ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 305
Скачиваний: 2
З.В. Каганова
ОТ «МИРА ОРГАНИЗМОВ» Л. ФОН БЕРТАЛАНФИ К «МИРУ ГИБРИДОВ» Б. ЛАТУРА?
Системный подход — один из древнейших методов познания. Он возник вместе с первыми попытками осмыслить переход от хаоса к порядку. Поскольку первой по времени теоретической системой бы ла философия, системный подход первоначально развивался на ее основе и потому носил черты натурфилософии. На этом этапе его ос новными концептуальными блоками были принцип целостности («це лое больше суммы частей») и концепция уровней организации. Тако го рода концепции составили натурфилософскую часть многих фи лософских систем — от Платона и Аристотеля до Спинозы, Лейбни ца, Дешана, Робине, Дидро, Гольбаха, Шопенгауэра, Гегеля, Энгель са, Спенсера, Богданова, Поппера и др. Они составили противовес
ив то же время дополнение редукционизма, а в более широком пла не — любого элементаризма.
Всередине XX в. системный подход обрел черты метанаучной кон цепции и стал развиваться главным образом за счет становления си стемы наук. Базой для его развития стали биология, социология, тех нические науки, экология. Опора на систему наук обусловила не толь ко мощный рывок в развитии системного подхода, особенно его ло гико-методологической стороны, но и рост его влияния в качестве важнейшей онтологической и методологической концепции науки. На основе системного подхода строилась как общая, так и частные, локальные картины мира. Это был период расцвета системного под хода, становления его как широкого движения не только научной мыс ли, но и как определенного мироощущения и мировоззрения. Л. бер- таланфи был одной из центральных фигур этого движения.
Мир стал миром систем. Объекты, организованные по интегратив- но-организменному принципу «включения», образовали весь Универ сум — от элементарных частиц до человека и общества, культуры
ицивилизации. Эталонным, референтным понятием, на которое ори ентировались системные представления в различных науках и само определение системы, стало понятие организма. В отличие от меха
нических систем, в организме нет частей как таковых. Он имеет не части, а органы. Иными словами, для организма характерны функ циональные связи между частями и целым. Остановимся подробнее на системных подходах, разработанных в социологии, потому что именно в этой науке с момента ее возникновения они стали основны ми общенаучными методами познания и средством развития социо логической теории.
Социология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в первой половине XIX в. Отметим две особенности ее социокультур ного контекста в этот период: во-первых, коренные преобразования, инициированные Французской революцией 1789-1794 гг., и связан ная с ними нестабильность; во-вторых, превращение биологии в тео ретическую систему благодаря Карлу Линнею и Чарльзу Дарвину. Со циальная нестабильность породила потребность в социальной инте грации, а биология предложила теоретическую концепцию социаль ной интеграции. Аналогия между обществом и организмом породила понятие «социальный организм» и организмическое мышление, свойственное социологии на ранних этапах ее развития. Основной акцент делался на том, что и биологический организм, и организм со циальный представляют собой функциональные системы.
Считалось, что социальные системы подобно живому организму имеют нужды и потребности; что социальные системы следует рас сматривать с позиций функциональной нормы и патологии, или, го воря более обобщенно, с позиций равновесия и гомеостаза; что со циум, будучи системой, состоит из частей, согласованное функцио нирование которых обеспечивает функционирование целостной со циальной системы и тем самым поддерживает ее нормальное (рав новесное) состояние. Этот способ рассмотрения порождал телеоло гические объяснения.
Со временем функционализм стал одним из основных, если не ос новным подходом «большой» социологии. В классический период он включает в себя как бы три уровня: общетеоретический и общемето дологический (установочный), «средний» и конкретно-эмпирический. Именно на среднем уровне происходило взаимодействие социологи ческой теории и конкретных социологических исследований. Устано вочный уровень давал социологам возможность применять общие принципы системного подхода — целостность, интегратизм, функци онализм. Однако, поскольку эти принципы были хорошо разработаны в философии и естествознании, наибольший интерес вызвали два
других уровня. Именно здесь происходило наполнение понятия «соци альная система» конкретным содержанием, а также систематизация эмпирических данных в рамках этого понятия. Совмещение этих ис следовательских задач привело к тому, что была разработана целая система понятий, характеризующая структуру и функции социальных систем. Наибольшее влияние на развитие социологической мысли в этом направлении оказали работы Т. Парсонса и Р. Мертона.
Социологи заговорили об увеличивающейся дифференциации со циальных систем на функционально зависимые структуры, об уста новлении в этих системах новых принципов и механизмов интегра ции и о возрастании их способности к выживанию в определенных условиях внешней среды, о том, что механизмы социальной интегра ции, сохраняя равновесие социальных систем, обеспечивают наилуч шие условия для человеческой жизни и развития культуры.
Но в социологии обозначились и пределы интегративно-системно го подхода, ему был послан серьезный вызов. Р. Дарендорф, Д. Лок вуд, Р. Мертон и др. отмечали: а) подчеркивание потребности или не обходимости в интеграции социальных систем приводит к тому, что внимание непропорционально концентрируется только на тех процес сах, которые отвечают этой потребности, б) теория социальной сис темы не принимает во внимание те социальные механизмы, которые систематически порождают беспорядок, конфликты и перемены,
ив) функционирование отдельных блоков, составляющих социаль ную систему, может не совпадать с функционированием целостных социальных систем.
Жизнь в условиях постмодернистской глобализации подтвердила правоту этих социологов. Оказалось, что мы живем не в стабильном
игармоничном мире интегральных социальных систем, создающих наиболее благоприятные условия для жизни людей, а в конфликтном,
изменчивом, неупорядоченном, сложно дифференцированном мире, в котором возможна любая катастрофическая случайность. Отражая эти изменения в мышлении современного человека, Бруно Латур с0' здал метафору «мир гибридов». По его мнению, это понятие имеет большое значение для понимания социального миропорядка. При этом в отличие от системного подхода, опирающегося на науч ные теории, оно опирается на практику научных технологий и поли тическую практику. Гибридность подразумевает способность тех или иных единиц к удачным слияниям, оставаясь при этом неизменными; она подчеркивает сложность, гетерогенность и дифференциацию со-
циальных систем, создание все более тонких и сложных взаимных опосредовании благодаря науке и технологии и противодействие это му процессу; понятие «гибрид» позволяет осмыслить, почему плодо витость социальных гибридов никогда не гарантируется, а различия предков сохраняются и становятся внутренними различиями; гибридность означает: чтобы свести гетерогенные единицы воедино, требу ются предварительные манипуляции; что социальные гибриды всегда остаются искусственными и в любой момент могут распасться; что культурные различия с введением понятия гибридности начинают по ходить на различия видов.
Применительно к науке метафора гибридности призвана снять разделение между объектами естественных и общественных наук, а также между объективным и субъективным, между общественны ми и естественными науками в целом. Общественные науки не долж ны ни подражать естественным наукам, ни противостоять им. Есте ственные и общественные науки должны забыть о том, что их разъ единяет, и объединиться в совместном исследовании объектов, кото рые, будучи по своей природе гибридами, практически их уже объе динили. Вместе с естественными науками общественные науки мог ли бы заняться тем, чтобы представлять людям вещи во всей их кон кретности и неопределенности. Тогда вещь предстанет перед нами как совокупность или узел, в котором сходятся все имеющиеся в на шем распоряжении средства познания и аспекты изучения и дейст вия. Перед нами, таким образом, своеобразная модель системного подхода, противостоящая интегрально-системному взгляду на приро ду, общество и науку, построенная исключительно на все более тон кой и сложной дифференциации наук и технологий и их взаимном опосредовании.
Живем ли мы в более или менее устойчивом мире природных и со циальных систем, изучаемых более или менее определенными науч ными дисциплинами? Или мы живем в мире, где реальны лишь вза имные опосредования? Время покажет, в каких ситуациях можно при менить тот или иной подход.
И.Ф. Кефели, А.П. Мозелов
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОСМЫСЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛИЗМА
Объективными предпосылками современного глобализма как соци ального явления, т. е. притязаний на передел мира и утверждение но вого мирового порядка после окончания «холодной войны», являются системные противоречия техногенной цивилизации. Она, техногенная цивилизация, сложилась в ходе промышленной революции на рубеже XVIII—XIX вв. как логическое продолжение развития европейской циви лизации. Все остальные мировые цивилизации в той или иной степе ни и форме трансформировались в нее. В итоге развитие техногенной цивилизации к концу XX в. привело к охвату всего человечества гло бальными проблемами современности. Глобальная проблематика предстает как новая точка отсчета жизни людей, предполагающая формирование представлений о качественно ином будущем, которое не вытекает линейно из настоящего. Будущее как непосредственное продолжение настоящего невозможно по крайней мере по трем причи нам: во-первых, необходима смена парадигмы развития техногенной цивилизации, что связано с экологическими «пределами роста»; вовторых, необходима смена социокультурной парадигмы, задающей ду ховно-нравственный и политико-правовой коды человеческого поведе ния; в-третьих, — налицо углубление социальных противоречий меж ду «золотым миллиардом» и остальным большинством человечества1.
В попытках системного осмысления гуманистического содержа ния глобальной проблематики, непосредственно не связанной с мно гочисленными современными воззрениями, необходимо обратить взгляд на космизм и евразийство, которые в анналах отечественной философской и культурологической мысли представляли собой раз личные, но во многом схожие варианты глобального мировидения. В самом деле, Андрей Белый, выражая интенции серебряного века в русской культуре, следующим образом утверждал подобного рода творческий максимализм: «Только в тот момент, когда мы выдвинем
вопрос о жизни и смерти человечества... мы приблизимся к тому, что движет новым искусством... Людям серединных переживаний такое отношение к действительности кажется нереальным; они не ощуща ют, что вопрос о том, быть или не быть человечеству, реален»2.
Такой размах творческих исканий глобального, вселенского мас штаба получил воплощение в космизме как одном из направлений развития русской культуры на рубеже XIX-XX вв. В русском космиз ме обычно выделяют три направления: естественно-научное, религи озно-философское и поэтически-художественное. Однако при столь многоплановом характере своего развития космизм характеризовал ся внутренней цельностью, «философией света и радости». Культу росозидающая деятельность человека сопоставляется здесь уже не только с земным ландшафтом, земной ойкуменой, а со Вселенной (для русского человека Вселенная — это дом, в который надо все литься всем миром, а не поодиночке). Недаром 25-летний К.Э. Циол ковский в своей первой работе по космонавтике «Свободное прост ранство» высказывал озабоченность по поводу создания условий обитания человека в космосе: нужны ли ему там тюфяки и подушки, столы и стулья, как надо перемещаться в нем человеку и ориентиро ваться относительно звезд, какие предметы нужны для совершения свободных движений и т. д.
Более того, русский космизм был глубоко гуманистичным по сво ей сути, независимо от того, каким направлением он был представ лен. Н.А. Умов, физик, стоявший у истоков естественно-научного на правления космизма, в одной из работ 1901 г. пишет о том, что «нрав ственные принципы не могли бы руководить поведением существ, природа которых была бы составлена из нестройностей. Централь ность стройности есть основа чувства красоты и этики. Эволюция жи вой материи представляет естественную историю борьбы за осуще ствление высших проявлений стройности — этических идеалов»3. Иначе говоря, именно жизнь вносит в космос порядок, или, как пола гал автор, — стройность. И пусть ученый еще остается в рамках ме ханического мировоззрения, но вместе с тем он же закладывает ос новы нового миропонимания, согласно которому в осмысление кос моса как физического мира вводятся представления о живой мате рии. Однако это не простое повторение гилозоизма. Умов, трактуя жизнь как источник стройности в космосе, обосновывает необходи мость ценностного восприятия всего мировоззрения в нравственно эстетических категориях.