ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 386
Скачиваний: 2
Им и его коллегами были предприняты попытки применить жест кий подход к менее определенным проблемам (проектированию ме нее хорошо определенных систем для достижения менее определен ных целей). Они попытались применять его в запутанных ситуациях, в которых не было четкого описания существующей проблемы.
Инженерный подход, который сильно повлиял на формирование системного анализа (одной из версий системных исследований), все гда означает точность, однозначность решений — необходимый ха рактер того или иного действия. Инженерное конструирование под разумевает вполне определенный смысл конструкторской деятельно сти — однозначный смысл системы, ее элементов, процессов, проис ходящих в системе, и соотношения процессов и элементов. Когда же речь идет о системах человеческой деятельности, которые в боль шинстве своем являются гибкими системами, мы встречаемся сов сем, с другой ситуацией.
Сама идея о том, что системы человеческой деятельности явля ются гибкими системами, заслуживает внимания с точки зрения со циального управления. Ибо если они гибкие, то инженерия человече ских отношений окажется невозможной. Гибкая система — это сис тема, которая не имеет цели. Обычно мы считаем, что действие це ленаправленно, что структура действия включает в себя цель. Пси хология скажет нам, что человек действует целенаправленно: чело век отличается от животного тем, что сначала имеет в своей голове идеальный образ желаемого. Цель определяется как состояние в оп ределенный будущий момент времени. По отношению к системам че ловеческой деятельности мы получаем, что отдельное действие яв ляется целенаправленным, а система целенаправленных действий не является таковой. Это противоречит обычным представлениям: так, обычно говорят, что фирма существует для того, чтобы получать при быль, университет существует для того, чтобы обучать студентов, ми лиция существует для того, чтобы охранять общество от преступни ков, правительство существует для того, чтобы обеспечить благосо стояние государства. Если перечисленные организации — фирма, университет, милиция, правительство — проанализировать повнима тельнее, то окажется, что при попытке представить эти организации как системы никакого единственного представления их системой мы не найдем. Определение системы зависит от того, в какое более ши рокое представление об окружении этой системы мы его включаем и как оцениваем его назначение. Мир человеческих смыслов оказы
вается решающим в интерпретации системы. При этом обычное оп ределение может оказаться не только не единственным, но и сильно отличающимся от других.
Использование языка систем и вместе ним основных принципов системного подхода приводит к уточнениям, часто неожиданным с точки зрения обычных представлений. Принимая этот подход и следуя ему логически, мы принимаем различные определения. Чем более полную картину системный исследователь сумеет пост роить, чем больше возможных определений он выявит, тем больше шансов понять возникшую проблемную ситуацию и совершить нуж ные изменения.
Человек осмысливает наблюдаемую им действительность, свя зывая ее со своим внутренним миром. Воспринимаемая действи тельность значима для него в рамках определенного, присущего именно ему видения мира (или, другими словами, мировоззрения), которое во многих случаях считается само собой разумеющимся. Это относится не только к различному толкованию природных явле ний, например, перемещения Солнца по небосводу по Птолемею или по Копернику, но и к восприятию одних и тех же социальных дейст вий различными людьми. Мировоззрение оказывается очень важ ным для человека.
П. Чекленд использует для обозначения мировоззрения как виде ния мира человеком немецкое слово Weltanschauung. В его методо логии гибких систем предписывается целенаправленно формулиро вать все возможные мировоззрения, которые могут придать опреде ленный смысл сконструированной системе человеческой деятельно сти. Чем более богатый набор возможных мировоззрений аналитику удается выявить, тем больше у него шансов проникнуть в суть про блемной ситуации и добиться ее улучшения. При рассмотрении, ка залось бы, мелких по своим масштабам (по сравнению с Вселенной) ситуаций из человеческой жизни, идея мировоззрения крайне важна
ванализе гибких систем. Аналитик исходит из того, что не существу ет какого-то одного-единственного описания реальной системы чело веческой деятельности. Напротив, существует только набор описа ний, которые воплощают различные мировоззрения.
Системный анализ избавляется от поиска универсальной панацеи
вуправлении и развивает разного рода ситуационные исследования, которые выдвигают конкретные идеи, соответствующие конкретной ситуации. Системный аналитик осознает ограничения, которы е нало
жены на социальные действия, когда он стремится улучшить соответ ствующую социальную систему.
Правомерный для нашего времени вопрос: нужно ли (возможно ли, желаемо ли) в переживаемом человечеством периоде постмодер низма систематически, научно подходить к проблемам управления? Системный аналитик отвечает: да. И при этом призывает учесть опыт, приобретенный в ходе исследования систем человеческой деятель ности, который заключается в том, что важно осознать ограничен ность нашего видения ситуации, что не на все вопросы можно полу чить ответ и не всегда можно сформулировать вопрос.
Системой человеческой деятельности (СЧД) называют ряд дейст вий человека, направленных на достижение определенной цели. Ока зывается полезным понимать мир повседневной жизни как набор та ких сосуществующих и перекрывающихся систем. Многие проблемы реального жизненного мира, взятые как проблемы таких систем, мо гут быть решены при использовании системных концепций.
Релятивность системы к проблемной ситуации
СЧД является теоретическим конструктом, построенным для того, чтобы можно было лучше понять реальную жизненную проблемную ситуацию и найти способ ее улучшить. Определение СЧД удовлетво ряет требованиям системного мышления: эмерджентным свойством является способность целого преследовать определенную цель; она имеет границу и окружающую среду; имеет части, из которых состо ит; может быть частью более крупной СЧД; имеет структуру, а также процессы управления и связи, чтобы приспосабливаться к окружаю щей среде.
Специфика конструирования системы человеческой деятельности заключается прежде всего в том, что она строится не объективистски и эссенциапистеки, а на основе понимания того, что существует не сколько различных интерпретаций реальной жизненной ситуации: раз личные люди по-разному понимают смысл происходящего и при этом участвуют в происходящем, сами являются агентами действия. Разли чие определяется прежде всего той оценочной позицией, которую вы сказывает и в соответствии с которой действует то или иное лицо, так или иначе причастное к ситуации.
Какой смысл мы вносим в проблемную ситуацию, таково и будет ее воспроизведение системой. И если мы хотим понять проблемную ситуацию и изучить достаточно глубоко возможности ее изменения, важно учитывать больше смыслов.
Это, в частности, говорит о том, что нет систем самих по себе. Есть только системы как конструкт, как концептуальное средство. Ни к че му онтологизировать понятие системы. Это стало особенно заметно, когда системный анализ стали применять как поддержку принятия уп равленческих решений.
Системный анализ, рефлексия
иответственность
Впрактике как науке и искусстве управления имеем явно выра женное проявление дихотомий: рациональное — человеческое, логи ка — интерес. В конкретной жизненной ситуации реально взаимоотносятся в их конкретном виде наука и ценности, взаимодействие культурного и логического аспектов человеческой деятельности.
Внауке управления системы являются открытыми. Без понятия открытой системы, которым наука во многом обязана Л. фон Берталанфи, не было бы науки управления. Вместе с тем он, видимо, сильно способствовал онтологизации этого понятия, что мешает си стемному анализу в этой области науки. Системы не даны сами по себе. Системы конструируются в соответствии с проблемной ситу ацией, и ясное понимание этого факта является важнейшим усло вием развития науки об управлении организациями и людьми, а так же самого факта или поступка, действия, каким является принятие решения.
Для системного анализа является обычным то, что его задачи ча ще всего возникают в целых проблемных областях, в узлах, в кото рые завязаны многие проблемы, — а не в четко определенных про блемах. Поэтому под проблемой мы в общем случае должны пони мать проблемную ситуацию. Это важно иметь в виду, ибо очень час то ради краткости выражение «проблемная ситуация» заменяют сло вом «проблема» и тем самым ненамеренно искажают реальное по ложение дел. Ситуация требует учета всей специфики момента. При этом стало ясно, что в ситуации присутствует человеческое, а не просто рациональный субъект. Причем и ЛПР человечен, и субъекты
действий тоже человечны. И в процессе принятия решения это нель зя не учитывать.
Поскольку ЛПР «хочет», то в принципе нельзя рассчитывать на по иск некоего абсолютно истинного, правильного (божественного) ре шения. Напротив, системный анализ может помочь узнать и уточнить цели, желания, интересы ЛПР.
Системный анализ помогает осознанию оснований решения. ЛПР (один человек или группа) получает возможность осознать их в явной форме, даже если скрывает от других.
Благодаря системному анализу становится ясно, что в век инфор матизации, компьютеризации и глобализации все решения являются личностными. Отсюда требования к нравственному облику ЛПР. Это позволяет подчеркнуть этическую сторону принятия решений и роль нравственного облика ЛПР в условиях принятия решения, особенно в проблемной ситуации чрезвычайной сложности: в условиях неопре деленности, риска, изменчивости внутренней и внешней обстановки. При этом неразумно делать кивок на как бы объективность процес са, который требует, чтобы он поступал сообразно им. Он поступает сообразно своему выбору. Этот пункт, может быть, не очень согласу ется с верой в науку и объективные законы, но факт, что интересы человека не всегда совпадают с объективными законами: иногда нам хочется остановить мгновение или Солнце, не говоря уже об эконо мических и культурных интересах.
ЛПР делает то, что он хочет, используя системный подход и сис темный анализ как средства для уточнения ситуации. «Я хочу» и на хожу научные средства, чтобы двигаться в этом направлении и, воз можно, добиться своего. Этому учит опыт применения системного анализа и уместных версий системного подхода в проблемах приня тия управленческих решений. Отсюда — ценность хороших желаний уЛПР. Он знает возможные последствия и берет на себя ответствен ность за решение. Важно, как он привык поступать, чему отдает пред почтение, к чему склонен.
ПРИМЕЧАНИЕ
1Bertalanffy Ludwig Von. General Systems Theory: a New Approach to Unity of Science// Human Biology. Vol. 23. December, 1951.
Н.Г. Горбушин
ОТ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ К ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ СРЕДАМ
Интеллектуальный климат в науке конца XIX и начала XX столетия, сформировавшийся на основе всеобщей организменной концепции и теории интегративных уровней, заложил основы общей теории сис тем (ОТС), впитавшей в себя достижения теоретической биологии 30-40-х годов, принцип изоморфизма законов с использованием отно сительно простого математического аппарата. Понятия «система», «структура» и «связь» образовали внутреннее ядро в статусе ОТС — междисциплинарной области научных исследований и привели к осо знанию факта возможности ее широкого внедрения в естественно-на учной и гуманитарной практике. ОТС объединяет системные исследо вания — множество взаимосвязанных систем и элементов и систем ный подход — эксплицитное выражение процедур в представлении объектов как систем и способов их исследования. Структурно-функци ональная схема в методологии ОТС имеет принципиальное значение для получения эффективного результата.
Процедура построения системы в значительной мере основана на интуитивном представлении понятия о взаимных связях исследуе мых объектов, определяемых на основе разрозненных эмпиричес ких данных.
Формально любая система может быть задана большим числом признаков. Однако при их значительном увеличении и особенно при исследовании взаимосвязи объектов живой и неживой природы воз никают смысловые «сингулярности» и «парадоксы», обусловленные свойствами непрерывности рассматриваемой среды и полнотой их описания, всеобщностью и эффективностью получаемых результа тов, целесообразностью и целостностью понимания и отображения содержания.
Решение проблемы смысловых противоречий, очевидно, следует искать во взаимосвязи всеобщности и целостности разнородных об
ластей знаний. Для их объединения целесообразно использовать формализованную модель семантического конвертора и математи ческий аппарат, позволяющий синтезировать искусственные интел лектуальные среды, способные адекватно отобразить реальную по нятийно-смысловую ситуацию и количественно оценить ее функцио нальное состояние с выявлением точек роста нового знания.
Существенная трудность рассматриваемой проблемы заключает ся в семантической неоднородности смыслов с точки зрения фор мальной преобразовательно-генеративной функции естественного языка, способного создавать и понимать любые «бесконечно» новые выражения, тексты, наглядные и мысленные образы, средства отоб ражения мироощущения. При этом смысл выражения непосредствен но связан с экспликацией интуиции и глубинной структурой сознания, имеющего в современном представлении абстрактный характер, и определяется в основном свойствами носителя разума. Существен ным семантическим инструментом является словарь, отображающий смысловые оттенки слов, лексем и правил их объединения. Соответ ственно словарь обеспечивает семантическую репрезентацию и це лостное понимание глубины смысла языкового выражения (предло жения) в любой области знания как функцию составляющих его смыслов («принцип Фреге»)1. Причем глубина понимания рассматри вается как уровень, на котором сформированы логически или семан тически значимые компоненты выражений, характеризующие наблю даемые факты и явления окружающего мира. Абстракция и «пра вильное» интуитивное знание о наблюдаемом факте существенно по могают исследователю приблизиться к объективной истине.
Более того, до настоящего времени интуитивное и абстрактное мышление рассматривается как любопытное психологическое явле ние, за которым стоят самые разнообразные по своей сущности спо собы формирования знания. Их необъяснимость нередко порождает «коллекцию хлама, куда сваливают все интеллектуальные механиз мы, о которых не знают как их проанализировать или как их точно на звать, либо таких, анализ и наименование которых никого не интере сует»2. Такая чрезмерно широкая трактовка абстрактного и интуитив ного ставит вопрос о неразрешимости природы мышления вследст вие утраты специфических познавательных механизмов и неформализуемости процессов3.
Вместе с тем следует отметить, что формальные механизмы мы шления в существенной мере зависят от психофизического состоя