ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 380
Скачиваний: 2
самом деле прямо и мощно на любом уровне, включая и социальный. Другое дело, каким образом сверхсложные структуры возникают из более простых элементов.
Непреодолимые препятствия возникают, как оказалось, уже на стадии появления биоклетки с последующим формированием из нее все более сложных организмов на основе единого генетического ко да. Это следует прежде всего из неприложимости материалистичес ких законов к живой материи, действующей целесообразно даже на уровне бактерий. Все попытки свести законы живой природы к кван товой механике оказываются тут бесплодными главным образом изза катастрофической нехватки информации, необходимой для воз никновения весьма сложных структур. Тем не менее подобные попыт ки упорно продолжаются и поныне со стороны биофизиков и биоло гов, полагающих, что феномен жизни может быть сведен в своей ос нове к квантовой механике. Идеалистической альтернативой подоб ному подходу служит старинная концепция энтилехии как мистичес кой жизненной силы, не сводимой к материальным процессам и от рицаемой большинством биофизиков.
Критика современных научных, материалистических по существу, представлений будет приведена нами далее с двух сходных в осно ве, но существенно различающихся по ряду важных пунктов позиций: философской концепции единства сознания и материи (ЕСМ) и Ве дического учения. Динамическая модель бытия на основе ЕСМ про тивопоставляет застывшему во времени редукционизму последова тельное превращение хаотической материи во все более организо ванные и сложные структуры спонтанно и в пределах целого, вклю чая живые и разумные существа. При этом любые уровни развития, равно как и свойственные им законы, оказываются равноправными в смысле принятия их за исходные при последующей индукции в це лое или дедукции из него. Об этом свидетельствуют такие ключевые примеры развития материи, как эволюция живого от простого к слож ному и теории Большого взрыва (ТБВ), который, как полагают космо физики, не только положил начало нашему миру 10-20 млрд лет на зад, но и привел к постепенному появлению сложнейших материаль ных структур, от элементарных частиц до галактик и от живой клет ки до высших животных, включая самого Homo sapiens.
Расхожий тезис, что Вселенная якобы бесконечно сложна, а пото му «не по зубам» человеческому разумению, оказывается несостоя тельным. За спиной этой версии маячит странное и тем не менее рас
пространенное утверждение, что человек — некий самозванец и чу жак в этом мире, противостоящий загадочной и враждебной ему при роде. Для науки он источник опасного субъективизма, подлежащего вытравливанию и изгнанию во имя объективной истины. Так считали и считают уже в наше время крупнейшие естествоиспытатели, вклю чая М. Планка и А. Эйнштейна — последних могикан классической на уки. Однако согласно той же науке человек — естественное порожде ние и неотъемлемая часть природы. Это означает, что его сознание, по определению, ни только не может выйти за пределы природы, но и адекватно ее целому на каждом рубеже своего развития.
Абсолюты, столь любимые философами и физиками-теоретика- ми, навеяны, по существу, подспудной идеей Божественного вмеша тельства, принципиально не допускающего любые отклонения от ка нона, а тем более его двусмысленности как сатанинского соблазна. Сильнее такого предрассудка оказывался долгое время лишь экспе римент, сокрушивший благие представления о Земле как подножье самого Господа и вращении планет по Божественному кругу. Посте пенно становилось ясно, что природа насквозь нелинейна и столь же далека от абсолютного совершенства (изотопы в таблице Менделее ва, шалости и капризы эволюции и проч.), как и ее сознательный авангард и творец — человек.
Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой ме ханике, теорема К. Гёделя в математике, вероятностная природа ин формации в кибернетике и, наконец, нелинейная термодинамика в об щей теории систем стали вехами при переходе от абсолютного, читай Боготворного, представления природы к ее реальному, т. е. естествен ному познанию и творению, со всеми заблуждениями «слепой эволю ции» и нелепыми, если не сказать — гибельными, ошибками людей. Характерен и принцип суммирования возможностей, доведенный до математического совершенства Р. Фейнманом, но использованный еще О. Френелем и Р. Юнгом как основы волновой теории света. На лицо парадоксальное стремление реализовать параллельно все воз можности, получая в итоге устойчивый, хотя и несколько расплывча тый, благодаря интерференции побочных вариантов, результат6. Здесь явно проглядывает несовершенство природы, в частности ее расточительность и избыточность, не подобающие Божеству.
Перенося центр тяжести проблемы развития с Бога на человека, натуралисты избавляются от множества реакционных традиций в ви де Божественных абсолютов, сохранившихся в натурфилософии как
наследие средневековой схоластики. Сегодня это дурные бесконеч ности и связанные с ними чудовищные цифры теоретиков-шаманов, парализующие мысль как самих натуралистов, так и позитивистов, идущих у них на поводу. В основе подобных упражнений — игнори рование того, что человек и есть природа, осознавшая самою себя. Поэтому шансы построения цельной и развивающейся картины ми ра, с непременным включением в нее на определенном этапе чело века как определяющего звена, существенно растут.
Сознание как идеальная реальность
Сознание как универсальное проявление развивающегося цело го служит, если следовать концепции Тейяра де Шардена, определен ной ступенью роста психизма, изначально присущего бытию. На эта пе преджизни этот рост проявляется в синергетических, как мы те перь говорим, эффектах, выражающих единство материи вместе с ее поразительным стремлением к самоусложнению, инициируемым «свободной энергией». На ступени появления жизни синергетичес кий скачок от макромолекул к клетке дает старт формированию все более сложных биологических структур, заполняющих морфологиче ские ниши в неоднородном и дискретном пространстве— времени. Рост цефапизации в сочетании с появлением единого генетического кода и механизмов самокопирования рождает, с одной стороны, все более сложные формы биоструктур, а с другой — способствует на растанию биомассы как особо сложного пласта материи, требующе го для поддержки не только все большей «свободной энергии», но и «роста солидарности» в рамках целого. Все это напоминает в итоге контуры одного гигантского организма.
Нарастающая активность живой природы в виде мутаций приво дит к масштабному поиску и обретению все новых более сложных и принципиально непредсказуемых морфологических ниш, что вы глядит в итоге как прыжки эволюции. Динамический подход к цело му отличается, таким образом, от статического так же, как формулы классической механики от операторов квантовой механики, внося щих в действие над инертной системой активность и творчество с су щественной размытостью результата. Подобную неопределенность можно понимать как неизбежный результат всестороннего «прощу пывания», по выражению Тейяра, ситуации в поисках доминанты как
резонанса с целым. В итоге очередной скачок цефализации знаме нует появление у высших животных феномена сознания, т. е. способ ности выделить свое Я из окружающего не-Я и реализовать ситуа цию выбора целенаправленно в невиданных до сих пор масштабах. В результате возникают понятия пространства, времени и другие фундаментальные абстракции, обеспечивающие выбор целей и средств их достижения в тех же рамках целого.
Для внешнего наблюдателя подобный скачок психизма выглядел бы как резкое увеличение сложности и многообразия действий ра зумных существ с расширением их сферы и их ускорением. Суммар ным результатом феномена оказывается преобразование окружаю щей среды с развитием все более сложной Второй природы. Парал лельно увеличивается численность сознательных существ и нараста ют энергетические затраты цивилизации. С другой стороны, безус ловно, бросилась бы в глаза парадоксальная для разумных существ агрессивность людей по отношению к матери-природе и себе подоб ным в виде непрерывных кровопролитных войн, сведения лесов, обезвоживания почвы, массового уничтожения животных, словом, гу бительное для самих людей нарушение экологического равновесия, сложившегося в течение тысячелетий. Возникает стержневой вопрос. Почему человек, будучи плоть от плоти природы, а потому — гаран том целого, откровенно посягает на него, губя вместе с ним самого себя, подобно свинье в басне И. Крылова? Ответ коренится в проти воречивой природе человека как самодостаточного существа.
Постулирование иерархии ИО означает, таким образом, изначаль ное существование идеальных структур любой степени сложности, разрешаемой законами целого. Гигантская избыточность ИО по срав нению с долей их реализации не мешает проявлению целого, учиты вая их перекрестную и многократно дублированную связь друг с дру гом. Аналогию мы находим в устройстве нашего головного мозга — сложнейшей из известных пока структур. Число реализуемых форм, по мере их усложнения, должно, по-видимому, сокращаться, стре мясь в пределе к единице, знаменующей достижение целого7. Это оз начает, что общее количество возможных форм во Вселенной конеч но, хотя и достаточно обширно для проявления разумным существом присущей ему свободы воли.
Изложенная концепция дает возможность подчеркнуть лишний раз творческую роль воображения, позволяющего зачерпнуть из ре альности не вширь, а вглубь. В этом смысле Интернет, будучи в ос
новном механической суммой знаний, т. е. просто их хранилищем на подобие библиотек, явно отягощает воображение обилием информа ции. Но именно воображение, включающее также вкус, интуицию, чу тье и т. д., позволяет угадать доминанту решения (ключевую идею, гипотезу) и выделить ее из многих сопутствующих факторов как не кий резонанс с целым. Известно, что в поединках с компьютероммонстром гений шахмат превосходит машину именно по этому ре шающему параметру. И опять Интернет может играть здесь скорее подсобную роль, хотя и она настолько важна практически, что позво ляет говорить об очередной революции в информатике.
Цельность идеального и материального
Для нас наибольший интерес представляет здесь философский компромисс, уходящий в древность и допускающий изначальное единство идеального с материальным уже на уровне атома. Концеп ция подобного панпсихизма была систематически развита в филосо фии Лейбница и Спинозы, а в наше время Тейяром де Шарденом. В. Вернадский усматривал в ноосфере очередную ступень естествен ной эволюции природы, когда человек становится у руля развития Вселенной. В физике продолжателем этих идей является Ж. Шарон8. Согласно Бхагавад-гите (Веды), Вселенское сознание представлено в Сверхдуше подобно голограмме, частицами которой служат «про стые» души. Это и есть олицетворение мирового целого, где явно про сматривается аналогия со старинным тезисом западной философии
оединстве Макрокосма с Микрокосмом, т. е. человеком. Дальнейшим шагом в этом направлении послужило понимание ус
ловности расчленения целого скальпелем познания по произволу на блюдателя, что органически включало познающий субъект в объект познания. «Познать самого себя, взаимодействуя с самим собой». Этот взятый у Махариши и Хейглайна базовый тезис подразумевает, что наблюдатель и наблюдаемое сливаются воедино, равно как и ду ша с телом9. Великая тайна познания и творчества состоит в том, как душа, «оседлывая тело», превращается из голограммы в оператор, рождая психизм, т. е. сначала живую систему, а затем и сознание10. Радикальные шаги в этом направлении — открытие двойной спира ли ДНК, возможность клонирования живых тварей и успехи в изуче нии человеческого мозга.
Давая информацию о себе самом с помощью особых «звуков», имеющих, как показал Хейглайн, аналогию с фундаментальными по нятиями квантовой механики, ведическая модель целого зиждется на тождестве устройства идеальных и материальных структур, знаме нующем их единство. Включение в картину мироздания наряду с ма териальной идеальной реальности вместе с человеком — носителем сознания позволяет преодолеть стену между косным и живым. Целое выглядит тогда не просто суммой отдельных элементов, а монолитом идеального и материального, сознания и материи как двух неразрыв ных, но не сводимых друг к другу сущностей. Подобный монолит смо трится совсем по-иному, чем у редукционистов. Лишь он абсолютен, тогда как все его части относительны, обретая смысл лишь с пози ций целого. При этом каждый фрагмент, отражая целое, равноценен в познании этого целого, т. е. любой из них может быть выделен со знанием как исходный и главный, точно так же, как любая точка в рас ширяющейся Вселенной может считаться центром ее расширения. Но и тут сложившееся в науке понятие целого сводится к чисто ма териальным проявлениям. Тем самым упускается гигантская синте зирующая роль идеальной реальности в виде нетленной иерархии ин формационных структур.
Оператор квантовой механики11 и есть тогда воплощение единст ва сознания и материи, укладывающееся в концепцию Аристотеля: активное сознание (дюнамис) формирует косную материю (потен цию). Гамильтониан квантовой механики изменяет состояние систе мы, не выходя за рамки целого. Гильбертово пространство (ГП), в ко тором он оперирует, бесконечномерно. Отражая цельность бытия, оно представляет собой векторное пространство возможностей. Здесь под действием оператора складываются такие состояния (свойства) системы, которые не совместимы в классической механи ке. Само же ГП без оператора абсолютно инертно.
Как природный оператор, гамильтониан занимает в выражении целого привилегированное положение. Будучи нелинейным, он спо собен добывать информацию и творить эволюцию от имени природы. Его собственные значения являют собой очаги стабильности с часто тами или ритмами, которые совпадают в сознании и материи, всту пая в резонанс с целым. Согласно единой теории поля, это «гармо ники суперструны», у которой нет массы и есть одни частоты, адек ватные элементарным частицам и силам. Пружина бытия сводится в итоге к неустойчивому возбуждению целого с последующим воз