ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 299
Скачиваний: 2
Итак, коэволюция — это вереница последовательно сменяющих друг друга, взаимно обусловленных, нерасторжимо согласованных изменений, которые могут происходить на разных ярусах организа ции живых систем.
2. Идея коэволюции становится парадигмой естественных и соци альных наук на рубеже XX и XXI в. Это означает кардинальное изме нение мировоззренческих и методологических образцов. Дело в том, что эволюция обычно связывалась с прогрессом, с восходящим раз витием, в котором более высокая ступень в эволюции отрицает дру гую, более низко организованную. Идея коэволюции предполагает совместное развитие в рамках системы взаимодействия. Следует подчеркнуть, что это система взаимодействия субстратно разнород ных компонентов. Такую систему лучше назвать комплексом, по скольку компоненты коэволюционного комплекса связаны не единст вом субстрата, а единством функций.
3. Какое отношение идея коэволюции имеет к тектологии? Каза лось бы, никакого. Ведь биологи-эволюционисты не анализировали организационную сторону взаимодействия и до последнего времени оставляли в стороне связь коэволюции и самоорганизации. Лишь в по следнее время благодаря работам Э. Янча и Ю.В. Чайковского в Рос сии начинает осознаваться связь коэволюции и самоорганизации. Ко нечно, коэволюция не тождественна самоорганизации, но без само организации коэволюционные процессы понять невозможно. Самоор ганизация имеет дело со структурами, состояниями системы, а коэво люция — с отношениями между системами, с корреляцией эволюци онных изменений. Коэволюционный подход выделяет из своей сово купности изменений те, которые сопряжены, взаимно адаптированы друг с другом. Сопряженность эволюционных изменений выполняет двоякую функцию— сохранения целостности системы и участие в ста новлении новой целостности. При этом и самоорганизация, и эволю ция трактуются по-новому, а именно: самоорганизация как динамиче ское равновесие, а эволюция как последовательность неравновесных состояний и их усложнение. Самоорганизация становится динамикой когерентных систем, т. е. систем обладающих согласованностью фаз движения, а эволюция — коэволюционным сопряжением изменений различных видов. В коэволюции решающую роль играет не борьба за существование, а взаимопомощь, согласованность, сотрудничество. Именно эти факторы в эволюции были выдвинуты в качестве цент ральных.
Эволюционистскому способу мысли и в биологии, и в социальных науках не хватало тектологического подхода, соединения с организа ционной мыслью, которая сделала предметом своего исследования формы и способы организации безотносительно к субстрату органи зации. Можно сказать, что, благодаря идее коэволюции, естествозна ние уже обратилось к анализу организации взаимодействия различ ных комплексов, претерпевающих взаимные изменения. Поэтому об ращение к тектологии А.А. Богданова позволит, по моему мнению, су щественно обогатить анализ коэволюционных изменений, восполнить идею коэволюции исследованием универсальных форм и способов организации, в том числе и организации коэволюционных изменений.
4. Конечно, в тектологии А.А. Богданова нет термина коэволюция, однако целый ряд идей, развиваемых им, не только выходит за гра ницы узко прогрессистской трактовки эволюции, но и весьма близки идее коэволюции. Какие же это идеи?
4.1. Прежде всего отметим, что А.А. Богданов не приемлет отож дествления эволюции с прогрессом. Отождествление эволюции с прогрессом означало бы, что организация сил природы преодоле вается более высоким уровнем организации — организацией чело веческих сил. Для Богданова же «природа — великий первый орга низатор; и сам человек — лишь одно из ее организованных произве дений. Простейшая из живых клеток... по сложности и совершенст ву организации далеко не превосходит все, что удается организовать человеку. Он — ученик природы, и пока еще очень слабый»1. Более того. Говоря о прогрессивном подборе, Богданов связывает его не с прогрессом, а с прогрессией, т. е. с непрерывным рядом событий, идущих в ту или иную сторону. Хотя в его интерпретации социальных форм организации сохраняется убеждение в том, что рыночная эко номика ниже по уровню своей организации социализированной эко номики, и тем самым он сохраняет прогрессистский способ мысли в исследовании социальных форм организации, все же тектология — это одна из первых попыток отказаться от прогрессизма и анализа различных форм взаимодействия организованных комплектов.
4.2. Понятием тектологии Богданова является понятие «организа ционный комплекс», т. е. объединения не субстратного, а организа ционного и функционального. По его словам, «организация включа ет в себя одновременное координирование и взаимоприспособление элементов»2. Именно с такого рода комплексами имеет дело коэво люция. Проводя различия между организованными комплексами,
Богданов говорит об организованных, дезорганизованных и нейт ральных комплексах. Фундаментальный принцип организованных комплексов — их холистичность, при которой целое больше своих ча стей. Для иллюстрации этого типа организованного комплекса Бог данов обращается к симбиотическим комплексам, к симбиозу, напри мер, «сувойки и зоохрелы, одноклеточной инфузории с одноклеточ ной водорослью, которая в ней живет. Первая принадлежит к про стейшим животным, потребляет кислород и выделяет углекислоту; вторая — из простейших растений, заключает в себе зеленые зерна хлорофилла, за счет энергии солнечных лучей разлагает углекисло ту, пользуясь ею как материалом для своих тканей, и выделяет кис лород. Таким образом, известная доля активностей в материальной форме того или иного вещества, теряемая одним участником симби оза по непригодности для него, приобретается непосредственно дру гим, и обратно, а следовательно, сохраняется в симбиотическом це лом. Понятно, что это целое практически располагает большей сум мой активностей, чем если бы его части существовали отдельно: об разец бесконечно распространенного типа организационных свя зей»3. Для Богданова симбиотические ассоциации — пример весьма распространенного типа организационного взаимодействия, которое будет анализироваться им в различных аспектах, но при отвлечении от конкретно-физиологического характера его элементов и биологи ческого способа взаимодействия.
4.3. Идея конъюгации как объединения комплексов также имеет непосредственное отношение к анализу коэволюционного взаимо действия. Для Богданова конъюгация — это и сотрудничество, и вся кое иное отношение, в котором два комплекса находятся во взаимо действии, их элементы — активности перемешиваются, «влияют» на другие, вообще «комбинируются», переходят из одного комплекса в другой. Коэволюция всегда есть взаимодействие комплексов имен но такого рода. Рассматривая цепь таких взаимодействий, Богданов вводит понятие «цепная связь», которая различается им на однород ную и неоднородную, симметричную и асимметричную. Коэволюционное взаимодействие, рассмотренное под углом зрения его органи зации, есть цепная связь конъюгирующих комплексов, для которой характерны асимметрия и наличие связки (ингрессии, по Богданову). Этой связкой в биологических коэволюционнирующих системах слу жит общность среды, координация усилий и пищевыещепи. Разрыв связки в коэволюционном взаимодействии влечет за собой или дез
организацию, или появление отдельных независимых комплексов.
5. Эти идеи, выдвинутые Богдановым, относятся к исследованию формирующих организационных механизмов, т. е. к механизмам формирования организационного взаимодействия, и не касаются ме ханизмов изменения организованных механизмов и организацион ных форм. В изучении Богдановым регулирующих механизмов связь с идеей коэволюции еще более непосредственна, поскольку здесь вводятся временные параметры изменений. Тектология А.А. Богда нова пронизана эволюционной мыслью. Для него весьма значима концепция Ч. Дарвина о естественном подборе. Более того, Богданов подчеркивает «универсальность схемы подбора», ее применимость ко всякому комплексу, ко всякому взаимодействию комплексов, к каждому их компоненту во всякий момент. Какие же идеи, выдви нутые А.А. Богдановым при анализе регулирующего механизма, име ют отношение к идее коэволюции?
5.1. Идея комплекса-процесса. При исследовании сложного коэволюционного взаимодействия необходимо учитывать не только струк туру взаимодействия комплексов, но и их взаимные изменения, про исходящие во времени. «Часто активности — сопротивления ком плекса и его среды приходится рассматривать как изменяющиеся во времени, исследовать комплекс-процесс. Тогда все моменты этого процесса выступают в виде звеньев одной цепи — временной, и к этим звеньям как частям целого надо применять все ту же точку зрения»4. Тем самым цепная связь становится временной цепной свя зью, т. е. связью, развертывающейся во времени. Именно с такого рода связями и имеет дело коэволюция.
5.2. Идея подвижного, динамического равновесия. Любая систе ма, по Богданову, не безразлична к форме воздействия окружающей среды, внутри системы возникают процессы, направленные на пре одоление внешнего воздействия и восстановление равновесия. С по мощью различного рода регуляторов система обретает равновесие. Подвижность равновесия получает гораздо более сложные формы при исследовании совместного, сопряженного изменения в различ ных комплексах. Тенденция к равновесию складывается из бесчис ленных нарушений равновесия. Динамическое равновесие, возника ющее между двумя рядами эволюционирующих видов, или комплек сов, включает в себя соответствие, консонансы и диссонансы, гармо нию и дисгармонию, взаимодополнительность и конкуренцию, интер ференцию и взаимоусилие (резонанс), синхронизацию эволютивных