ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 287
Скачиваний: 2
ция четко ограничивается системой общества, которая отличается от всех остальных социальных систем, образующихся в обществе бла годаря общественным способам проведения операций.
Луман здесь ясно проводит различие между системами интерак ций, системами организаций, общественными функциональными си стемами и социальными движениями (с. 79), причем общество пред стает как система, которая включает в себя все другие социальные системы. Одновременно с определением общественной системы вводится второе основополагающее различие. Луман размежевыва ется здесь с так называемыми «староевропейскими» теоретически ми основаниями и концептами. Тем самым он пытается преодолеть отложения двухтысячелетней традиции, которая в виду функциональ ной дифференциации, по его мнению, должна рассматриваться как безнадежно устаревшая в своем стремлении понять современное об щество. Староевропейским он называет стиль мышления, который имеет своим последним мотивом постижение единства разнообраз ного. Онтологическое мышление, которое он преимущественно
иобозначает как староевропейское, исходило из единства сущего
истремилось выявить именно начало, лежащее в основе всего ос тального. Постижение единства мыслилось как субстанция, как субъ ективность или как идентичность, являло собой основную тему и цель этого мышления. Вместе с тем здесь подразумевалось и первона чальное единство мышления и действия. Общество, согласно клас сическому представлению, состоит из действующих субъектов, по следнее общее начало которых есть участие во всеобщем разуме. Онтология подразумевает мир рационально упорядоченного бытия, некий отделенный от познающих субъектов, объективно существую щий мир, который может однозначным образом быть представлен
вформе языка. Этому возражает Луман: «Все идентичности (и я под черкиваю: все) производятся через селективную оценку прошлых комплексов событий и снова и снова реконструируются в своей се лективности. Они должны не только просто предполагаться, они должны также производиться». Единство тем самым не является по следней точкой отсчета для теории, но само оказывается чем-то про изводным. Благодаря тому, что Луман еще и релятивирует саму он тологическую схему бытия— небытия как всего лишь одну среди дру гих, он разрушает сами корни могучей традиции мышления. Тот, кто способен на это, должен иметь в своем распоряжении более убеди тельные основания и альтернативные концепции. Почти незаметно
Луман начинает это свое обоснование: «Староевропейская традиция возникла в обществе, которое сегодня уже более не существует, — как в отношении способов коммуникаций, так и в отношении форм дифференциации. И тем не менее эта традиция остается составной частью нашей исторической традиции и в этом смысле является ре левантным для нашей ориентации культурным достоянием. Она не может просто так отмереть, — и именно потому, что она более не под ходит, именно потому, что она постоянно отрицается. Чтобы иметь возможность от нее отказаться, она должна быть в нашем распоря жении (с. 894).
Здесь выявляется второе основополагающее различение, с помо щью которого Луман структурирует свою теорию общества, а имен но — дифференция социальной структуры и семантики. Характерным для этого различения является то, что оно само себя содержит, оно само является семантическим различением, и плодотворность теории как раз и состоит в разворачивании этого парадокса. Соответственно общественная теория сосредоточивается на двух уровнях. В плоско сти семантики определяется дифференция со староевропейской тра дицией, на социально-структурной плоскости фиксируется взаимо связь эволюции, дифференциации и развития посредников.
Свое понятие «общество» Луман вводит с помощью трех предпо сылок, которые не были адекватно поняты и вызвали самую резкую критику. Его упрекали за антигуманистический, циничный стиль мыш ления. Итак, согласно Луману, (1) общество не состоит из людей, по скольку они принадлежат к его внешнему миру. Общество (2) пред ставляет собой аутопоэтическую систему, состоящую исключительно из коммуникаций и помимо этого ничего в себя включает. Общество
(3)может быть адекватно понято лишь в качестве общества мирового. Изгнанием человека во внешний мир общества завершилась тра
диция децентрализации гуманистически-космологической картины мира. После того как в ренессансе он потерял свое место в центре физического космоса, после того как Дарвин лишил его выделенного и своеобразного места в биологической эволюции, а Фрейд отнял у него право на автономию и самоуправление, Луман словно подхо дит резюме и делает последние и решительные выводы, освобождая
человека от последних общественных уз. Если староевропейская традиция проводила грань между человеком и животным, причем на стороне первого оказывались разум, рассудок, воля, сознание и чув ство, то неумолимое разделение психических и социальных систем, которые Луман вводит на место ранее занимаемое homo sapiens, по могает осознать, что общество есть новый эмерджентный порядок, который не может быть описан посредством антропологических по нятий. Ему не свойствен субъектный порядок, пусть даже и в эмпфатическом, трансцендентальном смысле, как условие возможности по следнего, фундирующих идей или человеческих качеств. Оно не яв ляется неким адресом, куда можно обратиться с требованием вести себя так или иначе или куда можно пожаловаться на неравенство или несправедливость во имя автономного субъекта. Общество есть по следняя достижимая коммуникативная редукция, которая отграничи вает неопределенное от определенного, или обрабатываемую ком плексность от той, которую уже невозможно переработать. В более детальном специальном анализе Луман прослеживает этапы разви тия, в ходе которого человек все больше и больше отдифференцировался от общества.
После разрушения укорененности человека в космос сущностей, которые предписывали ему некоторый порядок, ранг и форму жизни, в XVIII столетии дифференция индивида и общества все сильнее про ступает в общественном сознании. Хотя почти вплоть до XIX столе тия продолжают придерживаться антропологического фундирования общественной теории, все труднее становится понимать общество как совокупность всех телесных и конкретных людей. Ни теория об щественного договора, ни примыкающие к ней теории общественно го согласия (консенсуса) были не в состоянии убедительно показать на базисе соотнесенных с человеком понятий своеобычность и само стоятельность общества по отношению к людям или хоть сколько-ни будь достоверно обосновать единство этой дифференции. Ведь что бы как-то охарактеризовать это единство, которое предшествует и предпослано различению людей и общества, оба теоретических подхода должны были опереться на семантику субъекта или индиви да. Эта дилемма восходящего к человеку понятия общества каждый раз всплывает во всех теориях — у Маркса, Дюркгейма, Вебера. У Парсонса дихотомия индивида и общества сужается до тезиса, что общее у людей сводится лишь к ценностному консенсусу. И лишь ес ли осуществить ясное разделение общества и человека, можно уви
деть то, что принадлежит обществу, и то, что можно |
причислить |
к сфере человеческого. Благодаря этому открывается — |
по ту сторо |
ну всякого высокого классического вокабулярия разума и рациональ ности, которые всегда будут оставаться априорными гипотезами, — возможность исследовать человека, его сознание и способы функ ционирования его духа на базе эмпирически-натуралистических оп ределений. Посредством тезиса о разделении социальных систем и систем психических Луману удается ясно эксплицировать отноше ния общества и человека и рассмотреть их изменения и вариации на протяжении исторического процесса. Оба вида являются в этом смысле аутопоэтическими системами. Первый оперирует на базе со знания, второй — на базе коммуникации. Но что же такое общество? Поначалу можно дать приблизительную формулировку. Общество есть охватывающая социальная система, которая включает в себя все социальное и не знает ничего социального вовне и помимо себя (с. 80). Однако социальное определяется как коммуникация. «Комму никация есть подлинно социальная (и единственная социальная) опе рация. Она подлинно социальная в той мере, в какой — хотя она и предполагает некоторое множество соучаствующих систем созна ния — (именно поэтому) не может как единство приписываться ника кому отдельному сознанию» (с. 81). Напротив, существенно то, что коммуникация всегда принадлежит обществу, что бы в ходе нее ни происходило и что бы в процессе ее ни рассматривалось. Тем самым Луман уже формулирует важные определения. Во-первых, коммуни кация являет собой реальность sui generis, которая более не может быть сведена к чему-либо иному. Во-вторых, коммуникация консти туируется как механизм общества в качестве аутопоэтической систе мы, и благодаря этому получает свое продолжение (процессизируется). Даже отрицание коммуникации являет собой коммуникацию и тем самым общественный процесс. Если коммуникация есть не что иное, как аутопоэтическая репродукция, то это (в-третьих) означает, что общество развивается как самосубститутивный порядок, который может изменяться только внутри себя и только через себя.
Тем самым коммуникация становится базисной структурой обще ства, причем отношение коммуникация— общество приобретает цир кулярный характер: общество невозможно вне коммуникации, а ком муникация невозможна вне общества. Однако что же такое коммуни кация? Или в постонтологическую эпоху такой вопрос был бы н е п р а вомерен? Первый (и самой простой) ответ мог бы быть следующим:
коммуникация — это операция различения или отличения. Посредст вом коммуникативных актов еще ничего не сказано о самом мире. Столь же мало коммуникация отражает реальности этого мира или дифференцирует мир. Ее подлинный смысл состоит в создании дифференций, к которым затем в ходе дальнейшего процесса могут при соединяться следующие коммуникации, стабилизирующиеся затем благодаря созданию (как раз этими коммуникациями) системных гра ниц. Но и коммуникация сама не есть что-то первоначальное, не яв ляется каким-то последним неразложимым элементом, но сама явля ется синтезом этих процессирующих (присоединяющихся друг к дру гу) селекций, которые Луман называет информацией, сообщением и пониманием. Эти три операции различения структурированы би нарно. Информация вычленяется из общего смысла. Из этого резер вуара выбирается все то, что может рассматриваться как релевант ное для сообщения и что не должно просто прийти к забвению. Для завершения коммуникативного акта следует принять решение о том, что должно акцептироваться, а что может быть отклонено или не понято. Этот синтез трех селекций в свою очередь представляет собой самореференциальный закрытый процесс (с. 72). Тем самым Луман делает более отчетливым процесс самоконституирования со циального. Если социальное (или общественное) состоит исключи тельно из коммуникаций, то социальное как раз и состоит в данном аутопоэтическом процессе, который лишь из себя самого способен развернуть всю свою динамику. Внешний мир поставляет лишь сти мулы, но не доставляет никакой информации. Понимание означает тогда непроизвольное и неслучайное осетевление коммуникативных событий посредством самореференциального процесса коммуника ции (с. 73). Посредством повторяющихся обсуждений образовывают ся идентичности, на основе чего формируются границы общества, и то, что раньше в социологии понималось под обществом, освобож дается от всех субстанциальных определений. Оно более не являет ся общей моралью, его базис вряд ли стоит искать в консенсусе или выражаемой в той или иной форме опосредованной разумом интег рации. Общество формируется исключительно на основе продолжа ющихся и присоединяющихся друг к другу коммуникаций. Соответст венно нет никакого смысла в том, чтобы говорить о таких различени ях, как экономика и общество или наука и общество, ибо политика, экономика, право не находятся вне общества как нечто такое, что мо жет быть как-то от него отделено, а в своих коммуникативных опера