ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 309
Скачиваний: 2
новных этапов научной деятельности. Тогда возникновение самой на уки предстанет как разрешение определенной проблемной ситуации в культуре в целом, лишь отчасти объясняемое географической и со циокультурной спецификой Древней Греции. Наука появляется как но вация культуры, но, не получив признания и распространения, факти чески исчезает с ее горизонта на целых десять веков, и лишь вторая «проба пера» этой новации попадает в резонансные отношения с со циокультурными и экономическими отношениями Европы эпохи Воз рождения. Но наука еще долгое время остается «внутренним делом» лишь нескольких европейских стран. И только со второй половины XIX в. по мере все большего применения на практике результатов на учной деятельности наблюдается мировая экспансия науки; она транс формируется в устойчивую социокультурную традицию, которую, впрочем, далеко не все оценивают положительно.
Таким образом, как мы видим, идеи системно-деятельностного подхода позволяют по-новому осмыслить не только творческую дея тельность отдельного ученого и научного сообщества, но и выйти на макроуровень науки, выявить изоморфизм основных структур ее кре ативности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 449.
2 Яковлев В.А. Философские принципы креативности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 5/1999. С. 98.
3 Новик И.Б. Системный стиль мышления. М., 1986. С. 13. 4 Яковлев ВА . Инновации в науке. М., 1997. С. 47-49.
5 Там же. С. 60-82.
И.А. Одесский
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ГЕОЛОГИИ
Системные исследования в последние десятилетия особое рас пространение получили в геологической науке. Однако их эффектив ность невелика из-за отсутствия у большинства исследователей си стемного мышления (системного взгляда на мир). Организация сис темного мышления должна быть аналогична компьютерной техноло гии и состоять из трех блоков: блока памяти, процессора, снабжен ного программным обеспечением, и специального языка.
Под блоком памяти подразумевается информационное поле, ко торым владеет исследователь. Объем этого поля в современных ус ловиях, благодаря существованию сети Интернет, может быть нео граниченно расширен. Поэтому возникает опасность потеряться в океане информации, не сумев извлечь из него сведения, необходи мые для решения конкретной задачи или проблемы. Чтобы этого не произошло, необходимо иметь достаточно четкие представления об основных принципах организации окружающего мира и путях его по знания. По-существу, это есть не что иное, как мировоззренческая позиция исследователя (так называемая парадигма). Если угодно, необходима программа исследований, позволяющая кратчайшим пу тем достичь поставленной цели.
Под языком понимается использование фундаментальной поня тийно-терминологической базы. При отсутствии таковой вообще не возможна четкая формулировка программы исследований. Поэтому Фундаментальный язык должен отличаться однозначностью, общенаУчностью и операциональностью используемых понятий. Между тем используемый в настоящее время язык (по крайней мере в геологии) Достаточно расплывчат. Так, известные методологи С.А. Мороз и В.И. Аноприенко, рассуждая о перспективах развития геологии пи шут: «Неточность (неоднозначность) геологических понятий обуслов лена конструированием их на интуитивно совершаемой операции от деления главного от второстепенного, в результате чего в геологии...
задачи, стоящие перед наблюдателем, сложны, расплывчаты, не определенны, что затрудняет фиксацию результатов наблюдения,
обесценивает геологическую фактологию, снижает надежность гео логического факта при построении теории»1. Еще раньше, касаясь проблемы создания фундаментального научного языка, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский и Э.Г Юдин писали: «Системные методы иссле дования... лишь тогда станут полностью эффективными, когда они бу дут пользоваться точным, строгим научным языком»2.
К понятиям, формирующим такой общенаучный фундаменталь ный язык, в первую очередь следует отнести такие, как: объект, при знак, предмет, упорядоченность, систематизация, таксономизация, классификация, методология, методика, метод, которые, к сожале нию, в настоящее время даже в справочной литературе трактуются по-разному. Учитывая это, предлагается строго придерживаться сле дующего содержания перечисленных понятий.
Объект — это любая реалия, отражающая одну из трех форм су ществования материи: пространство (тела и поля), движение (процес сы) и время (хронологическая последовательность тел, полей или процессов). Однако при системных исследованиях в современной геологии, предусматривающих всесторонний анализ рассмариваемых объектов, объем этих объектов не регламентируется, да и само их понятие четко не определяется.
В соответствии с тремя формами существования материи и в гео логии должны выделяться три категории рассматриваемых объектов, а именно: 1 — геологические образования разных уровней иерархи ческой организации геологической материи (по крайней мере, от хи мических элементов до планеты Земля в целом); 2 — геологические процессы, конечным продуктом которых являются соответствующие геологические образования; 3 — хронологическая последователь ность этих образований и создающих их процессов, изучением кото рой практически занимается историческая геология. Поэтому совер шенно справедливым следует признать утверждение Ю.А. Косыгина и В.А. Соловьева о существовании трех направлений в геологичес ких исследованиях, посвященных статическим, динамическим и рет роспективным системам3.
Признаком является любая характеристика объекта. Все бесчис ленные признаки объекта практически объединяются в пять групп: 1 — форма (очертания, размер и характер ограничения), 2 — состав, 3 — строение, 4 — свойства, 5 — происхождение. Типичным геологи ческим примером, иллюстрирующим обращение к этим группам при знаков, можно считать любой минерал, который обладает определен
ной морфологией (например, кристаллической формой), химическим составом (чаще всего лежащим в основе поисковых и разведочных работ), строением кристаллической решетки, многочисленными свойствами (окраской, твердостью, удельным весом и т. п.) и проис хождением (магматическим, осадочным или метаморфическим).
Признаки геологических объектов могут быть явными и скрыты ми, качественными и количественными, относительными и абсолют ными, необходимыми и достаточными.
В самом деле, обращаясь к тем же минералам, явными признака ми, подлежащими визуальной оценке, следует считать форму крис талла или его цвет. Однако его химический состав, кристаллографи ческая структура или, скажем, удельный вес не могут быть установ лены без применения специальных приборов, аппаратуры и научных исследований. Поэтому признаки, подлежащие специальному анали зу, переходят в более высокий ранг — ранг предметный. Отсюда по является следующее понятие системного мышления — предмет, т. е. определенная область знаний (науки), занимающаяся установлени ем или изучением соответствующей характеристики объекта.
Итак, признак, подлежащий научному анализу, становится пред метом исследования. Таким образом, объект и предмет познания не одно и то же, как, например, утверждается в словаре иностранных слов: «Объект — предмет познания и деятельности человека»4. При мерно в том же смысле этот термин трактуется и в кратком философ ском словаре: «Субъекту противопоставляется объект как внешний предмет сознания и деятельности»5. Ошибочное смешение понятий «объект» и «предмет» сплошь и рядом встречается в специальной на учной литературе, ссылки на которую бессмыслены из-за ее много численности.
В геологии, как, по-видимому, и в других областях, количествен ные признаки предподчтительнее. Поэтому в огромном числе случа ев предпринимаются попытки кодирования качественных характери стик тех или иных объектов, особенно при использовании в процес се исследований вычислительной техники. Так, например, может быть введен количественный код для обозначения интенсивности ок раски минералов или горных пород. Использование числового кода позволяет проявить направленную тенденцию в изменении рассма триваемых признаков. Хотя многие признаки не поддаются данной операции, как, например, происхождение тех или иных геологичес ких объектов.
При использовании количественных показателей признаков бе зусловным преимуществом пользуются признаки абсолютные по сравнению с относительными. Например, с течением временем, по мере развития технических возможностей, все шире применяются аб солютные датировки геологических образований по сравнению с приемами относительной геохронологии.
Необходимый набор признаков является непременным условием открытия принципиально нового объекта. Он должен включать в се бя признаки, обязательно входящие в каждую из приведенных пяти групп. Достаточным же набором признаков обычно ограничиваются при распознавании известных объектов. Так, в учебном процессе при диагностике минералов студент обычно ограничивается только ос новными их характеристиками. При этом количество приводимых признаков обычно произвольно и зависит от конкретной ситуации. Так, для графита достаточны темно-серый цвет и твердость, позво ляющая писать минералом по бумаге.
Упорядоченность — это существование определенной закономер ности во взаимоположении объектов. Упорядоченность объектов по общему для них признаку принято называть классификацией. Упоря дочение же объектов по их соподчиненности составляет суть систе матизации. Систематизация бывает иерархической (атом, молекула, химический элемент и т. д.) и таксономической внутри каждого ие рархического уровня (например, от моноэлементного минерала до полиэлементного). Существующее в биологии упорядочение пред ставителей органического мира путем отнесения их к видам, родам, семействам, отрядам, классам, типам и царствам является, по-суще- ству, таксономированием. Аналогичный подход должен иметь место и в области неживой природы. При этом объект более низкого иерар хического уровня при переходе на более высокий уровень превраща ется в признак объекта, т. е. в предмет научного рассмотрения. Та ким образом, именно при систематизации объектов проявляется ис тинная связь между понятиями «объект» и «предмет» исследования, т. е. их перемещение по ступеням иерархической лестницы. Ни в ко ем случае нельзя путать систематизацию с классификацией.
Методология является мировоззренческой позицией исследовате ля — его парадигмой (а вовсе не учением о методе в буквальном пе реводе на русский язык) и, по-существу, представляет собой содер жание второго блока системного мышления. За последние 200 с лиш ним лет научная мысль последовательно руководствовалась разны-