ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 317
Скачиваний: 2
принципиально важным в деятельности системного аналитика, ибо в противном случае его профессиональная деятельность оказывает ся бессмысленной и лишь компрометирует себя в глазах возможных пользователей. В случае успеха системный аналитик вносит научное рациональное веяние в процесс принятия решения, затрудняя побе ду иррационального.
Отдельную проблему представляет организация общения систем ного аналитика и лица, принимающего решение, на всех стадиях не формального исследования проблемной ситуации. Плохое прохожде ние этих стадий, как до построения формальной модели, так и после построения ее, сводит на нет все усилия или есть вероятность, что при хорошем удачном исследовании ЛПР не захочет реализовывать рекомендации аналитика.
Достижение хорошего понимания проблемной ситуации — глав нейшее условие успешного действия системного аналитика. «Нет не достатка в вычислительных средствах. Есть недостаток в понима нии» (Э. Квайд).
Плодотворный контакт системного исследователя с лицом, прини мающим решение, как показывает практика, возможен в том случае, если пользователь знаком с системными исследованиями и понима ет их смысл, а исследователь владеет методами общения.
Проблемные ситуации, в которых приходится принимать решения, бывают различных типов. В соответствии с ними изменяется и харак тер системного исследования. В настоящее время системные иссле дователи считают полезным различать проблемные ситуации по сте пени определенности в задании цели, которую желательно достичь в результате принятия решения. Проблемная ситуация называется структурируемой, если цель, которую преследует лицо, принимаю щее решение, удается сформулировать. Проблемная ситуация назы вается неструктурируемой, если цель остается неясной, не сформу лированной определенно. При этом налагается запрет на редукцию (сведение) неструктурируемой ситуации к структурируемой, посколь ку в противном случае элиминируется самое важное из проблемной ситуации.
Сложный проект — это, как правило, не только проект техничес кий, но и проект человеческих отношений. При их разработке прихо дится учитывать специфику человеческой деятельности. Как следст вие, произошло расширение системного анализа на проблемные си туации, в которых доминирующим является человеческое поведение.
В ходе этого процесса сформировались новые гибкие версии систем ного исследования. Методология гибких систем П. Чекленда более всего применяется в процессе решения деловых проблем в неструктурируемых проблемных ситуациях.
Исследование структурируемых проблемных ситуаций, жест ких — как их стали называть, остается областью исследования сис темного анализа.
Есть ли какая-нибудь специфика новой версии с точки зрения уча стия системного исследователя в процессе принятия решения? Да, есть. Во-первых, целью исследования является не построение аль тернатив, а улучшение проблемной ситуации посредством обеспече ния более глубокого понимания ее всеми участниками.
Ведь обычно предметом исследования в этом случае является ту пиковая проблемная ситуация, когда никому не ясно, что можно сде лать осмысленно. Во-вторых, в этой версии особое внимание уделя ется неформальным стадиям исследования, на которых чрезвычай но важно наладить взаимопонимание с лицом, принимающим реше ние, и буквально со всеми участниками проблемной ситуации. На столько хорошее взаимопонимание, чтобы принимаемое решение о проведении изменения казалось им естественным. Коммуникаци онная кампания представляет особую проблему. Это фаза системно го анализа, задача которой заключается в том, чтобы суметь донес ти результаты исследования (вскрывающие в том числе и основания его возможного решения, и действия) до пользователя — ЛПР.
Рациональное и человеческое
Особенностью наук об управлении в 60-70-х годах являлось представление ими человека в виде рационального автомата. Это приводило к трудностям в реализации научных идей в практике уп равления и к серьезным сомнениям в плодотворности научных изы сканий в этой области. Совершенствование управления организа циями в условиях быстро изменяющейся внешней среды, неопреде ленности и риска происходит посредством отказа от ряда классиче ских представлений об управлении и сложившихся ранее стереоти пов управленческого мышления. В частности, была обнаружена зна чимость «человеческого» для судеб организации. «Человечес кое» — это интересы, желания (намерения), мотивы, настроенность,
смыслы, неявное знание... Они являются основаниями действий че ловека, которые он совершает в организации. Но далеко не всегда они осознаны самим человеком. Потребовались новые технологии, которые позволяли бы выявить эти основания, выразить их в явной форме и использовать в управлении. Рефлексивные процессы ста ли ресурсом.
Для того чтобы организация могла сохраняться и изменяться (т. е. развиваться), внутренний мир организации должен быть способен к творческому изменению — это аксиома концепций управления из менениями. Творческая деятельность осуществляется людьми этой организации: и лицом, принимающим решение (ЛПР), и другими,
втом числе и «рядовыми», сотрудниками (последнее особенно важ но в концепциях организационного обучения и управления знаниями
ворганизации).
Непременной предпосылкой способности к изменению (в данном контексте это равносильно творчеству) является способность к ре флексии — осознанию предпосылок, мотивов, целей своей деятель ности, а также тех ценностей и смыслов, которыми человек руковод ствуется. Его видение мира, понимание себя в нем самым непосред ственным образом сказывается на характере совершаемых дейст вий, на оценке действий других и на принимаемых решениях. Чело век живет в мире ценностей и смыслов, видит и понимает мир через очки своих ценностей и смыслов и в этом своем мире конструирует себя, свое будущее и настоящее. Этот момент получил свое яркое вы ражение, в частности, в концепции гибкого системного мышления П. Чекленда. Человек как человеческое (versus человек как функци ональное, ролевое, рационально-автоматическое) выходит на пер вый план в современных концепциях управления.
В настоящее время достаточно хорошо разработана процедура выявления и разработки оснований для принятия решения в сложной проблемной ситуации. Необходимо подчеркнуть, что сам системный анализ системно организован. Итерационные процессы связывают его различные блоки и позволяют неоднократно уточнять проблем ную ситуацию.
Особенно сложный характер сопутствующие рефлексивные про цессы имеют в разрешении неструктурируемых проблемных ситуа ций, когда вступают в игру правила гибкого (мягкого) системного ана лиза. Как правило, оказывается, что на стадии инициирования сис темного анализа ЛПР знает лишь смутно о своих намерениях и сво
их собственных интересах. Выявление, осознание и выражение (объ ективирование) собственных целей и интересов — необходимое ус ловие успешности его действий. Они, подлинные, чаще всего оказы ваются скрытыми не только для аналитика, но и для самого ЛПР. При менение системного анализа, использующего методологию гибких систем, позволяет приблизиться посредством ряда итерационных процедур к прояснению, обнажению внутренних основополагающих составляющих менталитета ЛПР (внутреннего мира). Намерения ЛПР не превращаются сами собой в цель без предварительного исследо вания и обсуждения. Цели определяются логикой и культурой, день гами и временем.
Важно подчеркнуть, что любое управленческое действие ЛПР вы ражает его намерения, интересы, ценностные ориентации. Тем самым делая прозрачным и факт его персональной ответственности за при нимаемое решение. Одним из основных начальных шагов системно го анализа является определение цели как элемента процедуры фор мулирования проблемы. Цель — это термин, который используется для того, чтобы описать результат, подлежащий достижению. Чтобы работа не оказалась бессмысленной, прежде всего системный анали тик пытается установить цели лица, принимающего решение, — чего тот хочет добиться, выяснить его намерения, его желания. В некото рых случаях эти цели и желания просты. Например, когда руководи тель фирмы имеет только одно желание — получать прибыль.
Но, как правило, руководитель сколько-нибудь высокого ранга имеет не одно желание (намерение, цель), а несколько. Например, он хочет не только получать прибыль, но и повышать свой престиж сре ди людей своего круга. Он хочет к тому же оказывать влияние на по литическую жизнь города, региона, страны. Эти желания-цели могут и противоречить друг другу.
На достаточно высоком уровне руководства ЛПР часто формули рует намерения-желания-цели, которые носят очень общий характер. Например, улучшить медицинское обслуживание населения, создать лучший в мире военный самолет, улучшить положение дел на фир ме. Чтобы перейти от целей-желаний к действию по осуществлению желания, аналитик прежде всего пытается формализовать выявлен ное желание.
Системный аналитик выясняет варианты целей, достижение кото рых соответствует смыслу желаний-намерений ЛПР. Он конструиру ет приемлемые для ЛПР критерии оценки альтернатив и ограниче
ния. Он разрабатывает варианты действий по достижению целей (ге нерирует альтернативы), выявляет последствия достижения этих це лей (прогнозирует будущее состояние ситуации), определяет и оце нивает последствия действий. Уточнения, предпринятые аналитиком, позволяют ЛПР уточнить свою позицию.
Каким образом системный аналитик выявляет намерения-цели ЛПР? Учеными разработаны специальные методы для этого. Прежде всего — построение графа целей и задач, который представляет со бой иерархическую структуру, состоящую из конечного числа уров ней. На каждом уровне, кроме высшего, расположены задачи, кото рые необходимо решить для достижения цели более высокого уров ня. В свою очередь, для решения задач данного уровня, кроме низ шего, необходимо решить задачи более низкого уровня. Задачи низ шего уровня могут быть решены на основе имеющегося ресурса. Це ли высшего уровня являются конечными целями, которые соответст вуют смыслу намерения-желания-цели ЛПР.
Но часто бывают ситуации, когда подлинные намерения-цели че ловека, особенно если он является единственным лицом, принимаю щим решения, бывают скрыты за высказываемыми им явно целями. Это сокрытие истинных намерений может быть и сознательным, и не осознанным. Аналитик должен понимать, что если у ЛПР есть скры тые намерения, то именно они будут играть важнейшую решающую роль в принятии решения. Именно их аналитик постарается выявить. Здесь его работа напоминает работу психолога и разведчика. На сколько хорошо он этим мастерством владеет, настолько высок бу дет его профессионализм как системного аналитика.
Проблемные ситуации, в которых в конечном счете можно сфор мулировать цели, выражающие желания-намерения ЛПР, носят на звания структурируемых проблемных ситуаций. К их изучению при меняется методология жестких систем. Основы ее известны под на званием «системный анализ в стиле RAND-Corporation». Но в прак тике встречаются случаи, когда не удается ясно сформулировать на мерения ЛПР. Это часто происходит в ситуациях, репрезентируемых системами человеческой деятельности, в которых большую роль иг рают неотъемлемые человеческие свойства всех людей, чьи дейст вия и составляют систему. Такого рода проблемные ситуации назы ваются неструктурируемыми проблемными ситуациями. Они изуча ются и конструируются на базе методологии гибких систем, один из вариантов которой разработан П. Чеклендом.