ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 385
Скачиваний: 2
ния и памяти субъекта, его опыта, информированности, сообрази тельности и остроты восприятия. Остроту восприятия называют «чув ственной интуицией» и рассматривают ее как один из фрагментов теории познания. Однако перенос «чувственной интуиции» в сферу абстрактного мышления позволяет рассматривать ее как некий по знавательный, но неформализуемый процесс особого психологичес кого рода, связанный с волей субъекта, богатой фантазией его ин теллекта, способного вырабатывать необычные идеи4.
Впроцессе мышления интуиция и острота восприятия (мотивация)
впринципе не противоречат чувственным формам познания. Они мо гут рассматриваться в качестве механизмов усиления интеллекту альных процессов, порождающих своеобразного гипотетического «абстрактного мыслителя» как элемента интеллектуальной среды, обладающего огромным энергоинформационным потенциалом, про являющим активные и реактивные свойства интуитивного знания, скрытого от сознания самого субъекта. Образно говоря, любой субъ
ект не в состоянии оценить совокупность знаний, запечатленных
втайниках его сознания и используемых во время активного состоя ния познавательного процесса, проявляя при этом волевой фактор
инеограниченные, порой фантастически потенциальные возможнос ти интеллекта от фикции до реальности вместе с конфликтами их смыслов.
Как известно, волевые решения в устранении таких конфликтов
вбольшинстве случаев приводят к обострению ситуации и углубле нию кризиса, когда не представляется возможным охватить все по дробности наблюдаемых явлений в рамках существующей действи тельности. Следовательно, в условиях конфликтной ситуации возни кает необходимость поиска равновесного состояния и «точки покоя»,
вкоторой может сформироваться «новое мышление», новое понима ние и знание происходящих процессов. В этом случае интуиция и це ленаправленная абстракция субъекта приобретают ведущую роль
впоиске новых идей и смыслов, истины и прагматических решений,
вформировании нового знания и адекватного понятийного аппара та, но уже для измененного состояния. По сути, здесь полностью реа
лизуется логическая схема Ч.С. Пирса(1839— 1914), заложенная в триаде «факт — реальность события — понятие»5.
Наблюдаемая динамичность и непрерывность потока реальных событий и знаний, а также необходимость их контроля формируют ус ловия и потребность отображения понятийно-смысловых процессов,
стимулирующих синтез искусственной интеллектуальной среды. При ее построении целесообразно упорядочить и объединить разроз ненные представления о механизмах формирования понятий в мыс лительной деятельности человека на основе модели интуитивного мышления (МИМ)6. Функционирование модели заключается в том, что отражение реальной действительности в сознании человека осу ществляется в традиционных чувственно-наглядных и абстрактно-по нятийных представлениях, а также в формах, развивающихся в про странственно-временном континууме фактов и образов. Их сущность своеобразно выразил А. Бергсон, говоря о том, что «...у нас имеется лишь два способа выражения мысли — понятие и образ, т.к. ничего лучшего мы не сумели найти»7.
При интуитивном переходе от восприятия образа к формированию обобщенного понятия удобно опираться на активно действующие в подсознании и сознании человека моноупорядоченные процессы формирования чувственных образов и понятий. К таковым можно от нести: 1) сенсорно-перцептивный процесс, в результате которого по являются чувственные образы; 2) чувственно-ассоциативный про цесс перехода от одних чувственных образов к другим; 3) процесс преобразования чувственных образов в понятия и их смыслы; 4) про цесс перехода от понятий к чувственным образам; 5) процесс логи ческого умозаключения, в котором совершается переход от одних по нятий к другим. Среди выделенных процессов наибольшую значи мость имеют концептуальная интуиция, связанная с механизмом вос приятия чувственных образов и преобразования их в понятия, и эй детическая интуиция, обусловленная переходом от понятий к чувст венным образам.
Процесс концептуальной интуиции, по нашему мнению, представ ляет собою последовательную схему уточнения смыслового содержа ния понятий П1 -» П г -> Пз -> -> Пп, порой довольно длинную исто рию психологического развития, наполненную содержанием множе ства ярких мгновений мыслей и чувств, проявленных энергией кван тов сознания. В этом случае, если субъект не отмечает в своем со знании промежуточные этапы Пг, Пз и т. д., то у него формируется впечатление, что Пп пришло внезапно на смену понятия П1 в резуль тате счастливого проблеска мысли — «интуитивного скачка» (явле ние озарения). Аналогичным образом совершаются действия в логи ческой цепи эйдетической интуиции, т. е. происходит уточнение об
раза по схеме O i -» О г -» Оз -> О п.
Модель интуитивного мышления существенно расширяет логиче ские особенности функционирования концептуально-эйдетической интуиции за счет динамического звена, которое обеспечивает дис кретно-непрерывный мыслительный процесс в виде последовательно сти замкнутых циклов П1О1 -» П2О2 — >П3О3 —>... —> ПпОп. В этом слу чае динамическое звено активно участвует в реализации триады Пир са и становится ядром интуитивной модели, оперирующей понятиями, образами и смыслами. В ней вспомогательные элементарные процес сы образуют прединтуитивную и постинтуитивную фазы, способству ющие формированию нового знания и пониманию его смыслов. В пре динтуитивную фазу мы включаем сенсорно-ассоциативные процессы, связанные с «квантификацией» смыслов и выделением «индивидных констант», а к постинтуитивной фазе относим процессы логического умозаключения и классификации терминов и понятий.
Изложенную последовательность выделения «индивидных кон стант» (функциональных единиц ) удобно представить в виде некото рых элементов функции f е F, обусловленных утверждением: «у-субъ- ект осуществляет индивидуальное понимание некоторого термина «Ь», который адекватно отображает окружающую действительность с ее сложной семантической структурой. Это понимание является истин ным, если и только если истинно высказывание (Зх)[Ву(х=Ь)&(х=Ь)]». Предлагаемый подход к проблеме квантификации смыслов, с нашей точки зрения, весьма удобен. Само высказывание убедительно и ра ботоспособно, в частности, при анализе текстов. Его легко обобщить и на множество абстрактных «индивидных констант» (терминов):
(3x)[Av (xi=a)&(xi=a)], (3x)[BVJ/(x2=b)&(x2=b)], |
|
(3x)[MV|/(xn=m)&(xn=m)] |
(1) |
Следовательно, при конвертировании текстов можно сформиро вать упорядоченное терминологическое пространство, характеризую щее объекты xi, Х2 , ..., хп, в виде словаря терминов V, который адек ватно отображает рассматриваемую область знания на данный момент времени. При этом некоторые из выделенных терминов (индивидных констант) могут претендовать на особое положение, если они характе ризуют во всех мирах один и тот же индивид такого же рода. Каждый такой термин, безусловно, является осмысленным и, следовательно, по Г Фреге (1848-1925), имеет свой глубокий «смысл» — денотат, представляющий собой своеобразный «индивидный концепт» и уста навливающий различие между именем объекта и его свойством.
Алгоритм работы МИМ может быть рассмотрен на принципах ин тенсиональной логики. При этом следует отметить, что основы интен сиональной логики заложены Э. Гуссерелем из условий «экономии мышления», развиты Р. Монтегю и широко используются в работе с базами данныхе. При синтезе механизма функионирования МИМ будем исходить из того, что синтаксические и семантические прави ла работают совместно в соответствии с принципом Г Фреге и за ключаются в том, чтобы значение фразы являлось функцией значе ний ее синтаксических частей (терминов) (1) и способов их комбини рования:
Н = f (а, b..... т ) |
(2) |
Обозначим через { а } семантическое значение «а». В результате такого замещения можно идентифицировать синтаксическое прави ло (2) с семантическим правилом следующего вида: «если «а» при надлежит категории А, если «Ь» принадлежит категории В, ...если «т» принадлежит категории М, то {f (а, Ь ,.... т )} эквивалентно д({а}, {Ь},..., {т})». Следовательно, функция g определяет «способ семан тического отображения смысла» индивидных констант {а}, {Ь},..., {т}, а также соответсвующее правило анализа текстов и предложений
{2} = {f ( а, Ь......m )} = g({a}, {b },.... {m}). |
(3) |
При анализе соотношения (3) можно говорить о гомоморфизме синтаксиса и семантики для любого текста или любого предложения, их понятий и смыслов, правильности отображения языковых выраже ний, сенсорно-перцептивных и чувственно-ассоциативных процессов в системе знания. При этом гомоморфизм между синтаксисом и се мантикой в естественном и логическом языках целесообразно осу ществлять на основе правил (2)—(3), позволяющих выделять элемен тарные единицы текстов и выражений. В качестве таких единиц в ло гике искусственного интеллекта до настоящего времени используют множество определений типа: слово, термин («атом», «терм») и т. д. как «характеристики» одних и тех же объектов, предметов, их свойств и т. п., но включающих вариацию смыслов в объеме словаря V. Мож ноутверждать, что дальнейшее развитие логики и искусственного ин теллекта будет основано на анализе смыслов, и денотат займет ве дущую роль как атрибут значения истинности.
В модели интуитивной логики денотат синтаксического выраже ния вместе с его синонимами, характерными для экстенсиональной логики, будем рассматривать как некоторую семантическую кон станту:
денотат = термин = денотация = экстенция.
По аналогии с экстенсиональной логикой «смысл» и «интенцию» будем рассматривать как синонимы в интенсиональной логике. Смысл и интенция связаны не только с объектами, существующими в реальном мире, но и с объектами, принадлежащими исключитель но возможным гипотетическим мирам. В этой связи будем иметь в ви ду, что термин «интенсиональность» является продуктом особого ви да мыследеятельности, связанной с умственными или ментальными актами, направленными, в отличие от физических действий, на объ екты сознания.
Следует отметить также, что в экстенсиональной и интенсиональ ной логике семантика индивидных констант в современном представ лении не имеет значимых различий. Их абстракция настолько глубо ка, что требует соответствующей доработки. Вместе с тем, принятые нами предпосылки при работе с текстом позволяют утверждать, что любое синтаксическое выражение, представленное в виде группы де нотатов, можно с допустимой точностью конвертировать в единое (целостное) понятийно-смысловое пространство, сохраняя при этом его семантическое значение.
По аналогии с прагматикой Р. Монтегю, для формализации мыс лительных процессов, характеризующих фазы концептуально-эйде тической интуиции, введем критерии достаточной истинности и вы полнимости, а также соответствующий инструментарий. Пусть будет модель М вида (V, D, G, >, :=, F, Т), где V — словарь; d — денотат (тер мин), являющийся синтаксическим отображением объекта deD и его смыслов geG; G — множество элементов, с помощью которых обра зуют область интерпретации смыслов; > — знак отношения полной упорядоченности; := — знак отношения присвоить значение; F — функция, областью определения которой является интерпретация представления множества синтаксических индивидных констант ( ес ли d — денотат (индивидная константа) множества D, то F^ будет функцией с той же областью определения; если Р — n-местный пре дикат, то Fp является n-местным объединением множества элемен