ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 291
Скачиваний: 2
действительно получить единую (и единственную) теорию в смысле то го идеала построения научной теории, какой сложился в XX в. под влия нием образцов, заданных математикой. Их-то, наверное, и имел в ви ду Н.Н. Моисеев, критикуя современное состояние системных иссле дований. Однако этого до сих пор не произошло: пока что существует ряд теорий разного уровня и характера, построенных на разных осно ваниях, и все они именутся ОТС. Нечто подобное легко найти сегодня и в математике: мы можем построить множество арифметик, прибегая, например, к разным системам счисления, таких, как двоичная (как в программах компьютеров), десятеричная (которой мы широко поль зуемся), дюжинами (как при исчислении времени специальными еди ницами — «часами» 12 + 12 в сутках), шестидесятеричная (угловые единицы и единицы времени вроде минут и секунд). Мы можем пост роить множество геометрий на разных основаниях и аксиоматиках, та ких, как Евклида, Лобачевского, Римана и т. д. Сам Берталанфи, как известно, сравнивал общий характер ОТС с общностью теории веро ятностей, за что его по недоразумению беспощадно критиковали3.
По оценке В.Н. Садовского4 и на наш взгляд, заслуги Берталанфи
вследующем.
1.Выдвижение идеи системности как общего принципиального основания для описания качественно специфических объектов раз ного рода (системный фундаментализм).
2.Предложение обобщить множество частных теорий открытых систем в общую теорию открытых систем, а также самостоятельное развитие основ такой теории.
3.Самая важная его находка — введение абстрактно-теоретиче ского представления системы как комплекса элементов, находящих ся во взаимодействии.
4.Создание определенных предпосылок для формирования со временного системного мышления и подхода как сквозного интердисциплинарного направления во всей науке XX в.
Поясним. Системный подход и системное мышление не могут су ществовать безотносительно к реальности и обоснованной онтоло гии мира. Принимая во внимание результаты современной науки, можно построить онтологию мира с точки зрения, например, феноме на организации и уровня сложности последней в виде цепочки:
Системы — Соты — Сети — Агрегации — Поля с частицами Ха ос — Сингулярности (вроде фридмона в космологии) — Поля и пле нум вакуума.
Возможно, что мы где-то допускаем неточность. Но здесь, в этой схеме, мы хотим всего лишь подчеркнуть, что перед нами фактичес ки формализованная иерархия генетически связанных объектов и он тология перехода от высших и сложных до низших и простых, неструктурированных объектов любого рода, включая физические. Высшие порождены слиянием и взамодействием объектов в рамках скоплений низших по уровню организации объектов. Условиями по рождения высших будут рефлексия объектов, их взамодействия (от ношения вообще), изменения (нестабильность, неустойчивость и ста бильность, устойчивость как фазы качества существования целого), наличие многоаспектного разнообразия качеств (свойств) и отноше ний. Согласно современной специальной «теории технологий», вре мя инерционного развития или эволюции сложных систем равно кор ню квадратному из времени инерционного развития их центрального элемента, который при этом рассматривается изолированно в каче стве простой системы.
Исходя из сказанного, можно прояснить уже отмеченную мысль Берталанфи — «системы повсюду»— следующим образом. Мы можем описание низших объектов вывести и построить исходя из свойств и со стояний высших, прибегая при этом к методу редукции. Говоря кон кретнее, в онтологии мира во главу угла можно поставить описание си стем, точнее даже, именно сложных саморганизующихся иерархизированных систем, обладающих адаптивностью, самодвижением, само развитием, оптимизируемостью. Известно, что подобными объектамисистемами являются бихевиоральные системы. Такую методологию мы развили, например, в книге «Бихевиоральные системы».
Исследования сетей и сот в их отношении к системным
Обратим в первую очередь внимание на то, что в современной на уке и практике все больше актуализируются как раз исследования создания, строения, функционирования, разрушения и регенерации сетей и сот самого разного происхождения (а также их анализ вооб ще). Формируются сетевое мышление, сетевые исследования, общая теория сетей и сот, наука о сетях (по-англ. Net Research, Theory, Science). Здесь речь идет о самых различных по природе объектах. Таковы, например, многообразные космологические, физические,
геологические, биологические, информационные и технические, уп равленческие, организационные, социальные, лигвистические, тео ретические объекты, формации и образования. Существуют частные и прикладные теории сетей и сот вроде теории ячеистой структуры вселенной, кристаллография, теории пространственного и хронального размещения популяций в биологии и в демографии, ретикуляр ной формации (reticulum — по лат. «сеть») и нервных сетей в физио логии, информационных и транспортных сетей, другие теории. По смотрим, как соотносятся друг с другом собственно сетевые и сис темные представления и понятия. Такое сравнение позволит, с нашей точки зрения, наглядно показать размытость и нечеткость полей ис следований сетей и систем, но оно выявит возможности подверстать их к представлениям и моделям, характерным для ОТС, прибегая к общим формализованным описаниям и редуцированию определен ных характеристических свойств, отношений и параметров высших типов систем по значению их величин и т. п.
На наш взгляд, сетевое мышление — это продолжение системно го применительно к объектам такого типа, как сети и соты. Послед ние часто ошибочно именуют системами. И объективные основания для этого отождествления имеются, но их можно легко найти и в ми ре понятий и представлений наук о системах, хотя бы в известном оп ределении системы по Дж. Клиру: «Система — это множество эле ментов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образу ющих целостность или органическое единство»5. Разве сети и соты не есть целостности и органическое единство, разве они не состоят из элементов, связанных друг с другом отношениями? Между тем се ти и соты имеют качественную специфику. Возникает вопрос, можно ли такие формации отнести к истинным системам? Разберем деталь нее их сходство и различие.
В сетевом мышлении должны быть заложены определенные принципиальные объективные (онтологические) и теоретико-позна вательные установки и принципы. Все они делятся на две группы: а) фиксирующие сходство онтологии и описания тех и других; б) фик сирующие различие.
Признаки, фиксирующие сходство.
1) Системы, сети и соты суть качественно специфические, эмерджентные, целостные объекты, которые сами состоят из элементов и отношений разного рода и разной степени сложности; иначе гово ря, для всех выполняются в специфицированном виде общие прин
ципы органической целостности, а также, что целое не равно сумме составляющих его частей, оно эмерджентно.
2) Общность сетей, сот и систем в том, что все они суверенны и самодостаточны лишь в рамках определенных внешних и внутрен них условий, ограничений и возможностей разного рода.
3) Все они погружены в актуальную для их существования среду, которая по своей природе сама суть или/и хаос, или/и сингулярные объекты, сети, соты, системы разного рода. Среда — это все, что су ществует вне данного объекта, мир как таковой, но в ней можно вы делить актуальную среду (т. е. реально взаимодействующую с объ ектом часть среды)6.
4)Для всех минимальной ячейкой будет связка двух объектов <=Ао6=>, открытых среде.
5)Имеются общие, одинаковые механизмы порождения разбира емых объектов. По А.А. Богданову, — это, во-первых, разъединение прежней целостности на части и, во-вторых, слияние, соединение двух ранее независимых объектов.
6)Сети и соты, подобно истинным системам, спатиальны (т. е. пространственны) и хрональны, а их субстрат образуют объек ты — элементы различной природы (однородные и неоднородные), генетически, структурно-организационно и функционально связан ные отношениями разного рода.
7)В пространственном, временном, организационном (структур ном) и субстратном смыслах соты суть сети, но специфического ре гулярного и симметрийного типа, каковы частицы, атомы, молекулы, кристаллы, ткани организмов, сообщества разного рода, включая по пуляции, организованная информация, язык и мышление, структур но — планеты и их системы, галактики, вселенная, что в целом сбли жает соты с истинными системами.
Признаки, фиксирующие различия
8)Различные трансформации и мутации, исчезновение и разру шение элементов (и отношений) сетей и сот, частичное разрушение их целостности в направлении к частным и локальным агрегациям
и к хаосу не ведет в значительных, хотя и определенных пределах к уничтожению этих целостностей: популяции, например, в принципе бессмертны, а организмы (т. е. истинные системы) — смертны.
9) Сети и соты не имеют ограничений в пространственном и вре менном смысле, т. е. они могут быть как локализованными, так и бес конечно большими, что не характерно для истинных систем.
10) Различия между хаосом, агрегациями, сетями, сотами и на стоящими системами относительны, и поэтому они могут описывать ся диалектически категориями: связное и бессвязное, изменчивое (динамическое) и косное (консервативное), относительное и абсо лютное, определенное и неопределенное, устойчивое и неустойчи вое, четкое и нечеткое, стабильное и нестабильное, другими катего риями.
11) Генетическая (и обратимая) схема отношений порождения
иорганичной эволюции разбираемых объектов выглядит как после довательность хаос — сингулярности (и поля) — агрегации — сети — соты — системы.
12)Сети и соты отличает от истинных систем одноуровневость
инеиерархичность.
13)Все они способны к росту, но лишь системы в рамках собст венного существования в рамках сетевых структур, например, за счет взаимодействия со средой, ее условиями и ресурсами, а также и друг
сдругом (например, в колониях, в экогеосистемах, в симбиозах, со обществах, во времени — в наследственности), способны к совер шенствованию, оптимизации, эволюции и развитию.
14)Сети и соты, по данным синергетики, при благоприятных усло виях и достаточных ресурсах легко самоорганизуются из хаоса, ре структурируются и регенерируют в основном линейным образом, как
бы повторяя самих себя, развертываясь, в принципе, во времени и пространстве до бесконечности. Настоящие системы, напротив, в своем развитии принципиально ограничены, лимитированы, раз вертывая свое бесконечное устремление в основном вглубь, а не вширь, а именно в формах многообразия своих свойств, своей орга низации, структур и функций, локализуясь не только в пространстве
ивремени, но и в форме цикличности своей способности к жизни
ик жизнедеятельности. В итоге они завершают свой цикл жизни фа тальной гибелью, распадом, катастрофой и т. п.
15)В отличие от истинных систем изучение частей для понимания целого в сетях и сотах и управление частями сетей и сот для какоголибо действия (функционирования) этого целого в изоляции от по следнего может дать лишь ограниченную пользу7.
16)Сетевое мышление в отличие от системного в силу своей ог раниченности и линейности не дает представления о всей совокуп ности последствий от действий разного рода. Это относится к позна нию, операциям над объектами, управлению и др.