ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 2
и возможностей ее развития, определение непосредственных и опо средованных технических, хозяйственных, здравоохранительных, экологических, социальных и других последствий внедрения новой техники и технологии и возможных альтернатив этого развития, что должно стать основанием для принятия обоснованных решений и ре ализации соответствующими социальными институтами. Эту дея тельность следовало бы называть социальной оценкой техники, но в этом случае теряются иные важные ее аспекты, например, эко логический. Иногда ее называют также социально-гуманитарной, со циально-экономической, социально-экологической и т. п. эксперти зой технических проектов. Оценка техники, или оценка последствий техники, является междисциплинарной задачей и требует специали стов широкого профиля, имеющих не только научно-технические
иестественно-научные, но и социально-гуманитарные познания.
Врамках системотехники оценка последствий и рисков создания новой сложной техники и технологии тесно связана с изучением ре ализуемости проектных предложений уже на ранних стадиях проек тирования системы и ее отдельных компонентов.
4. Техника как предпосылка и в то же время результат научного исследования в сочетании с поддерживающими их хозяйственными и государственными структурами развилась сегодня в мировую си лу, основывающуюся на принципе — можно сделать все посредством создания возможностей для приложения науки. Такого рода научнотехнический прогресс оборачивается в конечном счете регрессом прежде всего в экологической сфере, ведет к разрушению окружаю щей среды и самого человеческого организма. Его можно сравнить с открытием ящика Пандоры, приносящего человечеству одновре менно с благодатным даром Прометея неисчислимые бедствия и бо лезни. Атомная техника, химическая технология и генная инженерия, основывающиеся на достижениях соответственно ядерной физики, синтетической химии и молекулярной биологии, особенно глубоко внедряются в природные процессы и структуры, манипулируя уже не непосредственно ощутимыми феноменами, а именно этой «вторич ной» научной реальностью, создавая новые комбинации чуждых «первичной» природе материалов, элементов и организмов. При этом абсолютно непредсказуемыми, непросматриваемыми и ча сто необратимыми оказываются последствия такого рода искусст венного вторжения в естественную сферу. Альтернативой подобному техническому действию становится создание новой парадигмы в на
уке и технике, ориентированной на учет переносимости природой та ких вторжений на базе равноправных партнерских взаимоотношений с окружающей человека средой14.
Современный этап развития науки и техники наглядно показал те границы, за которыми наука и техника, сегодняшняя или будущая, сталкиваются с неразрешимыми для них, или лучше сказать, самими ими развитыми научными и техническими проблемами. Развитие представления о научно-техническом прогрессе связано с идеей со здания или проектируемости всего и вся, т. е. принципиальной воз можности и даже необходимости реализовать, осуществить, испол нить то, что задумано, замышлено, запроектировано в научных раз работках и что по умолчанию является благом для человечества. Это связано с иллюзией того, что наука способна раньше или позже с до статочной степенью точности предсказать, предусмотреть, предви деть и, по крайней мере, свести к минимуму всякие негативные по следствия этих научных проектов. Это «тотальное» проектирование всего и привело первоначально к «безграничному» расширению со держания проектирования, доводящему идею проектной культуры до абсурда и приведшему в конечном счете к осознанию ее границ. Речь идет даже о создании «универсальной теории проектирования», ко торая должна позволить нам применять все наработанные человече ством знания для создания новых искусственных продуктов и сис тем — артефактов. Основная идея этой теории базируется на том, что «не существует реальных различий между процессами проекти рования в области инженерных продуктов, в архитектуре или строи тельстве, химии, микроэлектронике или микромеханике и т. д. Каж дый искусственный объект в мире, т. е. все, что не естественно, долж но быть спроектировано человеческими существами — и вопрос за ключается в том, — существуют ли общие методы это сделать? Эту концепцию мы называем теорией проектирования... Размышления о теории проектирования включают вопрос об определении границ этой системы. Артефакты точно также имеют место в биологии, ге нетике или даже в проектировании законов. Мы ограничим сферу дискуссии неживыми артефактами, а также исключим такие искусст ва, как музыка — тем не менее было бы весьма интересно исследо вать вопрос о том, как проектируется музыка... Целью данной конфе ренции было обсудить предмет и увидеть, как может быть достигну то общее понимание, которое привело бы к созданию и применению Универсальной Теории Проектирования». Тогда объектом проектиро
вания становятся не только машины и технические или человеко-ма шинные системы, но и материалы, из которых они созданы, химиче ские соединения и даже молекулы15.
Выяснилось, что человеческое знание не способно научно все предвидеть, что можно лишь предусмотреть определенную степень риска новых научных технологий. Одновременно стала интенсивно разрабатываться проблематика моральной ответственности ученого и инженера за произведенные ими открытия и изобретения, в особен ности после изобретения и испытания атомной бомбы. Была разру шена и, например, иллюзия того, что создатель отдельного элемен та сложной технической системы несет лишь ограниченную ответст венность за всю систему в целом. При распространении «естествен но-научного» взгляда на социальное и организационное проектиро вание как создание социо-технических систем (локальных и глобаль ных социальных структур) пришло осознание сначала того, что соци ально-технические системы нельзя проектировать, исходя лишь из технических требований и методов, а затем и того, что их вообще нельзя «проектировать» в традиционном смысле этого слова и необ ходимо переосмыслить само понятие «проектирование».
В связи с развитием новейших информационных и компьютерных технологий произошло усиление теоретического измерения в сфере техники и инженерной деятельности, своего рода размывание границ между исследованием и проектированием. В рамках биотехнологии и генной инженерии особенно остро стала осознаваться необходи мость развития научной и инженерной этики, непосредственно вклю ченных в канву естественно-научного и инженерного исследования, особенно явно выявились внутренние границы научно-технического развития, заключенные в биологической природе самого человека. Развитие экологических технологий и выработка новой «филосо фии» устойчивого развития привели к осознанию внешних границ на учно-технического развития для человечества в рамках биосферы. «Научное познание и технологическая деятельность... предполагают учет целого спектра возможных траекторий развития... всегда стал киваются с проблемами выбора определенного сценария развития из множества возможных сценариев. И ориентирами в этом выборе слу жат не только знания, но и нравственные принципы, налагающие за преты на опасные для человека способы экспериментирования... и - преобразования... Сегодня все чаще комплексные исследователь ские программы и технологические проекты проходят социальную
экспертизу, включающую этические компоненты. Эта практика соот ветствует новым идеалам рационального действия... У человечества есть шанс найти выход из глобальных кризисов, но для этого придет ся пройти через эпоху духовной реформации и выработки новой си стемы ценностей»16.
Новый этап в развитии современной науки и техники связывает ся с разграничением «жестких» и «гибких» естествознания и техни ки. Понятие «гибкой» (или «смягченной») науки и техники возникло в связи с критикой традиционной «жесткой» («суровой» по отноше нию к природе) химии, в ходе попыток свести к минимуму появление побочных продуктов химических производств, которые могут ока заться и действительно оказываются губительными для окружающей среды и самого человеческого организма, уменьшением выбросов вредных веществ в атмосферу, а также загрязнений воды и почв от ходами производства17. Точно так же и в биологии можно различать эволюционную биологию, рассматривающую организм в качестве продукта долгой истории, и функциональную биологию, основываю щуюся на принципах математизированного экспериментального ес тествознания (к последней относятся, например, генетика и экспери ментальная молекулярная биология)18. «Жесткие» естествознание и техника ориентируются на идеалы научной рациональности и тех нического действия, выработанные идеологами классического есте ствознания — Галилеем, Бэконом, Ньютоном и Декартом, но остаю щимся действующими в значительной степени, хотя и в измененном виде, и в рамках неклассической науки. «Физика XX столетия весь ма ясно показала, что в науке не существует абсолютной истины, что все наши представления и теории являются в ограниченной степени соответствующими истине и лишь приближающимися к ней». Эти представления несомненно сыграли свою положительную историче скую роль, но привели к формированию своего рода жесткой науки и развитию базирующейся на ней жесткой технологии. «Только к се редине XX в. стало ясно, что представление о жестком естествозна нии было частью картезианско-ньютонианской парадигмы, парадиг мы, которая должна быть преодолена»19. Это различение родилось в процессе философского обоснования политики зеленых партий, прежде всего в США и в ФРГ, и имело последствия как в политике (связанные с развитием идей экологических технологий, минималь ного использования невозобновимых ресурсов, отказа от энергоем ких производств и программ атомной энергетики), так и в технологи