ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
ния; 3) создание основы для синтеза современного научного знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к раз личным сферам реальности.
Даже беглый взгляд на этот перечень задач ОТС свидетельствует
отом, что, сохраняя определенную преемственность с организмической теорией, Берталанфи делает здесь ряд принципиально новых шагов. Переход Берталанфи к созданию «общей теории систем» оп ределялся отнюдь не только творческим развитием взглядов автора. Он отражал и общие изменения в социально-культурной атмосфере эпохи, новые проблемы, вставшие перед развитием науки во второй половине века. К этому времени стремительное развитие техничес кого прогресса, широкое внедрение принципов автоматизации, воз никновение электронно-вычислительной техники и т. д. привели к то му, что наука и практика все более стали иметь дело с большими си стемами, со сложными взаимодействиями их частей и элементов.
Изменилась за эти десятилетия и биологическая наука. Она реши тельно отказалась от доминировавших ранее организменных подхо дов, быстро двинулась к познанию как суборганизменных, так и надорганизменных закономерностей. Этот процесс предполагал более пристальное внимание к анализу сложных взаимоотношений как вну три каждой из этих областей науки о жизни, так и между ними. Воз никла потребность в разработке новых принципов интеграции знания
оживом. Традиционный организменный стиль мышления в биологии был потеснен новым популяционным мышлением.
Таким образом, стала настоятельным требованием времени зада ча разработки методов познания сложных объектов как систем. Вме сте с тем была остро поставлена проблема общефилософского ос мысления и обоснования этих методов, разработки общеметодологи ческой концепции.
Вцелостной системе методологии и мировоззрения системность играет важную роль одного из ведущих принципов интеграции науч ного знания. На его основе создается возможность для осуществле ния системного подхода к анализу объективных системных образо ваний действительности. Дело в том, что реальная системность объ ектов действительности, их целостная многоуровневая взаимосвязь
ивзаимозависимость далеко не всегда являются очевидным фактом. Как правило, ее надо выявить в познавательном движении, вычле нить и обосновать. Сложность этой задачи обусловливала то, что дол гое время многие системные образования рассматривались как не
системные. Это происходило как из-за отсутствия системной ориен тации познания, так и из-за неразработанности методологических приемов представления объектов как систем, неразработанности со ответствующего категориального аппарата. Поэтому успешное ре шение данных проблем является одним из основных моментов в фи лософском обосновании системного подхода.
Три ключевых понятия (система, организация, целостность) лежат в основе развития системного подхода в биологии, так как все био логические объекты являются целостными организованными систе мами. Исходя из основных типов связи реальных биологических объ ектов, их упорядоченность можно рассматривать в разных аспектах: пространственном (структурном), функциональном и временном (он тогенетическом и филогенетическом). В соответствии с этими аспек тами целесообразно выделить разные типы организации биологиче ских систем: структурный, функциональный, онтогенетический и фи логенетический. Следовательно, системный подход к целостным ор ганизованным биологическим объектам должен предполагать учет и синтез знания, полученного при изучении всех этих типов биологи ческой организации.
С методологической стороны этот вывод имеет весьма большое значение, так как он показывает ограниченность сведёния системных исследований только к системно-структурным, открывает широкий методологический простор для объединения знаний, накопленных в сфере биологического исследования на основании различных по знавательных подходов — субстратного, структурного, функционалы ного, исторического.
Таким образом, можно сказать, что при разработке принципа си стемности в биологии возникает еще одна непосредственно мето дологическая задача — задача изучения процесса систематизации знания, полученного при конкретном осуществлении данного прин ципа. Эта задача состоит в том, чтобы объединить различные по знавательнее подходы в биологии, изучить их место и роль в обиден процессе познания биологических объектов, их эвристические функции и гносеологические аспекты взаимодействия. Иными сло вами, принцип системности должен быть применен и к самим прин ципам познания, к оценке тенденций и направлений биологическо го исследования.
Принцип системности в сфере биологического познания предста ет, таким образом, как путь реализации целостного подхода к объек
ту в условиях учета сложнейшей и многообразной дифференциро ванности знания, достигнутого в современной науке о жизни.
Принцип системности способствует объединению разных теорети ческих идей в биологии, в частности, идей теории организации и тео рии эволюции, установлению путей их синтеза, осмыслению их взаимодополнительности.
Концепция системной организованности дает возможность по-но вому подойти к проблеме уровней организации живого, к определе нию критериев их выделения. При определении критериев выявле ния уровней организации живого можно выделить два основных под хода. Первый из них предполагает использование лишь одного кри терия — возрастание сложности биологических объектов. Этот под ход неоднократно подвергался критике как упрощающий реальный процесс развития в мире живого, ведущий к необоснованной систе матизации в виде линейной иерархии принципиально разных образо ваний. Однако и предлагаемый взамен этому критерию иной подход, при котором уровни организации живого определяются совокупнос тью критериев (сложности конструктивного ранга, механизма осуще ствления, степени интеграции, универсальности и т. д.), также ока зался ограниченным. Он ориентировал исследователей на учет толь ко структурно-функциональных параметров биологических объектов, оставляя без внимания такие фундаментальные характеристики жи вых организмов, как филогенетические, эволюционные. Избежать этой ограниченности удалось только на системном пути. В предло женной К.М. Завадским схеме определения форм организации живо го проводится идея иерархической нелинейной классификации жи вых систем. Согласно этой схеме в пределах каждой основной струк турной формы организации живого выделяются и основные ступени ее эволюционного развития2. На этой основе появилась плодотвор ная возможность объединить в рамках принципа системности струк турные и эволюционные представления, обеспечить всесторонний подход к проблеме определения критериев-уровней организации.
Выяснение внутренних механизмов структурной организованнос ти биологических объектов, наследственности и изменчивости живо го позволило конкретизировать на системном пути тенденции и зако номерности эволюционного процесса, глубже понять природу эле ментарных биологических актов, характер взаимодействия различ ных факторов эволюции. В последние годы в биологии, начиная с ра бот С.С. Шварца, Ю. Одума и других, все более настойчиво выявля
ется необходимость дополнения популяционного подхода к анализу эволюционных процессов подходом экологическим, создания едино го эколого-эволюционного подхода. Эти задачи могут быть решены только на основе принципа системности.
Новые направления для применения системных идей в науке о жиз ни возникают в связи с бурным развитием на современном этапе ген ной инженерии. Открывающиеся возможности направленного конст руирования живых объектов в лабораторных условиях остро ставят методологический вопрос о принципах и критериях подобного конст руирования. Поскольку одним из главных факторов развития генноинженерных исследований становится целеполагающая деятельность исследователя, постольку ее необходимыми характеристиками долж ны стать ясное видение и четкое знание как экологических, так и эво люционных закономерностей развития живых организмов.
Интенсивный процесс решения одних методологических проблем и постановка других свидетельствуют о том, что в биологии идет мас штабный процесс формирования системного мышления. Умение био- лога-исследователя рассматривать живые объекты как системы, со ответствующим образом анализировать эти системы, системно клас сифицировать и обрабатывать накопленные по проблеме данные яв ляется одной из доминирующих черт современного научного позна ния биологических объектов.
При этом следует особо подчеркнуть, что на системном пути от крывается возможность оптимального решения проблемы соотноше ния дифференциации и интеграции в сфере биологического позна ния, преодоления противоречия «интегратизма» и «редукционизма».
Системный подход в современной биологии выражает реальный процесс исторического движения познания от исследования единич ных частных явлений, от фиксации каких-то отдельных сторон и свойств объекта к постижению единства многообразия любого био логического целого.
Эволюционизм уже более века является одним из определяющих феноменов современной культуры. Его развитие шло по двум основ ным направлениям, которые можно назвать интенсивным и экстен сивным. Сущность первого состоит в развитии и усовершенствова нии эволюционных идей, в превращении их в систему взглядов, на целенных на раскрытие причин эволюции, ее источников и движущих сил, на создание различных теорий эволюции и их совершенствова ние. Сущность второго в том, что многие проявления реальности, ра
нее рассматривавшейся внеисторически, осознаются в историчес ком, эволюционном контексте. Историзм, понятый как методологиче ский принцип, в этом случае вел к раскрытию причин самодвижения, саморазвития объектов на основе учета объективной противоречиво сти реального мира. Эволюционизм развивался вширь, захватывая все новые области реальности и открывая при этом новые перспек тивы их познания и интегральной оценки. Характерные примеры эф фективности эволюционных подходов представлены ныне в развитии почти всех сфер реальности, что свидетельствует об универсальнос ти эволюционных процессов, ведущей к превращению идеи эволю ционизма в концепцию глобального эволюционизма.
Концепция глобального эволюционизма предполагает системный подход к изучению всех эволюционирующих объектов и систем. Меж ду тем внимание в эволюционных исследованиях сосредоточивалось в основном на изучении отдельных эволюционных рядов. Их же со пряженное, кооперативное взаимодействие с другими параллельны ми эволюционирующими рядами, как правило, не рассматривалось.
К концу XX в. на пике становления идей глобального эволюциониз ма все более отчетливо стало осознаваться: для того чтобы стать по истине глобальной, эволюционная стратегия должна быть дополнена стратегией коэволюционной, т. е. изучением совместного сопряжен ного развития систем с взаимными селективными требованиями.
Подобные процессы были обнаружены и изучены в биологии уже давно. Однако они рассматривались как периферийные, маргиналь ные процессы, призванные объяснить виды симбиотических отноше ний: хищник — жертва, аменсолизм, паразитизм, комменсализм, про токооперация, мутуализм и др.
Осознание универсальности коэволюционных отношений нача лось с «верхних этажей», с отношений общества и природы, челове ка и биосферы. Через историю всей человеческой цивилизации про ходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и при роды: установка на покорение природы и установка на смирение пе ред ней. Катастрофическое нарастание экологического неблагополу чия на Земле в наши дни способствовало осознанию ограниченнос ти и тупиковости обеих этих стратегий. Все яснее ныне понимание то го, что нельзя делать ставку только на антропогенные или только на витальные, природные факторы. Лишь учет их органического взаи модействия, взаимосвязи, взаимозависимости, лишь четкое понима ние закономерностей их сопряженности, коэволюции может стать за
логом успешной разработки новой стратегии отношений человека, общества и природы. Впервые обратил внимание на эти закономер ности В.И. Вернадский, сформулировавший свою концепцию перехо да биосферы в ноосферу. Однако он не использовал еще термина «коэволюция», хотя по сути развивал коэволюционные идеи в пони мании взаимодействия человека и природы. С концепцией коэво люции человека и биосферы в отечественной литературе первым выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский в 1968 г.3 Затем в работах Н.Н. Моисеева, Э.В. Гирусова и многих других исследователей эти идеи были всесторонне обсуждены и обоснованы, хотя при этом еще недостаточно осознавалось, что огромный пласт коэволюционных проблем взаимодействия общества и природы есть лишь частный случай универсальной коэволюционной стратегии, приложимой ко всей реальности. Первой работой, в которой идея коэволюции была осознана как универсальная, стала книга С.Н. Родина4. В ней на боль шом фактическом материале раскрыта универсальность коэволюци онных процессов на всех уровнях — от молекулярной эволюции до эволюции биосферы и эволюции идей. Философское обоснование ко эволюции как новой познавательной модели и перспективной стра тегической установки цивилизационного развития дано в нашей ра боте5. Здесь показано, что идея коэволюции ныне все более осозна ется в своей философской глубине и становится центральной для всего эволюционистского способа мышления. Коэволюционная уста новка оказывается ныне и регулятивным методологическим принци пом биологических наук, задающим способы введения ими своих идеальных объектов, объяснительных схем и методов исследования, и одновременно новой парадигмой культуры, позволяющей осмыс лить взаимоотношения человечества с природой, единство естест венно-научного и гуманитарного знания.
Коэволюционная стратегия задает новые перспективы для орга низации знания, ориентируя на поиск новых аналитических единии и способов понимания сопряженности мира природы и мира культу ры, осмысления путей совместной эволюции природы и человека, би осферы и ноосферы, природы, цивилизации и культуры. Эта страте гия позволяет преодолеть разрыв между эволюционистским подхо дом к природе и эволюционистским подходом к человеку, наметить пути синтеза между эволюционизмом в биологии и эволюционизмом в социокультурных науках. Критерием для выделения коэволюционирующих процессов в различных областях реальности выступает от