Файл: Системный подход в современной науке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сандра II, но и его убийцы, само имя которого мало кому известно. По­ нятно, что многие века господства доличностно-традиционалистского общества сохраняли и политическую, и культурную стабильность на протяжении тысячелетий и столетий, тогда как нелинейная структура развития могла выявиться в полной мере лишь с выходом на истори­ ческую арену самосознательной и свободной личности — вспомним, как А.С. Пушкин утверждал, что судить «Бориса Годунова» следует не традиционалистски, по канонам классицистической драматургии, а по законам, им самим, Александром Пушкиным, «над собою принятым». Такая оценка прав и роли личности в развитии культуры объясняет культ Наполеона в Европе — личности, собственным талантом и энер­ гией поднявшейся, как говорили на Руси, «из грязи в князи» и собст­ венной волей изменившей ход истории.

Только понимание принципиального различия самих психологиче­ ских структур человека традиционного общества и человека общест­ ва персоналистского может привести к адекватному истолкованию сложившегося ныне конфликта между вставшим на путь терроризма мусульманским Востоком и цивилизацией Запада, основанной на свободе и творчестве самоценной личности, не забывая при этом, что Средние века, когда и Запад, и Русь находились на уровне традици­ онного общества, сознание этих народов было таким же, каким явля­ ется в наши дни сознание «застрявших» в средневековье чеченцев, афганцев и многих других народов Востока...

Главный вывод из всего вышесказанного состоит в необходимос­ ти признать: перспектива дальнейшего развития начатого Берталан­ фи системного движения состоит в разработке методологии изучения самых сложных типов систем, какими являются системы антропо-со- цио-культурные. Достижение этой цели возможно при условии объе­ динения усилий философии и всех областей социально-гуманитарно­ культурологического знания, поскольку в этой сфере бытия системы отличаются крайним разнообразием, которое не может не учитывать­ ся методологической рефлексией. Тем самым теория систем стано­ вится из биологической философско-онтологической концепцией, а системный подход — из частного способа решения конкретных за­ дач гносеологической программой синергетического исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — критический обзор // Исследо­ вания по общей теории систем. Сборник переводов. М., 1969. С. 62-63.

2 Там же. С. 65.

3 Там же. С. 65-68

4 Сноу Ч. Две культуры. М., 1972

5 Bertalanffy L. Von. Das biologische Weltbild: Die Stellung des Lebens in Natur und Wissenschaft. Neudruck. Wien-Koeln. 1990. S.185.

6 Ibid. S. XX.


И.К. Лисеев

СИСТЕМНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

В истории науки давно подмечена закономерность, согласно ко­ торой каждая научная идея проходит в своем становлении и разви­ тии как бы три этапа: этап пророков, когда она угадывается и наме­ чается, этап апостолов, когда она реализуется и утверждается, и, увы, этап апологетов, когда она размывается и извращается.

Сегодня, отмечая 100-летний юбилей выдающегося ученого Лю­ двига фон Берталанфи, мы можем посмотреть на системное движе­ ние с довольно внушительных исторических позиций. Такой взгляд дает нам основание назвать А.А. Богданова одним из пророков идеи системности, которую он гениально угадал и в условиях своего вре­ мени (начала XX в.) попытался обосновать в своей всеобщей органи­ зационной науке (тектологии). С этих же позиций Людвиг фон Берта­ ланфи и его многочисленные сподвижники и последователи являют­ ся апостолами системного движения, придавшими ему контуры ново­ го мировоззрения и мировосприятия. И, наконец, в конце XX в., ког­ да идеи системности стали, во всяком случае на словах, общеприз­ нанными, когда без термина «система» уже почти не обходилось ни одно научное и ненаучное мероприятие, мы стали свидетелями глу­ бокого кризиса системного движения. Произошел откат обществен­ ного интереса к постмодернистским представлениям, отрицающим какую бы то ни было системность, любые жесткие глобальные схе­ мы, требующие упорядоченного описания реальности. Постмодер­ низм отрицает все формы монизма и унификации. Не приемлет ка­ ких-либо общеобязательных методологических программ. Провоз­ глашает, напротив, множественность этих программ, их многообра­ зие и конкурабельность. Представляет мир как комплекс разобщен­ ных гетерогенных элементов, не оставляя системности, по сути дела, никакого места.

Почему же так произошло? Почему не реализовались радужные ожидания пророков и апостолов системности, или, если говорить бо­ лее точно, насколько они реализовались? Какое место занимает си­

стемное мышление в методологических конструктах XX в. и есть ли перспективы развития или трансформации этого методологического направления, а если есть, то каковы они? Все эти темы, несмотря на обилие литературы по системному анализу, еще требуют своего фи­ лософского осмысления.

Сегодня, отдавая должное Людвигу фон Берталанфи, мы может констатировать, что системный подход стал одним из самых мощных методологических регулятивов XX в., превратился во второй полови­ не века в доминирующую познавательную модель.

Надо отметить, что этот факт не до конца осознан, поскольку еще недостаточно само понимание роли познавательных моделей как фун­ даментальных методологических конструктов. «Познавательные моде­ ли, — пишет А.П. Огурцов, — представляют собой инвариантные струк­ туры, лежащие в основании взаимодействия и развития наук на том или ином этапе научного знания, выступающие в качестве конструктивного средства познавательной деятельности, сочетающие в себе абстракт­ ность с наглядно-знаковыми формами представления, ориентирован­ ные на выявление устойчивого, всеобщего и необходимого, задающие целостное представление об уровнях организации научного знания, способ постановки проблем, аналитические единицы и картину мира для научного сообщества на том или ином этапе истории науки»1.

История цивилизации демонстрирует нам последовательное за­ рождение и утверждение, а затем и смену различных познаватель­ ных моделей, доминирующих на конкретных исторических этапах ци­ вилизационного развития. Так, для античности была характерна биоморфная познавательная модель живого организма, по аналогии с которой мыслился весь мир. В средние века утвердилась семиоти­ ческая познавательная модель, в соответствии с которой мир рассма­ тривался как книга, как текст, т. е. как шифр, который надо прочесть, расшифровав его. Новое время привело к становлению механичес­ кой познавательной модели, к взгляду на мир и природу, как на ча­ сы, т. е. как на сложный механизм.

Продолжая смотреть на цивилизационное развитие под этим уг­ лом зрения, мы можем утверждать, что XX в. принес нам становле­ ние новой системной познавательной модели. Взгляд на мир с пози­ ций системности привел к существенной трансформации и измене­ нию онтологических, гносеологических, ценностных и деятельност­ ных установок и ориентации. И первотолчок всем этим процессам во многом дал Л. фон Берталанфи. Берталанфи был выдающимся био­


логом-теоретиком; не являясь профессиональным философом, он может быть не до конца осознавал всю грандиозность задуманного им проекта. Но все его шаги от создания организмической теории це­ лостности до формулировки общей теории систем вели к этому.

В начале XX в., точнее в его 20-х годах, сформировались различ­ ные концепции целостности, объединенные под названием «организмических». Наиболее крупной и яркой фигурой, которую выдвинуло организмическое движение, стал австрийский биолог Л. фон Берталанфи. Создавая свою организмическую теорию, Берталанфи поло­ жил в ее основу представление о том, что живой организм не явля­ ется неким конгломератом отдельных элементов, а выступает как оп­ ределенная система, обладающая свойствами целостности и органи­ зованности. Организм даже при постоянстве внешних условий и при отсутствии внешних стимулов выступает как активная система, кото­ рой внутренне присущ постоянный обмен веществ.

Берталанфи показал, что развитием любой части организма уп­ равляет не какая-то мистическая сила, а совокупность условий и взаимодействий, определяемых целостностью организма, обуслов­ ливающих развитие любой своей части. Организм, по Берталанфи, не пассивная механическая, машиноподобная система, лишенная ак­ тивности и подчиняющаяся лишь внешним стимулам, а активная целостностная система. В противоположность аналитическим и суммативным представлениям предшествующей биологии именно систем­ ность в организации живого объекта была выдвинута им на первый план. Однако, с точки зрения Берталанфи, изучение организмов как систем требует существенных изменений в самих методах их позна­ ния, применения динамического подхода в биологических исследова­ ниях в противоположность традиционному статистическому.

Для адекватного познания целостности организма Берталанфи раз­ работал методы изучения биологического организма как открытой си­ стемы. Данные методы основывались на выдвинутых им представле­ ниях о том, что все имеющиеся в природе системы можно разделить на два больших класса: класс открытых и класс закрытых систем. Для закрытых систем (подразделяемых на изолированные и замкну­ тые) характерно отсутствие обмена веществом между системой и сре­ дой при наличии отношений обмена энергией в замкнутых системах.

Визолированных же системах отсутствуют оба вида обмена. Открытые системы, к которым относятся все биологические объ­

екты, характеризуются наличием всех типов обмена между системой



и средой. В них непрерывно идут процессы метаболизма, обмена со средой веществом и энергией.

Рассматривая различные типы систем с термодинамической сто­ роны, Берталанфи отмечал, что спецификой закрытых систем явля­ ется рост энтропии в них, тогда как открытым биологическим систе­ мам свойственно уменьшение энтропии. Эти системы характеризу­ ются сохранением стационарного равновесного состояния, отличаю­ щегося от равновесия закрытых систем тем, что в открытых систе­ мах происходит не только процесс обновления элементов системы, но и сохраняется высокий градиент свободной энергии.

Другой принципиально важной особенностью биологических от­ крытых систем, характеризующей их как системы целостные и дина­ мичные, Берталанфи считал их эквифинапьность. Так, если для ряда замкнутых систем не одинаковы внутренние и внешние условия их существования, то эти системы с необходимостью приходят к различ­ ным конечным состояниям. Открытая же биологическая система мо­ жет прийти к одному конечному состоянию разными путями и неза­ висимо от начальных условий.

Достижение эквифинальности, по Берталанфи, возможно благо­ даря сохранению организмом постоянства метаболизма через само­ регуляцию, что осуществимо только в открытой системе. Таким об­ разом Берталанфи освободил принцип эквифинальности от метафи­ зических и идеалистических привнесений. Он полагал при этом, что новое понимание эквифинальности дает физическое основание по­ нятию направленности жизненных процессов, считавшемуся до это­ го также метафизическим и виталистическим. При этом Берталанфи избежал механической суммативности, отстаивая тезис «целое — больше суммы составляющих частей» и объясняя этот эффект мно­ жественностью связей и взаимодействий, возникающих в рамках це­ лостной активной динамичной системы.

Первый опыт последовательной разработки системного подхода в биологии был осуществлен Берталанфи в созданном им варианте «общей теории систем» (пришедшей на смену его организмической теории). Основными задачами «общей теории систем» (ОтС), по Бер­ таланфи, являются: 1) формулирование общих принципов и законов систем независимо от их специального вида, природы составляющих элементов и отношений между ними; 2) установление путем анализа биологических, социальных и бихевиориальных объектов как систем особого типа точных и строгих законов в нефизических областях зна­