ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 384
Скачиваний: 2
тов gj (для i е OG), OG — объектная область определения G; Т — мно жество циклов итерации.
Пусть i е OG и пусть будет х — элемент объединения объектов d(i) из множества D и их смыслов gj из множества G ( для j е OG ); пусть
Р— двухместный предикат, тогда
Р[d, о] ИСТИННО( i М), если и только если
<Fd (' )> F0( ' )> е Fp( i ). |
(4) |
Введем семантические правила:
1) правило сенсорно-ассоциативного утверждения экстенсиональ ности денотата —
{Pd[d( i )]}M.v.T.g = -j тогда и только тогда, когда |
(5) |
{d(i)}M>V.T,g е {p d}M.V,T,g. |
2) правило утверждения семантической однородности (схожести смыслов) денотатов —
(Pd[d(i)]}M'v'T'9:= {Pd[d(i+1)]}M’v'T-9 тогда и только тогда, когда |
|
g{d(i+1)}\g{d(i)}^e; |
(6) |
3) правило дифференциации денотатов — |
|
(Pd[d(i +1)]}M'V'T'9:= {Pd[d( i )]}M.v.T,g тогда и только тогда, когда |
|
g(d(i+1)}\ g{d(i)} > е. |
(7) |
е — бесконечно малая величина кванта смысла (интенции). В не которых задачах величину е можно рассматривать как пороговый уро вень интеллектуального потенциала.
Правомерность приведенных правил согласуется с общеприняты ми типичными чертами интуитивного «усмотрения истины» и означа ет, что в системе разумных познавательных действий существует не кий пороговый уровень интеллектуального потенциала, ниже которо го осознанный анализ реальной действительности с помощью изве стных механизмов становится невозможным, и мышление человека вынуждено совершать «обходной волевой маневр», искать пути дру-
того качества для преодоления барьера. Однако не все субъекты об ладают достаточной энергией сознания, а также поведения для реа лизации «удачного» маневра.
Таким образом, алгоритм функционирования концептуально-эй детической фазы модели интуитивного мышления можно предста вить на уровне соотношений (4)-(7), раскрывающих работу ядра се мантического конвертора. При этом мы не включили в рассмотрение «логику сомнения», реализация которой может быть осуществлена в направлениях, связанных с итерационным процессом идентифика ции пары «денотат Ы образ» и анализом взаимодействия пары пре дикатов Pd(i)<-»Pd(i+1).
Постинтуитивная фаза модели интуитивного мышления заключа ется в определении понятий на основе выделенных по соотношени ям (4)—(7) предикатных констант. Благодаря такой процедуре пред ставляется возможным сформировать понятийно-смысловые объек ты (ПСО)
nCO(i) = u{Pd[d(i)]}M .v.T,g. |
(8) |
Определение 1. Понятийно-смысловой объект (ПСО) — |
это один |
термин или группа семантически однородных и связанных между со бой терминов, содержащих схожий смысл и характеризующих квант знания о явлениях, свойствах или закономерностях материального и духовного мира, а также видов деятельности человека.
Упорядоченное множество ПСО задает классификационную структуру (нелинейную модель) исследуемой области знания, а его совмещение со словарем позволяет получить семиотический конвер тор, способный преобразовывать термины в символы, удобные, для синтеза искусственных интеллектуальных сред (ИИС)9. ИИС поз воляют выявить активность взаимных связей ПСО и установить ме ру взаимодействия противоречивых и «несовместимых» друг с дру гом идей и их комплексов, исключая тем самым «сингулярность» и «парадоксальность» смыслов.
Определение 2. ИИС — это множество взаимосвязанных между собой элементарно структурированных понятийно-смысловых объек тов в исследуемой области знания.
Идея синтеза искусственных интеллектуальных сред (ИИС) может быть использована для обобщения результатов работы мультимо дальных агентов.
Математическая модель искусственной интеллектуальной среды может быть представлена в виде взвешенного графа Г, вершины ко торого X = {хи хг,...,хп} соответствуют множеству ПСО, отображаю щих объекты исследования, виды деятельности и разработок в лю бой области знания. При этом вес каждой дуги (xi, Xj) соответствует силе связи между /-м и у'-м объектами (i,j = 1,2,..., п). Матрица
А = \\а //Мл1отражает взаимосвязь множества вершин X. При этом чем больше величина а//, тем сильнее связь между /-м и у'-м объекта ми. Здесь
au = ХХ«- / (N ,N J) (] < i' J' < п) |
(9) |
.vejCy I G X J |
|
гдех/— /'-й ПСО исследований; ху— у'-й ПСО исследований; Л//, Л/у— количество информационных документов(текстов), имеющих семан тически связанное отношение к /'-му и у'-му ПСО исследований. asz си ла связи между документами и определяется по соотношению
ast = rst/( r s + П— i-st), |
(10) |
где rs — и п — количество терминов, раскрывающих смысловое со держание s -ого и f-oro документов, rSf — количество одинаковых тер минов в s-м и /- м документах.
Матрица А = Иа//Ип1связей ПСО объектов, названная нами ИИС, имеет достаточно большую размерность, трудно воспринимаемую непосредственным сознанием человека. Для ее преобразования и со хранения информационных свойств исходной структуры использует ся механизм последовательного сжатия, позволяющий с помощью соотношения
= |
/и» |
|
/еЯ^>б/г, |
сформировать среду в виде новой, но уже агрегированной структуры, содержащей классы (блоки). Здесь Np и Nq — количество объектов в классах Rp и Rq (р, q = = 1,2,..., т). Представленная в таком виде ИИС является более наглядной и удобной для оценки состояния научной про-
блемы или конкретной исследуемой области знания в ее целостном ви де за счет уменьшения размерности матрицы, поскольку т значительно меньше размерности п при сохранении внутренних связей блоков Cpq.
Исходная матрица А = На ,ylln1может быть ограничена размерами частных интересов исследователя в соответствии с системным под ходом. Однако полнота описания области исследования диктует свои требования, охватывает значительное количество взаимосвязанных объектов — более 1500 ПСО. В такой ситуации для выявления функ циональных отношений между ПСО предложен механизм её синхрон ного сжатия на основе идеи энтропийного взвешивания, что позволя ет существенно смягчить проблему размерности и существенно со кратить время решения задачи.
Определение 3. «Энтропийное взвешивание» — это процедура, заключающаяся в определении информационного «центра тяжести» всех элементов ау для каждого ПСО, ранжирования меры связи меж ду ними и величины формализованной «вариации смысла» в рассма триваемой ИИС.
Информационный «центр тяжести» взаимосвязей для каждого ПСО( у ) определим по соотношению
(12)
Величину формализованной «вариации смысла» ПСО(у') зададим отношением
Del = 0,5 exp (Н), |
(13) |
где н = - ^b (j)ln b (j) |
— информационная энтропия формализо |
ванной «вариации смысла» ИИС. Здесь b(j) = Delta(j)/ ^Delta(j) —
вероятность отклонения «частных смыслов» Delta(j) каждогоу'-го ПСО от «центра тяжести» целостной ИИС
Delta(j) = F ( j) - F mid, |
(14) |
где Fmid = £ Р(J)/ п — информационный «центр тяжести» цело-
J=I.«
стной ИИС.
Алгоритм сжатия матрицы в рассматриваемом случае предусма тривает оценку информационной «близости смыслов» объектов в со ответствии с процедурой
если F ( j ) - F ( j + l)<2Del, то Rp = Rq =x(j)<ox(j +l) |
(15) |
Численные значения новых элементов матрицы определяют по ра нее известной методике10. Следует также отметить, что величина
F(j ) - F ( j + l) < 2Del |
(16) |
характеризует «близость смыслов» ПСО («сечение взаимодействия смыслов», «созвучие смыслов») и меру их эквивалентности в рассма триваемой ИИС для любой области знания.
Практическая реализация алгоритма функционирования семанти ческого конвертора от текста до построения ИИС изложена в ряде ра бот, а также в отчетах НИР11. Разработаны соответствующие про граммные средства.
Таким образом, семантический конвертор, реализующий модель интуитивной логики, является существенно важным инструментом в системе преобразований «текст» о «смысл» => «ПСО» <=> «ИИС», обеспечивает целостное взаимодействие экстенсиональной и интен сиональной логики. Конверторы подобного типа инициируют моти вацию развития и целенаправленную алгоритмизацию других ин формационных технологий в процессе эволюции научной картины мира.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Павилёнис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.
2 Бунге М. Интуиция и философия. М., 1967.
3 Кармин А.С. Материалистическая диалектика и проблема научной интуиции //Материалистическая диалектика и пути развития естествознания. Л., 1987.
4 Тюхтин В.С. Актуальные проблемы теории искусственного интеллекта // Ки бернетика и современное научное познание. М., 1976; Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. М., 1978.
5 Peirse Ch.S. How to make aur ideas clear // Popular Science Monthly, 1878, v.12 [Пирс Ч.С. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии, 1996, № 12).
6 Горбушин Н.Г. Логика интуиции и интуитивного мышления // Особенности современной естественнонаучной картины мира. Москва— Обнинск, 1988.
7 Бергсон А. Философия интуиции // Новые идеи в философии. СПб., 1912,
ВЫ П.1 .
8 Логический подход к искусственному интеллекту М., 1998.
9 Горбушин Н.Г. Искусственные интеллектуальные среды в понимании и про гнозировании влияния малых доз радиации // Новые промышленные технологии. М., 1996, вып. 2-3; Горбушин Н.Г. Искусственные интеллектуальные среды в ре шении инновационных и инвестиционных проблем наукограда // Инновационное развитие: достижения ученых Калужской обл. для народного хозяйства. Обнинск, 1999.
10 Красилов А.А. Интеллектуальные системы. Долгопрудный, МФТИ, 1995.
11 Новые промышленные технологии. М., 1996, вып. 2-3. С. 136-142; Иннова ционное развитие: достижения ученых Калужской области для народного хозяй ства. Обнинск, 1999. С. 45-55; Горбушин Н.Г., Бородкин Л.И. Структура и свойст ва информационных связей между направлениями научных исследований // Науч но-техническая информация. Сер. 2, 1985, № 2.
В.А. Яковлев
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ТВОРЧЕСТВА В НАУКЕ
Научное творчество является таким объектом, о существовании которого мы можем судить лишь косвенно — по тем новым продук там, которые производят ученые в ходе исследовательской деятель ности. В современном естествознании объекты данного класса встре чаются все чаще и чаще, особенно при изучении сфер реальности, недоступных для наших органов чувств. Достаточно привести в каче стве примеров исследования кварков или так называемых черных дыр в космосе, об объективности которых ученые судят на основе си стемообразующих отношений различных проверяемых следствий
иэффектов.
Вгуманитарных науках в зависимости от исходной организации материала — выбора границ и масштаба изучаемых целостностей, предела анализа составляющих их элементов, определения характе ра связей между ними — существенно меняются смысловые контек сты исследовательской деятельности. На наш взгляд, плодотвор ность такой смены становится очевидной, когда ученый осознанно подходит к выбору новых методологических ориентиров, а иногда
ипрямо противопоставляет свой подход предшествующим. Так было при возникновении гештальтпсихологии, структурной этнографии
К.Леви-Стросса, современных макроэкономических и лингвистичес ких теорий.
Осмысление процессов научного творчества как одной из форм саморефлексии науки над ходом собственного развития также может быть организовано различным образом. Однако тем не менее до се годняшнего дня все подходы к проблеме творчества в науке были ог раничены рамками оппозиции «научный продукт— деятельность уче ного», идущей от известного разделения X. Рейхенбахом всего поля
методологических исследований науки на «контекст открытия» и «контекст обоснования». Причем рационально наиболее значимым
представлялся логический анализ именно итоговых продуктов науч ной деятельности — прежде всего гипотез и теорий. В дальнейшем это направление развивалось многими логическими позитивистами
ипостпозитивистами, в том числе К. Поппером, который прямо ут верждал: «Мы можем узнать больше об эвристике и методологии
идаже психологии научного исследования в результате изучения тео рий и аргументов, выдвигаемых за или против теорий, чем непосред ственно используя какой-либо бихевиористский, психологический или социологический подход»1.
«Контекст открытия», как правило, связывался с индивидуальны ми особенностями ученых, или, просто следуя в русле идей Платона, определившего человеческое творчество в целом как подражание творчеству Демиурга, объявлялся рационально не познаваемым («озарением», прозрением» и т. п.), или в лучшем случае считался объектом изучения психологов и историков науки. Первые моделиро вали и исследовали научное творчество на решении специально кон струируемых так называемых малых творческих задач (школа Я.А. Пономарева), а вторые акцентировали внимание на изучении различных автобиографических данных об ученых и их социокультур ном окружении (исследования типа case-studies).
Споявлением пионерских работ А.А. Богданова и Л. фон Берталанфи по системному подходу и по мере его развития в трудах мно гочисленных последователей, в том числе и отечественной школы (В.Н. Садовский, Ю.А. Урманцев, А.И. Уёмов и др.), на наш взгляд, по явилась возможность переосмысления вышеуказанной оппозиции научного творчества и формирования новой рациональной структу ры понимания природы креативности в науке.
Для этого необходимо прежде всего выйти за рамки самой науки
ипредставить научное творчество как одну из подсистем системы творчества всего универсума. Из истории человеческой мысли хоро шо известно, что многие философы понимали креативность в целом как исходный и неотъемлемый потенциал мироздания, без которого во Вселенной в принципе не были бы возможны духовные сферы творчества — ни поэзия, ни музыка, ни наука. Идея глобальной креа тивности состоит в признании онтологического статуса креативных процессов. С философской точки зрения «творчество есть фунда
ментальный процесс спонтанного трансцендирования потенций и виртуальностей, перманентного расширения поля возможностей универсума»2.