма желательный

Средне желательный

Мало желательный

Нейтральный

Слегка нежелательный

Средне нежелательный

Весьма нежелательный

Очень нежелательный

0

0

1

3

4

5

3

3

1

0

2

4

4

5

3

2

0

0

2

6

5

3

2

1

1

0

0

4

6

6

3

1

0

0

0

0

Всего оценок

Число нежелательных оценок

Процент нежелательности

20

12

60

20

5

25

20

2

10

20

0

0


Существуют различные типы шкал. Самые простые из них – словесная гедоническая шкала и гедоническая шкала лиц.

В таблице 1 приведена словесная гедоническая шкала, имеющая девять уровней желательности. Ответ состоит в том, чтобы поставить крестик против слова, соответствующего по шкале впечатлению, оставленному продуктом. При этом самому высокому уровню желательности присваивается 9 баллов, а ответу очень нежелательный – 1 балл.[15]

Гедонические шкалы лиц (по К. Помпеи). Нижняя шкала предназначена специально для получения ответов от детей старше пяти лет. Гедонические шкалы лиц имеют преимущество в том, что они позволяют избежать недоразумений в понимании терминов слегка, умеренно, весьма, средне, очень, сильно, чрезвычайно, которые могут употребляться в словесной гедонической шкале. Ответ состоит в том, чтобы указать, какое изображение на рисунке лучше отвечает мнению дегустатора относительно качества продукта. Для статистической обработки результатов можно проводить анализ различий, присвоив ответам (рисункам) соответствующие баллы (рис. 3)

Шкала предназначена для получения от потребителей ответа на вопрос, будут ли они потреблять данный продукт.

Рис. 3. Гедонические шкалы лиц (по К. Помпеи)[16]

Аналитические методы основаны на количественной оценке показателей качества и позволяют установить корреляцию между отдельными признаками. К аналитическим относят методы парного сравнения, триангулярный (треугольный), «дуо-трио», ранговый, балловый.

Метод парного сравнения: Дегустатор оценивает 6-8 закодированных пар проб. В парах комплектуют две мало различающиеся между собой пробы. Во всех парах предлагаются одни и те же пробы, но в произвольной последовательности, например, АБ, БА, БА, АБ. Оценщик определяет в каждой паре пробу с более высокой степенью выраженности признака.

Методы триангулярный (треугольный) и «дуо-трио» применяют для определения слабо выраженных различий. При треугольном методе сравнивают три образца, два из которых идентичны. Пробы кодируют и комплектуют в виде блоков, например, по следующей схеме: БАБ, ААБ, АБА. Оценщику предлагают 3-7 тройных блоков, в которых надо определить идентичные.[17]

Используя метод «дуо-трио», дегустатор оценивает сначала стандартный образец, а затем два образца, один из которых идентичен стандартному. Оценщику предлагают определить в каждой паре образец, идентичный стандартному.[18]


При использовании рангового метода дегустатору предлагают беспорядочно поданные закодированные образцы располагать в порядке нарастания или снижения интенсивности оцениваемого признака. Метод прост, осуществляется быстро и позволяет проанализировать большое число образцов одновременно. Результаты одного опыта не сравниваются с результатами другого опыта, так как дегустатор не сравнивает образец с каким-либо стандартом.[19]

Этот тест рекомендуется применять в тех случаях, когда требуется выделить из ряда продуктов образцы, представляющие наибольший интерес, с тем чтобы подвергнуть их более точному анализу другими методами.

Балловый метод позволяет установить уровни частичного (по отдельным показателям) и общего (по комплексу показателей) качества. Результаты оценки выражают в виде баллов по условной шкале с возрастающей последовательностью чисел, каждое из которых соответствует определенной интенсивности того или иного показателя качества.

При использовании научно обоснованной балловой системы и соблюдении других основных требований этого метода получают достаточно объективные, надежные, хорошо воспроизводимые результаты.

Существуют 3, 5, 9, 10, и 100-балловые шкалы органолептического анализа пищевых продуктов (приложение 1).[20]

Особенности органолептической оценки полутвердых сыров

Органолептическая оценка полутвердых сыров проводится по 100-балловой шкале в соответствии с ГОСТом 32260-2013 «Сыры полутвердые. Технические условия». Органолептика твердые сычужных сыров оценивают по следующим группам показателей (приложение 2), каждому из которых отводится предельное количество баллов.

В зависимости от суммарной балловой оценки определяется уровень качества продукта.

Органолептические показатели сыра (в баллах), а также их упаковку и маркировку оценивают, используя шкалу оценки. Результаты в баллах суммируют, на основании общей оценки определяют качество сыра и в зависимости от балльной оценки в соответствии с таблицей 2 подразделяют на сорта: высший и первый.

Сыры, получившие оценку по вкусу и запаху менее 34 баллов или общую оценку менее 75 баллов, а также не соответствующие требованиям настоящего стандарта по форме, размерам, массе и физико-химическим показателям, к реализации не допускаются, а подлежат дальнейшей переработке[21]

Таблица 2

Сортность по общим набранных баллов


Сорт

Общая оценка

Оценка вкуса и запаха,

не менее

Высший

87-100

37

Первый

75-86

34

«Сыр, молоко содержащий продукт, с заменителем молочного жира произведенный по технологии сыра, мягкие, полутвердые, твердые, сверхтвердые» – сыр, молоко содержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сыра, которые имеют соответствующие специфические органолептические и физико-химические свойства, регламентированные приложениями к настоящему техническому регламенту.[22]

По результатам проведенного исследования теоретических основ применения органолептического метола для оценки качества продовольственных товаров можно отметить следующее.

При оценке качества продуктов питания первым методом исследования качества применяется органолептический метод, использование данного метода в большинстве случаев исключает дальнейшее использование других методов. Наряду с наличием таких достоинств как доступность и быстрота определения значений показателей и отсутствие необходимости использования дорогостоящего оборудования, данный метод может различаться субъективизмом в оценке. Однако, при проведение органолептической оценки используется различные методы, чтобы эти недостатки сгенерировать.

В зависимости от целей исследования органолептические методы имеют следующие разновидности: методы приемлемости и предпочтения, различительные, описательные методы.

Особенностью органолептической оценки полутвердых сыров являются то, что производится не только оценка по внешнему виду, вкусу и запаху, консистенции, рисунку и цвету, маркировки и упаковки, но и оценка осуществляется с применением балловых шкал, по результатам которой назначается сорт продукции.

Глава 2. Оценка качества образцов продукции однородной группы продовольственных товаров органолептическим методом


2.1 Характеристика исследуемых образцов

Для оценки качественных характеристик были отобраны два образца полутвердых сыров «Российский».

Образец 1 – полутвердый сыр «Российский» от производителя «Невские сыры»: Полное наименование: сыр Российский; тип: сыр; жирность: 45%; сорт: российский; вид сыра: полутвердый; тип молока: коровье; не содержит: консерванты, крахмал; фасовка: нарезка; стандарты производства: ТУ 9225-006-46972146-2007; состав: пастеризованное молоко, соль, уплотнитель хлорид кальция, ферментные препараты животного происхождения, бактериальная закваска мезофильных и термофильных микроорганизмов, краситель Анна–то (регулятор кислотности гидроксид калия); изготовитель: ООО «Невские сыры»; адрес производителя: ООО «Невские сыры», Россия, 192174, г. Санкт-Петербург, пр. Александровской фермы, д. 23А; изготовитель исходного сыра: ОАО «Дятловский сыродельный завод», 231471, Республика Беларусь, Гродненская обл., г. Дятлово, ул. Октябрьская, д. 105.

Образец 2 – полутвердый сыр полутвердого сыра «Российский» от производителя «Кипренский молочный завод»: Полное наименование: сыр Российский; тип: без плесени; жирность: 50%; сорт: российский; вид сыра: полутвердый; тип молока: коровье; не содержит: ГМО; фасовка: слайсы; стандарты производства: СТО 21429243-001-2014; состав: молоко пастеризованное, бактериальная закваска мезофильных молочнокислых микроорганизмов, соль поваренная пищевая, молоко свертывающий ферментный препарат животного происхождения, уплотнитель - хлорид кальция, консервант – нитрат калия, краситель пищевой – аннато; изготовитель: ООО «Кипренский молочный завод»; адрес производителя: ООО «Кипринский молочный завод», 656002, Россия, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Хлебозаводская, д.10; изготовитель исходного сыра: 656023, Россия, Алтайский край, г.Барнаул, пр-т Космонавтов, д.59д.

Маркировка первого и второго образца полутвердого сыра «Российский» от производителя «Невские сыры» и от производителя «Кипренский молочный завод» указана в таблица 3 согласно ТР ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (рис. 4)

Таблица 3

Анализ содержания маркировки 1 и 2 образца – сыр «Российский» от производителя «Невские сыры» и от производителя «Кипренский молочный завод»

Характеристика по ТР ТС 022/2011

Информация маркировки образца 1

Информация маркировки

образца 2

1.Наименование

пищевой продукции

Сыр фасованный Российский в нарезке (в модифицированной газовой среде)

Сыр порционированный Российский.

2.Состав пищевой продукции

Пастеризованное молоко, соль, уплотнитель хлорид кальция, ферментные препараты животного происхождения, бактериальная закваска мезофильных и термофильных микроорганизмов, краситель Анна-то (регулятор кислотности гидроксид калия)

Молоко пастеризованное, бактериальная закваска мезофильных молочнокислых микроорганизмов, соль поваренная пищевая, молоко свертывающий ферментный препарат животного происхождения, уплотнитель - хлорид кальция, консервант – нитрат калия, краситель пищевой – аннато

3.Количества пищевой продукции

125 г

150г

4.Дата изготовления

25.11.2020

26.11.2020

5.Срок годности

120 суток

120 суток

6.Условия хранения

Хранить при температуре от +2 С до +6 С и относительной влажности воздуха не более 85%. После вскрытия упаковки рекомендуется хранить не более 3-х суток при соблюдении условия хранения в пределах общего срока годности. Упаковано в модифицированной газовой среде.

При температуре (4+/-2)°C и относительной влажности воздуха от 70% до 80%. После вскрытия упаковки хранить при температуре (4+/-2)°C. После вскрытия упаковки рекомендуется хранить не более 3-х суток при соблюдении условия хранения в пределах общего срока годности.

Продолжение таблицы 3

Характеристика по ТР ТС 022/2011

Информация маркировки образца 1

Информация маркировки образца 2

7.Наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции

ООО "Невские сыры", Россия, 192174, г. Санкт-Петербург, пр. Александровской фермы, д. 23А

ООО "Кипренский молочный завод", 656002, Россия, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Хлебозаводская, д.10

8.Показатели пищевой ценности

Белки: 25г, жиры: 25г, углеводы: 3г, энергетическая ценность: 1350 кДж/325 ккал

Белки: 25г, жиры: 25г, углеводы: 0г, Энергетическая ценность: 1480 кДж /350 Ккал.

9.Знак «Без ГМО»

Есть

Есть

10.Единый знак обращения

ЕАС

ЕАС

11.Максимальное кол-во баллов по маркировки: 5

5

5